- Что произошло с российским валютным рынком в начале этой недели?

- Надо разделить фундаментальные и психологические факторы. Действие фундаментальных началось задолго до декабря, и закончится оно не скоро. И, следовательно, действие фундаментальных факторов определяет среднесрочный тренд. Первым из них следует назвать резкое ухудшение состояния е российской экономики, которая перестала расти в силу институционального кризиса. Отсутствие защиты прав собственности привело к спаду инвестиций, начавшемуся еще в 2013 году, вслед за чем последовал спад экономики, который статистически будет зафиксирован либо в самом конце этого года, либо в начале следующего. Во-вторых, с лета этого года странами Запада в отношении России введены финансовые санкции, и сегодня российские банки и компании не могут рефинансировать валютные долги, что повышает спрос на валюту на внутреннем рынке. И, наконец, и резкое падение цен на нефть, на 40% с середины лета. Все вместе это привело к росту давления на платежный баланс. По моим оценкам, чтобы его (платежный баланс) стабилизировать при цене на нефть $60 за баррель без вмешательства Центрального банка импорт должен сократиться в два раза.

В такой ситуации у властей есть два пути. Первый - ограничить свободу финансовых рынков, ввести обязательную продажу валюты, в ручном режиме продавать валюту "нужным" или "правильным" импортерам, ограничить продажу населению и т.д. Как правило, это очень быстро разрушает экономику.

- Венесуэла - отличный пример.

- Да-да, Венесуэла - хрестоматийный случай.

Второй подход - правительство и ЦБ признают, что ничего не изменить своими решениями, и отпускают курс на свободу, чтобы рынок определил его равновесное значение. Сколько будет - столько и будет. Большинство стран так и поступают, так как это единственный способ быстро сбалансировать рынок. Перечисленные фундаментальные факторы объясняют девальвацию российского рубля с 35 до примерно 60 рублей за доллар.

- А что вы имели в виду под психологическими факторами?

- На финансовых рынках не все зависит от математики и уравнений. Ситуация развивается очень быстро, и при принятии решений важна психология участников рынка - кто-то что-то неудачно сказал, не так посмотрел. В событиях последней недели сыграл негативную роль российский Центробанк: он утратил нить событий, с запозданием и недостаточно сильно на них реагировал. В прошлый четверг ЦБ поднял учетную ставку с 9,5 до 10,5%. Такое решение было воспринято рынком как абсолютно неадекватное, поскольку когда ситуация выходит из-под контроля, все ждут от ЦБ решительных действий, а то, что называется, "чижика съел".

После этого финансовые рынки пошли в разнос. Что сделал Центробанк в понедельник? Как видим из опубликованных сегодня данных, - полностью ушел с валютного рынка. Но это было сильно запоздалое решение, надо было давать рынку искать равновесие намного раньше. В итоге евро улетел до 100 рублей, а доллар - до 80. Потом уже было ночное заседание Совета директоров центробанка, повышение ставки до 17%, правительство провело встречу с экспортерами, где погрозило пальцем и попросило продавать валюту, - и за два дня российская валюта процентов на 20 укрепилась. На мой взгляд, психологическая составляющая исчерпана. Хотя, конечно, я не могу гарантировать, что панические настроения не вернутся.

Вот что произошло, если вкратце.

Такое решение было воспринято рынком как абсолютно неадекватное, поскольку когда ситуация выходит из-под контроля, все ждут от ЦБ решительных действий, а то, что называется, "чижика съел"

- А как повлиял на курс непонятный выпуск облигаций Роснефти на 625 млрд рублей?

- Это одна из составляющих, один из элементов непродуманной политики ЦБ. То, что за счет печатного станка (скорее всего, облигации выкупили госбанки, которые получили финансирование от ЦБ. - Ред.) профинансировали деятельность компании Роснефть, - это очевидная глупость, которая подорвала доверие к ЦБ. И надо признать, что это было сделано в крайне неудачный момент: выпусти Роснефть эти облигации месяц назад, никто бы не обратил внимания. А они это сделали в разгар валютного кризиса и, соответственно, поплатились за это еще большей паникой на рынке.

- Можно ли говорить, что курс рубля около 60 за доллар - это новое равновесие?

- Нет, нельзя так говорить. И никто вам не скажет, каким должен быть новый равновесный или справедливый курс. Если кто-то будет говорить, что он рассчитал, - не верьте: глупости. Шестьдесят рублей за доллар плюс-минус три рубля - это, скорее, мое интуитивное восприятие нового курса. В моем понимании этого достаточно, чтобы импорт сократился вдвое. Но я могу ошибаться. Как будет - покажет время. У нас только Набиуллина (глава российского ЦБ -ред.) говорит, что знает фундаментально обоснованный курс рубля. А я не знаю.

- Давайте обобщим, что сейчас происходит в России: это валютный кризис, финансовый или уже и экономический?

- Все вместе. Есть глубокий системный кризис, и развернувшийся прямо на глазах валютно-финансовый кризис.

- Как это повлияет на российскую экономику?

- Сокращение и удорожание импорта ударит по всем слоям населения: пенсионеры будут вынуждены отказаться или покупать меньше стремительно дорожающих импортных лекарств, средний класс - меньше импортных продуктов и услуг, бизнес - меньше оборудования. То есть сократится потребление и инвестиции. Спад инвестиций - это еще большее торможение экономики, спад на транспорте и в оптовой торговле. Теоретически от девальвации должны выиграть экспортеры, но в России 85% экспорта - это сырье, а на объемы его продаж курс не сильно влияет.

Для того чтобы развивались несырьевые экспортные отрасли и импортозамещение, должны быть свободные производственные мощности и резерв рабочей силы. В России нет ни того, ни другого. Безработица на минимуме, свободных мощностей нет, инвестиции не придут. Такого положительного эффекта от девальвации, как в 1998-м, ждать не стоит.

Теоретически от девальвации должны выиграть экспортеры, но в России 85% экспорта - это сырье, а на объемы его продаж курс не сильно влияет

- Из сегодняшнего выступления Путина что-то сложно понять. Об экономике он говорит в полулиберальных тонах: рынок, равновесие, невмешательство, а о внешней политике - в терминах холодной войны: Запад наступает, русскому мишке вырвут когти. Российская экономика сможет потянуть такую смесь - свободного рынка и холодной войны?

- По большому счету, мы не услышали ничего нового. Первое - во внешней политике официально Россия ничего не меняет. "Мы не отступим и не сдадимся", - заявил Путин. Хотя я думаю, что это не совсем так. Мы видим стремление России и минские переговоры возобновить, и в "Нормандском" формате побеседовать. Да, конечно, о прекращении гибридной войны речь не идет, но к наращиванию конфликта, похоже, Россия сегодня явно не стремится. Мои друзья, живущие в России, буквально вчера рассказали мне, что по Первому каналу стали говорить "Донецкая и Луганская область Украины", а не "ДНР/ЛНР". Такое не может произойти случайно, по недосмотру. Согласитесь, это индикатор каких-то изменений.

А в экономике основной месседж - все под контролем. Если кто и виноват - пожурю, но не сильно. В общем, на новогодние праздники уходите совершенно спокойно.

- Но, возвращаясь к вопросу: ваша экономика сможет потянуть такую смесь - свободного рынка и холодной войны?

- Давайте определимся в терминах. В России сохраняется главное условие рыночной экономики - свободное ценообразование. Я часто и много критикую экономическую политику Путина. Он построил в стране коррумпированную, монополизированную, неэффективную экономику. Но она основана на рыночных ценах. И сегодняшняя его позиция, что курс доллара должен определять рынок, - это подтверждение, что от рыночной экономики он отказываться не собирается.

Есть ли у России шанс удержаться? По экономике сильно ударили два внешних фактора - санкции и цены на нефть. Она почти без проблем могла пройти или то, или другое. Удастся ли выстоять под воздействием двух факторов, зависит от того, как долго Россия будет оставаться под санкциями и насколько затяжным будет падение цен на нефть. Я не возьмусь сейчас предсказывать ни то, ни другое. Давайте подождем 5-6 месяцев, посмотрим, как изменится российская экономика к весне.

- В Украине курс доллара - это мегаболезненная социальная тема. Как вы считаете, отразится двукратное обесценивание рубля на популярности Путина?

- Я вас разочарую. Думаю, что львиная доля российского населения вообще не знает, что происходит с курсом доллара, или точнее, не волнуется из-за этого.

Думаю, что львиная доля российского населения вообще не знает, что происходит с курсом доллара, или точнее, не волнуется из-за этого

- Не может быть.

- В России сбережения имеет только каждая третья семья. Это значит, что для 2/3 домохозяйств никогда не держали в руках доллар или евро и не собираются их покупать. Тогда чего волноваться, сколько это стоит? По всему населению ударит инфляция, но она ощутимо разгонится только к весне. Как население отреагирует на снижение уровня жизни? Не знаю, но точно не пойдет штурмовать Кремль. Скорее всего, никак, и политическая поддержка Путина не сильно изменится.

- Вашей власти повезло. У нас курс доллара - топ-тема для всех слоев населения…

- Я думаю, вы переоцениваете значимость курса. У вас за год прошла девальвация с 8 до 17 или до 20 гривен, но на улицу никто из-за этого не выходит. Никто не призывает свергать Порошенко или Яценюка из-за этого.

- Да нет, как раз уже выходят. Через день под Нацбанком бастуют и требуют вернуть курс то к 8, то к 5 гривнам. Если почитать, что пишут в соцсетях, то вообще создается впечатление, что все собирались делать операцию в европейской клинике, но теперь умрут, так как евро по 25 гривен.

- Я вас уверяю, что это затрагивает и волнует небольшую прослойку. Остальные 95 или 97% никогда или очень давно доллары/евро в руках не держали, и для них нет причинно-следственной связи в том, что сегодня доллар подорожал, а через три месяца инфляция съест их зарплату. Люди мыслят проще.

- Я все же думаю, что степень долларизации нашей экономики намного сильнее, чем в России, и больший процент людей болезненно воспринимает девальвацию.

- Дедолларизация сознания населения, с одной стороны, очень простая задача. Надо обеспечить экономическую стабильность на протяжении длительного времени, чтобы была низкая инфляция, экономический рост, положительные ставки по депозитам в национальной валюте и т.д. И через два-четыре года население само откажется от доллара и евро. Но никакими декретами и законами этого не добиться.

- Видно, у нас не было столь длительных периодов стабильности

- Это не совсем так. С 2000-го по 2007-й у вас была стабильно растущая экономика. Семь послереформенных лет - это не так мало.

- Значит, не воспользовались

- Это точно. Не воспользовались. Не тем занимались.