Крупнейший отечественный производитель мяса курицы чувствует себя уверенно - наращивает мощности даже в кризис, готовится выйти на рынки Азии и Европы, где не исключает покупку успешного производства. О развитии бизнеса, а также о конкуренции, инвестициях и новой власти в интервью корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ рассказал Юрий Косюк, председатель правления компании "Мироновский хлебопродукт" (основной бренд - "Наша Ряба").

- Недавно Международная финансовая корпорация (IFC) предоставила компании "Мироновский хлебопродукт" кредит на сумму $61 млн. В релизе сообщали, что средства пойдут на развитие растениеводства, на какие направления именно?

- Я бы вообще их (привлеченные средства, - ред.) не делил. Международная финансовая корпорация - давний наш партнер. $61 млн. - это много денег, но это капля в море к тем финансовым ресурсам, которые мы привлекаем для расширения бизнеса. А расширение бизнеса достаточно простое: это птицеводство и инвестиции в расширение операций по производству зерна. Все.

Поэтому $61 млн. - это добавка к $570 млн. евробондов, которые мы выпустили, это добавка к $50 млн., которые мы берем от ЕБРР (Европейского банка реконструкции и развития - ред.), это добавка к $150 млн., которые мы берем экспортного финансирования. Поэтому это - абсолютно обезличенные деньги. У нас есть договоренность, что мы эти деньги больше будем использовать под оборотный капитал.

- "Мироновский хлебопродукт" задекларировал рост прибыли в 2009 году почти в 20 раз. У Вас действительно был такой невероятный подъем в кризис? Или это какой-то технический рост?

- Рост произошел в основном за счет новых мощностей. В прошлом году мы завершили ввод в эксплуатацию нашей самой большой фабрики, нашего мега-проекта, который добавил нам год к году 50% роста, поэтому это увеличение прибыли - оттуда.

- Планируете расширять мясное производство?

- Сколько можем, столько и будем расширять. Вот Винница сейчас у нас новый проект... Если мы сегодня (в 2010 году) производим около 360 тыс. тонн мяса птицы, то Винница у нас должна добавить - она двухстадийная - 440 тыс. тонн. То есть, грубо говоря, к уже призводимым 360 тыс. тонн добавится еще 440 тыс. тонн в год.

- Когда планируется ввести в эксплуатацию винницкий проект?

- Первое мясо винницкий проект даст в начале 2013 года, а полностью завершен он будет, скорее всего, в 2017 году.

(пока готовилось интервью, стало известно, что "Мироновский хлебопродукт" начал расширение птицефабрики "Шахтерская-Нова" в Донецкой области, которая сегодня обеспечивает инкубационным яйцом бройлерные птицефабрики МХП ("Орель-Лидер" и "Дружба народов Нова"). Необходимость в новых производственных мощностях возникла в связи со строительством птицекомплекса в Винницкой области (город Ладыжин). На протяжении 2010-2015 годов предусматривается строительство 177 корпусов птицефабрики, из них 6 площадок выращивания ремонтного молодняка (по 10 корпусов на каждой) и 13 продуктивных площадок (по 9 корпусов на каждой). Производство на новых мощностях составит 325 млн. шт. яиц в год (сегодня производится 45 млн. шт. яиц в год), - ред).

- Планируете ли Вы осваивать новые товарные направления?

- Только мясопереработку, которая у нас есть. Это - готовые продукты, которые идут у нас под брендом "Легко!", либо связанные с этим готовые обеды и то, что связано с колбасой. Все. Пока никаких новых сегментов.

- Как прошел визит Еврокомиссара на птицефабрики и завод "Легко"? Каковы результаты проверки?

- В мае была проверка. Но была проверка не только мясоперерабатываюещего завода "Легко", в целом было проверено три наших предприятия. Через 60 дней мы ожидаем от них официального ответа.

- Что Вам даст положительный вывод Еврокомиссара?

- Очень интересен западный рынок, безумно интересен. И перспективы у нас там огромные, потому что мы можем воевать и очень активно воевать с бразильцами на европейском рынке, легко.

- Производство МХП сконцентрировано в Украине. Планируете ли основать свое производство, например, в Европе?

- Если мы какое-то успешное (производство, - ред.) увидим, то мы не откажемся это купить. Я могу сказать, что мы на это внимательно смотрим.

- Вы в силах тягаться с европейскими производителями? Что нужно для того, чтобы мясо украинского производства закрепилось на рынке ЕС?

- Наша компания может легко с ними тягаться. Европейские потребители достаточно циничны. Ты должен производить по европейским стандартам и по более низкой цене. Все остальное - не интересно. Потребителей во всем мире интересует только цена.

- Вы упоминали о том, что российский рынок Вам не интересен. А если говорить об Азии, какие именно страны Вас интересуют с точки зрения сбыта?

- Начиная от Казахстана, Ирана, Ирака, Сирии, Афганистана и Индокитая. Все эти страны меня очень сильно интересуют.

- Но европейское направление все-таки более приоритетно?

- Нет, азиатское более приоритетно. Но опять-таки, в этой индустрии ты должен быть очень диверсифицирован, потому что когда ты имеешь дело с живыми организмами (птицей, - ред.), ты должен быть очень осторожен: вирус налетит или еще что-то. Страны начинают закрывать ветеринарные барьеры, и это - достаточно большая проблема.

(пока готовилось интервью, стало известно, что с 1 июля Россия снимает ограничения на импорт мяса птицы от украинских производителей, в том числе "Мироновского хлебопродукта". Россия открывает свой рынок для животноводческой продукции из Украины после почти 5-летнего запрета, - ред.)

- Какова судьба проектов "Фуа Гра" и "Сертифицированный Ангус"? В какой стадии они сейчас находятся?

- "Сертифицированный Ангус" - клиент скорее мертв, чем жив. "Фуа Гра" еще имеет надежды при экспортных возможностях.

- То есть Вы хотите перенаправить продукцию под этими брендами на европейский рынок?

- Да, на европейский.

- Это связано с тем, что спрос на украинском рынке на данную продукцию оказался невелик?

- На украинском рынке очень узкий сегмент потребителей (данной продукции, - ред.). Это достаточно большой премиальный класс, и тут мы не рассчитали. Во-первых, нет культуры потребления, во-вторых, - платежеспособного оплаченного спроса. Два очень важных момента. Но скорее больше оплаченного спроса.

- На каких условиях Ваша компания работает с частными торговыми точками?

- Мы работаем с около 3 тысячами торговых точек. Франшиза у нас развивается, это наши очень хорошие партнеры. Мы их любим, лелеем, развиваем и придумываем, чем они будут жить через год-три. Мы подтягиваем их к стандартам, обучаем, говорим, куда двигаться. Они - это часть нас.

- Изменились ли условия сотрудничества с ними за последний год?

- Нет, сотрудничество за год не изменилось. Здесь достаточно внятная картина. Она движется достаточно органично, потому что мы придумываем новые бизнесы, формат меняем сейчас, придумываем, чем они будут заниматься через 5 лет.

- Каковы условия вашего сотрудничества с торговыми сетями? Вы диктуете им цены?

- Мы не можем диктовать, потому что мы работаем на достаточно конкурентном рынке. Мы пытаемся другим брать: мы даем хороший продукт с хорошим сервисом. Это очень важно для них: они готовы оплачивать хороший сервис и готовый продукт. Плюс потребитель хочет видеть этот продукт на их полках. Они делают деньги. Тем более, мы наоборот толкаем их к тому, чтобы рядом с нашим продуктом лежали продукты наших конкурентов.

Если раньше у нас была идея, что только мы там должны лежать монопольно, то сегодня, последние года 3-4, мы отошли от этого и говорим: "Ребята, попробуйте сервисы от этого, этого и того, и положите продукт этот, этот и тот. И пусть потребитель выберет, а вы посмотрите, насколько вам комфортно работать с этими поставщиками, насколько мы конкурентны".

- Позволяете ли Вы супермаркетам переклеивать ценники на упаковке Вашей продукции если вышли сроки?

- Если вышли сроки - это для нас большая проблема. И я могу сказать одно, что, если мы это видим, то мы стараемся с этими партнерами не работать. Потому что они делают медвежью услугу.

- Как Вам удалось выстоять в кризис? Помог переход украинцев с красного мяса на мясо птицы?

- Конечно. Мы же в прошлом году продали весь дополнительный объем, который произвели, мы выросли на 25-30% год к году. И все продали на внутреннем рынке.

- Стало ли Вам легче работать на украинском рынке с приходом новой власти?

- Эта власть более прогнозируемая, понятная и прагматичная. Меньше эмоций. Мы хотя бы понимаем, что хорошо. Что они считают, что хорошо, а это задекларировано, и люди очень четко поддерживают это на местах, и отраслевые люди. Нет шараханий и ручного управления. Мне не нравится ручное управление. Когда Премьер-министр могла рассказывать, по какой цене продавать курицу - это дикость. Вот такого сейчас точно нет. Если вам не нравится, по какой цене я продаю...

- А новая власть не ограничивает рынок?

- Вот сейчас открыли импорт. Любой, кто хочет, без ограничений, с 12% пошлиной может привезти все, что хочешь, пожалуйста. Но тогда ты думай, чем ты будешь создавать ВВП, как ты будешь делать торговые балансы и как ты будешь платить зарплату.

Справка о компании: ОАО "Мироновский хлебопродукт" был основан в 1998 году. В 2002 году компания выпустила на рынок бренд охлажденной курятины (ТМ "Наша Ряба"). В 2008 году МХП вышел на Лондонскую фондовую биржу. На рынке пищевых продуктов известен такими брендами: "Наша Ряба", "Дружба народов", "Бащинский", "Европродукт", "Легко!", "Сертифицированный Ангус", "Фуа Гра".

Дмитрий ГОВДЯ

Агропромышленный комплекс: подборка новостей>>>Пищевая промышленность: подборка новостей>>> Розничная торговля, ритейл: подборка новостей>>>