В феврале должен завершиться конкурс на создание мемориала "Небесной сотни", который перерос в конкурс на частичную или полную реконструкцию Майдана Незалежности. В декабре почти 500 участников из разных стран мира получили конкурсное задание и к концу февраля должны представить свои проекты. 
Главный архитектор Киева Сергей Целовальник рассказал ЛІГАБізнесІнформ о том, чем конкурс, который назвали Terra Dignitas, уникален, как и когда будут выбраны победители, где можно будет посмотреть на работы участников и кто даст деньги на реализацию проекта.


- Последней новостью о конкурсе "Територія Гідності" была информация в конце 2014 года о том, что его участникам выдано задание. Что будет дальше? Когда киевляне смогут увидеть первые работы?

- С 1 декабря 2014 года по 28 февраля 2015 года участники конкурса заняты проектированием - это действительно самый непубличный этап. Затем все проекты будут представлены общественности. С марта по май пройдут публичные обсуждения работ как в офлайн-, так и в онлайн-режиме. Появится возможность проголосовать за лучший проект на сайте конкурса и его тематической странице в Facebook. Наш Совет общественных экспертов также оценит полученные проекты - прежде всего, с точки зрения их соответствия конкурсному заданию. В Киеве, Одессе, Харькове, Львове и Днепропетровске будут организованы выставки конкурсных работ. И только после этого, 30 мая 2015 года, жюри вынесет свой окончательный вердикт по каждой из четырех номинаций. Мнение общественности и экспертов будет нести рекомендательный характер для дальнейшей профессиональной оценки жюри. Кроме того, как показывает опыт предыдущих открытых конкурсов, и "любители", и "профессионалы" почти всегда совпадают в оценках.

- С чем это может быть связано?

- С тем, что хороший проект очевиден для всех. Пока идет проектирование, мы стараемся рассказать о конкурсе как можно большему количеству людей: проводим пресс-конференции, общаемся с представителями СМИ, обновляем информацию на сайте. Примерно раз в две недели собирается Совет общественных экспертов, чтобы подготовиться к следующему этапу конкурса и обсудить некоторые другие проекты, с ним связанные.

- Сколько выполненных конкурсных работ уже поступило в адрес жюри конкурса?

- Пока проектов немного - всего два. Но это нормально. Обычно самой активной оказывается последняя неделя проектного этапа. На конкурс было подано 478 заявок, это значит, что мы реально получим до 100 готовых работ. Вместе с тем в конкурсе 4 номинации, и каждый участник может подготовить проект в каждой из них. Так что их вполне может оказаться и больше 100.

- Среди ваших участников есть известные имена в архитектуре? Сколько всего работ должен включать шорт-лист?

- Среди участников конкурса есть известные украинские и зарубежные творческие коллективы, архитекторы с опытом и молодые скульпторы. Однако условиями конкурса предусмотрена анонимность работ (они маркируются цифровым кодом), поэтому до объявления победителя я не вправе разглашать имена участников. Конкурс проходит в один этап, поэтому шорт-листа у нас не будет.

- Определен ли бюджет конкурса на этот год? Сколько денег поступит из городского бюджета, а сколько планируется собрать при помощи краудфандинга?

- Для финансирования дальнейшей реализации проектов-победителей мы планируем создать благотворительный фонд, который будет аккумулировать средства спонсоров и отдельных меценатов по принципу crowd funding (коллективный добровольный сбор средств. - Ред.). Уверен, что государство тоже не останется в стороне, речь ведь идет не о каком-то рядовом проекте, но об увековечивании памяти о тех событиях, которые изменили путь Украины в современном мире. Если посмотреть на зарубежный опыт, схема финансирования может быть такой: бюджет - до 30%, остальное - благотворительность. В Киеве уже существует три памятника, сооруженных на средства, собранные жителями города. Это Нижний памятник св. Владимиру, он же Колонна Магдебургского права или Памятник крещения Руси (1802-1808 гг.), памятник Богдану Хмельницкому на Софийской площади (1888 г.) и бюст А. С. Пушкина у Автодорожного института (бывшая 5-я Киево-Печерская гимназия) (1899 г.).

- Еще осенью вы упоминали, что готовить конкурс помогали волонтеры. Почему этот проект вызвал такой всплеск активности простых людей?

- В какой-то мере конкурс стал своего рода продолжением Майдана - с первых же публичных обсуждений к нам стали приходить представители общественных инициатив, возникших зимой 2013/2014. Было много участников "Самообороны Майдана". Приходили эксперты по самым разным вопросам - от социологии до искусствоведения, даже родственники погибших… События Революции Достоинства еще очень близки к нам во времени и достаточно волнительны, поэтому мы решили разговаривать с людьми. Хотя проводить подобные дискуссии было непросто, этот опыт уникален для всех нас.

- В чем сложность?

- Первые несколько встреч прошли в очень нервной обстановке - с криками, нежеланием слышать других. Затем очень постепенно, путем проб и ошибок, мы стали нащупывать возможность компромисса. Будущие общественные эксперты конкурса взяли на себя задачу фиксировать все высказанные смыслы и идеи. Впоследствии они анализировались, обобщались и выкладывались на экран. Такой подход смог убедить каждого присутствующего, что его мнение важно и учтено. Впоследствии мы сформулировали главный организационный принцип конкурса: право на определение тематики и идеологии конкурса принадлежит народу Украины. Мы всякий раз акцентировали внимание на том, что мы, модераторы, - предлагаем, а вы, общественность, -  выбираете.

Думаю, именно это чувство сопричастности к большому делу и стало той причиной, по которой люди взялись помогать в подготовке конкурса на добровольных началах. Около 100 волонтеров, среди которых были и студенты, и именитые ученые, помогали разрабатывать конкурсное задание, чертили схемы, делали фотографии, проводили соцопросы, расшифровывали стенограммы публичных обсуждений, переводили тексты на английский язык. Все они - полноценные соавторы конкурса. Помню, как один из участников обсуждений сказал: "Сам по себе процесс обсуждения уже является своеобразным памятником событиям Революции Достоинства".

- Вы неоднократно утверждали, что на первую годовщину конкурса не будет запланировано никаких связанных с ним мероприятий и активностей, поскольку задание слишком сложное, участников много и спешить с единственной целью успеть к годовщине не стоит. Остались ли эти намерения прежними?

- Все верно. В первую годовщину Майдана все еще будет продолжаться этап проектирования, поэтому никакие стационарные сооружения устанавливаться не будут. Майдан, Революция Достоинства, безусловно, меняют сами процессы культурного развития страны. Я имею в данном случае право утверждать, что ни кулуарных решений о том, каким быть мемориалу, ни так называемых датских (приуроченных к определенной дате) сооружений таких мемориалов больше никогда не будет. Это право мне дает год сотрудничества с той самой "громадой", которую представляете в том числе и вы. Время нужно всем для того, чтобы безошибочно определиться не только с эстетическим (сам по себе материальный мемориал), но и с этическим (идеей того, что мы увековечиваем).

Из запланированного - лишь несколько публичных мероприятий.