В середине июля губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский дал 5 каналу довольно скандальное интервью. Кроме откровений, что семья Януковича владеет долей чуть ли не в каждой компании, приватизированной за время, пока он был президентом, олигарх-губернатор рассказал, что переписывается с главой российского правительства Дмитрием Медведевым по вопросу досудебного урегулирования спора о возмещении $15 млн инвестиций, вложенных олигархом в аэропорт Бельбек (Севастополь). Коломойский добавил, что ответа от Медведева пока не получил (и не надеется), зато уже дал поручение адвокатам готовить документы для подачи иска в Гаагский трибунал по коммерческим делам.

Более того, Коломойский призвал всех бизнесменов и жителей Крыма, понесших убытки от российской оккупации, следовать его примеру и подавать иски в международные суды, требуя компенсации. "Хочу обратиться к гражданам Украины. Если у вас есть собственность в Крыму, значит, вы потеряли свою инвестицию и мы поможем вам ее возместить", - заявил Коломойский в интервью 5 каналу. 

ЛІГАБізнесІнформ разобралась, что имел в виду олигарх, когда говорил "мы поможем вам ее возместить", и насколько реально получить компенсацию.   

По инициативе днепропетровских юристов создается ассоциация, которая будет специализироваться на сопровождении подобных судебных исков. Коломойский крупный, но не единственный клиент этой ассоциации. Один из ее организаторов, юрист днепропетровской юрфирмы Тезис Владимир Емцев, рассказал ЛІГАБізнесІнформ, кто на самом деле может обращаться за помощью и как юристы планируют выбивать компенсацию за собственность и инвестиции, потерянные в Крыму.

- Игорь Коломойский обещает защищать людей, потерявших свои инвестиции в Крыму. Какова роль холдинга Приват в создании ассоциации? Как вам будет помогать Коломойский?

- Идея создания такого объединения принадлежит адвокатам Днепропетровского региона, и финансирование осуществляется за счет этих юристов. Пока это объединение на добровольных началах, в него входят адвокаты из Днепропетровска, Кривого Рога, Одессы, Киева, возможно, присоединятся ребята из Херсона. Полноценно ассоциация заработает через две недели. Откроются несколько офисов (Днепропетровск, Киев, потом Херсон и Одесса), будет создана горячая телефонная линия для обращений и т.д.

Эта идея возникла после того, как к нам начали обращаться люди, которые столкнулись с потерей бизнеса или имущества в Крыму в результате аннексии полуострова.

- Чем вы конкретно занимаетесь?

- Ситуация, которая возникла в Крыму, уникальна по своей правовой природе. Мы пытаемся организовать правовую защиту для инвесторов в этом регионе.

- Как именно?

- У нас есть несколько инструментов защиты, предусмотренных международным правом. Факт аннексии Крыма признан мировым сообществом. Поскольку РФ объявила территорию Крыма своей, на нее автоматически распространяется действующее соглашение о защите инвестиций между Украиной и РФ. В соответствии с этим документом мы можем обращаться в компетентный суд, в данном случае - российский. Второй вариант - обращение в арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты. Третий - арбитражный суд ad hoc (создается под конкретный спор).

Еще одно направление - обращение в Европейский суд по защите прав человека (ЕСПЧ).

- Как это работает на конкретном примере?

- Строить дело на основе соглашения о защите инвестиций эффективно, если есть фактические данные и доказательства того, что органы РФ экспроприировали имущество или в результате их действий пострадали инвестиции. 

Обращение в ЕСПЧ целесообразно, если бизнес не отобрали, но он не может эффективно работать из-за необходимости перевода в правовое поле РФ. При изменении правил игры для крымских компаний, заточенных на украинский рынок, возникает ряд издержек, связанных с налогами, необходимостью преодолевать границу и дополнительными таможенными барьерами. Фактически инвестиции обесцениваются.

- Сколько дел вы сейчас ведете?

- Есть около 25 обращений как от частных, так и от юридических лиц. Это и простые люди - предприниматели, и крупные компании.

- По каким компаниям готовятся иски в международные судебные инстанции?

- Компании назвать не могу - это конфиденциальная информация. Игорь Коломойский является клиентом. Он уже озвучил свои претензии по возмещению ущерба от потери инвестиций в аэропорт Бельбек.

- Вы будете работать бесплатно? Кто оплачивает юридическое сопровождение? 

- Изучение обстоятельств дела и первичная консультация бесплатны - человек должен понять, какие у него есть возможности для защиты. Если он принимает решение отстаивать свои права, мы готовим все документы.

Если речь идет о защите небольшой инвестиции - до $100 000 (например, потеря частной квартиры), мы планируем подобные иски обслуживать бесплатно. Крупные клиенты будут обеспечивать оплату наших затрат на ведение дела, а в случае присуждения компенсации мы рассчитываем получать 2-3% от ее суммы. Часть этих денег будет идти как раз на бесплатное сопровождение для тех, кто не сможет их оплачивать.

- Вы будете заниматься государственными объектами, портами, например?

- Нет, мы планируем заниматься только частными инвесторами. Хотя, если государство обратится, постараемся помочь.

- Сколько времени может длиться такой спор?

- На уведомление в арбитраже отводится шесть месяцев. Если стороны не пришли к взаимовыгодному урегулированию конфликта, подается иск в арбитраж, и здесь сложно спрогнозировать, сколько понадобится времени: не исключено, что и год, и два.

- Как Россия может блокировать проведение судебных разбирательств? Может ли она не выполнять требования арбитража или не возмещать причиненный ущерб?

- Возможно. Но есть инструменты влияния на Россию для исполнения соответствующих решений. По практике дел в ЕСПЧ, Россия их выполняет. Будут трудности, они будут стараться не признавать, не исполнять, но тем не менее это нужно делать.

- В случае выигрыша дела истец может получить полную стоимость оцененных убытков, или ему полагается только часть?

- Арбитраж, как правило, при наличии доказательной базы взыскивает реальные цифры на основе оценки активов. В ЕСПЧ часто удается получить меньше, чем ожидает клиент. Они смотрят в первую очередь на нарушения фундаментальных прав и свобод человека. Финансовая составляющая, по их убеждению, второстепенна.

- Сейчас многие жители Крыма сменили гражданство с украинского на российское. Вы будете учитывать наличие паспорта того или иного государства?

- Каждый случай индивидуален. Но для рассмотрения этой категории дел в ЕСПЧ и арбитраже мы не считаем, что наличие российского паспорта будет препятствием для защиты прав гражданина Украины, который, может быть, вынужденно становится гражданином РФ.

- О каких украинских инвестициях в Крыму идет речь? В какую сумму вы их оцениваете?

- Насколько мне известно, Украина подала в ЕСПЧ иск о возмещении ущерба, который оценивается более чем в триллион долларов. С чем мы пока что столкнулись - это миллионы долларов компенсаций.