AndreTAN VS Zara: украинские модники потянулись к украинскому
Фото: www.fashionweek.ua
От обесценивания гривни выиграли не только экспортеры, но и отечественные производители качественной и модной одежды и обуви. Украинские модельеры и дизайнеры не скрывают, что спрос на их продукцию в последние месяцы растет на десятки процентов.

ЛІГАБізнесІнформ выяснила, есть ли шанс использовать меркантильный интерес украинцев к отечественным модным брендам, чтобы превратить fashion-индустрию в масштабный бизнес. 

Золотая середина
 
Tan.jpgБольше других от девальвации выиграли украинские дизайнеры, сделавшие ставку на "вторые" линии одежды или обуви, рассчитанные на покупателей из среднего класса. Но до 2014-го даже "вторая" линия украинских дизайнеров была значительно дороже, чем вещи в магазинах Zara, Mango или Massimo Dutti. 

"Импорт упал практически на 40%, люди перестали покупать зарубежные товары. Конечно, в такой ситуации в выигрыше отечественный производитель. Если рассматривать ценовую политику, раньше цены в моей второй линии a.Tan были выше, чем в Zara, на 50%, а сейчас дешевле на 30%", - рассказывает дизайнер Андре Тан (ТМ a.TAN). Он уверяет, что за первые два месяца этого года продажи в его сети выросли на 27%. При этом украинским производителям тоже пришлось повышать цены, хоть и не так значительно, как зарубежным fashion-ритейлерам. "Все ткани мы закупаем в Италии, поэтому валютная составляющая в себестоимости товара - до 60%. Но учитывая, что шьем мы в Украине, сотрудники местные, магазины в украинских торговых центрах, то мы подняли цены в гривне процентов на 30%. В долларе же получилось двукратное падение: если раньше при старом курсе пальто у нас стоило, в среднем $200, то сейчас $100", - поясняет Андре Тан.

Poustovit-FW2014-2015-1.jpgСпрос на одежду украинских дизайнеров, специализирующихся на менее массовой и более дорогой одежде, вырос, но не так значительно. "О росте спроса можно судить хотя бы по тому, что в мультибрендовые магазины активно берут одежду украинских дизайнеров. До кризиса мы были единственным украинским брендом, представленным в них", - говорит Лилия Пустовит. По словам дизайнера, валютная составляющая в ее изделиях колеблется в пределах 40-80%, поэтому в начале этого года они существенно подняли цены.

Директор по развитию бизнеса модного дома LAKE (бывшая KamenskaKononova) Марина Истомина также подчеркивает, что возрос спрос со стороны посредников (байеров, магазинов).


LAKE.jpg"Увеличения спроса со стороны постоянных клиентов мы не заметили, покупательская способность все-таки падает, - говорит Истомина, - но растет интерес со стороны байеров - оптовых покупателей, даже тех, которые раньше работали только с иностранным luxury-сегментом". В этом сезоне LAKE начал сотрудничать с несколькими такими магазинами. "Например, мультибрендовый бутик в Днепропетровске. Раньше они ориентировались только на такие бренды, как Dior, Givenchy, а сейчас готовы выделить целый этаж под украинских дизайнеров", - объясняет Истомина.

Дизайнер Кристина Бобкова (ТМ BOBKOVA) отмечает другую тенденцию. Она говорит, что особого притока новых клиентов нет, но зато прежние покупатели стали заходить намного чаще: "Те, кому раньше было дорого одеваться у нас и они миксовали дизайнерские вещи с менее дорогими, теперь заходят к нам чаще. Дважды в году у нас проходят плановые распродажи, и в этот раз в течение недели у нас опустели все кронштейны. Покупали не только уцененные вещи. Покупатели luxury-сегмента тем более остаются с нами! Многим стало сложнее ездить на шопинг в Европу". "Даже состоятельным клиентам, привыкшим покупать дорогие всемирно известные бренды, те становятся не по карману, поэтому они будут все больше переходить на украинские марки", - подтверждает Истомина.

Недолгая радость
Fashion-индустрия в Украине - это скорее искусство и хобби дизайнеров, чем бизнес. Большими оборотами, а тем более заработками, не могли похвастаться даже ведущие отечественные модельеры. Например, ежегодную выручку бизнеса Лилии Пустовит Forbes оценил в сумму $1,5-2 млн (сама Пустовит говорила, что цифра в разы завышена).

Сумеют ли украинские дизайнеры воспользоваться шансом и превратить свое увлечение в крупный или хотя бы средний бизнес?

Владелец и основатель крупнейшего luxury-ритейлера Helen Marlen Group Михаил Кавицкий считает, что спрос на продукцию отечественных модельеров растет не только из-за девальвации. "Не думаю, что это связано только со скачками валют, скорее, с высоким качеством. Многие украинские производители собрали действительно хорошие команды и научились добиваться качества, превосходящего западных конкурентов", - уверен Кавицкий. В мультибрендах сети Helen Marlen уже второй сезон подряд представлены вещи украинских дизайнеров Лилии Пустовит и Лилии Литковской. По наблюдениям Кавицкого, многие байеры начинают интересоваться украинскими производителями.

Кавицкий считает, что
у местных производителей одежды есть шансы завоевать место под солнцем на украинском fashion-рынке, но при определенных условиях. "Мне не нравится фраза "украинские дизайнеры". Украинские производители - другое дело. Если они захотят увеличивать производственные мощности, заниматься экономикой, логистикой, тогда смогут. Если же работать только для недели моды, то шансов немного, - говорит Кавицкий. - Нужно четко разделять моду и бизнес. Есть успешная турецкая промышленность, успешная китайская промышленность, нужно и можно развивать украинскую легкую промышленность. Если купить современные станки, поработать над качеством ручного труда, есть все шансы вырасти многократно. А дизайнеров у нас много, иногда даже кажется, что слишком много".