Управлять нельзя продать: дивный мир госпредприятий Украины
4e5c81be7941df995993f949216f781f.jpg

Два месяца назад член совета директоров CFA Society Ukraine Алексей Соболев, как волонтер пошел работать в Министерство экономического развития и торговли. Перед группой финансистов, в которую он попал, стояла задача проанализировать финансовое состояние государственных предприятий. Несколько дней назад завершилась одна из стадий проекта, и Соболев поделился своими впечатлениями о состоянии госсобственности, и порассуждал - что же с ней лучше всего сделать государству.

В экономических книжках пишут, что государство - самый неэффективный собственник. Признаюсь, пока я не увидел госменеджмент в действие, я не до конца понимал, почему это так.

Украинские "отцы-основатели" (кстати, кто они?) задумывали модель управления госпредприятиями (ГП) следующим образом: "Человек слаб, поэтому постоянно назначать не-мудаков директорами предприятий не выйдет. Так что не будем и стараться, лучше будем их контролировать и ограничивать, так мы сможем избежать масштабного воровства". Скажем честно, план провалился. С проверяющими договорились, прокуроры кормящую руку и трех друзей сажать не стали.

Проблему пытались решить дополнительными согласованиями, что привело лишь к увеличению объемов коррупции.

Согласования существуют разных уровней, например, для решений, которые принимает само ГП, это быстро. Есть приказы профильного министерства, на их согласование нужен, в лучшем случае, месяц. Есть приказы нескольких министерств (это уже минимум три месяца). Есть приказы Кабинета министров (минимум четыре министерства) - здесь меньше чем за полгода не управишься.

Результат совершенно не стоит усилий, затрачиваемых на прохождение этой бюрократической полосы препятствий - поэтому директор, который хотел чего-то добиться, либо обходил закон, либо договаривался с проверяющими и перераспределял ресурсы как ему надо, попутно не забывая о личном интересе (как я понял, Георгий Кирпа был патриархом такого стиля). Еще один способ не сталкиваться с бюрократией - вообще ничего не делать, ведь любое согласование означает передачу части ответственности, а ее на директоре осталось мало.

Все говорят, что бизнесу нужна дерегуляция, но ГП она нужна намного больше. Основные средства на наших предприятиях сильно изношены, но если покупку нового оборудования на 50 млн грн нужно согласовывать на Кабмине, то стоит понимать, что его не купят никогда, даже если в ГП не будут воровать.

goskom.jpg
goskom.jpg

Варианта решения этой проблемы два и, с моей точки зрения,  надо использовать оба: 

1. Директоров надо тщательнее выбирать на прозрачных конкурсах и дать им больше свободы и ответственности, убрав согласования, но при этом надо ужесточить ответственность за коррупцию, проще говоря - чаще сажать и не по политическим мотивам.

Основной недостаток этого варианта -  он долгий: инвентаризация и отмена ненужных приказов займёт много времени (точно больше года), а справедливое наказание возможно при нормальной прокуратуре и судебной системе. Когда они появятся в Украине, я не знаю. Еще одна проблема в том, что по нашему замечательному трудовому кодексу очень сложно уволить директора до истечения срока контракта. Как пример, посмотрите на ЮЗЖД. Уволенный идет в суд, а, значит, конкурс нельзя провести и т.д. Поэтому не верьте тому кто будет предлагать поменять всех руководителей ГП за три месяца - не получится.

2. Продать предприятие.

Часть причин, по которым одной из реформ всегда было разгосударствление, вы видели выше. Проблемы тут следующие: к сожалению, не все стратегические госпредприятия можно продать, а то, что продать можно, сейчас стоит дешевле справедливого из-за войны. В Украине нет рынка капитала, который позволил бы провести подобную масштабную приватизацию быстро и прозрачно. Но продавать необходимо. Некоторые считают, что надо в госпредприятиях навести порядок и подождать окончания войны, и только потом продать дороже.

Это неверный подход, так как наведение порядка связано с первым пунктом и  это будет очень долго и ресурсозатратно. Важно понимать,  что все это время потоки "уводимые" с ГП будут финансировать сопротивление реформам. Приватизация наоборот, позволит получить дополнительные ресурсы для реформ.

Из хороших новостей можно отметить, что в большинстве ГП главная статья затрат - зарплаты, она обычно растет вместе с инфляцией. Поэтому в этом году, если ГП работает на экспорт, то оно становится сильно прибыльным. Это позволит продать их чуть дороже. Но такая радость продлится не долго (может год-два), так что продавать надо срочно.

Поэтому уверен, что надо все нестратегические госпредприятия как можно быстрее продать. В стратегических - выделить нестратегическую часть и ее продать. В остальных (действительно стратегических) - провести конкурсы и поменять директоров.

Ну и о хорошем. Узнав, сколько госпредприятию надо потратить сил  и времени, чтобы сделать то, что частный бизнес делает за неделю, я очень сомневаюсь, что можно было начать делать реформы в разваленной стране, с парламентом, наполовину состоящем из регионалов, и русскими танками, прущими через границу.

То что мы их остановили - уже чудо.

Sobolev_Oleskiy.jpg

Автор - Алексей Соболев, Член совета директоров СFA Society Ukraine. Участник инициативы VoxUkraine.