Изменения в трансфертном ценообразовании: последствия для бизнеса
0850de1f4a459a810cb94c688c4ed29f.JPG

15 июля Верховная Рада проголосовала за изменения в законодательстве о трансфертном ценообразовании. (Законопроекта №1861 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины).

Александр Черинько, директор налогово-юридического департамента и руководитель группы рансфертное ценообразование" в компании "Делойт", который принимал участие в разработке Закона, прокомментировал, какие последствия будут иметь эти изменения для бизнеса.

Основная цель изменений - сделать Закон о трансфертном ценообразовании более прозрачным и понятным как для представителей бизнеса, так и непосредственно для налоговых органов.

Ключевым шагом навстречу бизнесу является четко прописанная в Законе норма, согласно которой правила трансфертного ценообразования не будут применяться по отношению к налогу на добавленную стоимость. Ранее текст Налогового кодекса был не совсем удачным и сохранялись риски того, что представители налоговых органов будут пытаться применять правила ТЦО к НДС. Это могло грозить большими штрафами и большими проблемами для бизнеса. Теперь для целей ТЦО будет учитываться исключительно налог на прибыль.

Второй важный пункт - повышение минимального порога для признания операций контролируемыми. Ранее под правила трансфертного ценообразования попадали компании с оборотом более 20 млн грн и объемом группы операций от 1 млн грн. Теперь минимальный оборот компаний, подпадающих под действие законодательства о трансфертном ценообразовании, должен превышать 50 млн грн, а объем контролируемых операций должен превышать 5 млн грн. Это важное изменение, существенно снижающее количество бизнесов, вынужденных готовить трансфертную документацию и, соответственно, тратить на это деньги. Если в прежней версии закона даже малый бизнес мог подпадать под контроль, то сейчас правила ТЦО его практически не будут затрагивать. С учетом того, что ТЦО должно быть направлено на крупные операции и на крупный бизнес, мы придерживаемся мнения, что лимит контролируемых операций целесообразно поднять еще выше, по крайней мере до 20 млн грн.

С учетом того, что ТЦО должно быть направлено на крупные операции и на крупный бизнес, мы придерживаемся мнения, что лимит контролируемых операций целесообразно поднять еще выше, по крайней мере до 20 млн грн.

Неразорительные штрафы

Еще одно важное изменение - размеры штрафов. Ранее для компаний, которые не указывали ту или иную операцию в отчете о контролируемых операциях, был предусмотрен штраф объемом 5% от суммы этой операции. На практике это могло привести к неоправданно большим суммам штрафов. Тем более с учетом того, что законодательство для Украины новое и некоторые его положения не полностью ясны для представителей бизнеса. Теперь этот штраф снизился до 1% и ограничился планкой 300 минимальных заработных плат, т.е. около 360 тысяч гривен. Это также большая сумма, но гораздо лучше, чем предыдущая.

Одновременно с этим был увеличен штраф непосредственно за неподачу самого отчета налоговым органам. Т.е. если компания его не подготовит и не подаст отчет, на нее налагается штраф в сумме 300 мин. зарплат, тогда как в предыдущей версии закона был предусмотрен штраф 100 мин. зарплат. Стоит отметить, что по нашему мнению, штраф за неподачу отчета о контролируемых операциях и за неподачу документации не должен быть на одном уровне - 300 мин. зарплат, как это предусмотрено в новой версии Закона. Сам отчет - это формальность, важность которого относительно низкая. А вот документация - это аналитика, важность которой намного выше. Поэтому и штраф за неподачу отчета должен быть ниже, чем за неподачу документации.

Налоговой не виднее

Еще одно изменение - отмена пункта 39.2.2.8 Кодекса о так называемом "пятипроцентном отклонении в химическом составе". Норма при буквальном прочтении потенциально могла дать налоговым органам возможность корректировать по своему усмотрению налоговые обязательства по экспорту отдельных групп сырьевых товаров, таких как сталь, сельскохозяйственные товары, железная руда. Исключение этой нормы является важным изменением для отечественных экспортеров. Но я не могу назвать это смягчением условий для крупного бизнеса; скорее, это приведение законодательства в адекватное состояние.

Также в Законе изменен перечень критериев для низконалоговых стран. Операции с лицами в низконалоговых юрисдикциях подпадают под контроль вне зависимости от того, связанные или не связанные лица в них участвуют. Согласно новой версии Закона, если страна не раскрывает в публичном доступе информацию о структуре собственности юридических лиц, это не является основанием для включения ее в перечень низконалоговых. В то же время пока сложно сказать, насколько такое изменение приведет к пересмотру списка стран, операции с которыми являются контролируемыми.

Следует отметить, что в международной практике существует четкий подход, согласно которому трансфертное ценообразование распространяется только на операции между связанными лицами. Сам факт того, что в Украине сохраняется перечень низконалоговых стран, операции с резидентами которых контролируются вне зависимости от связанности, существенно отдаляет нас от европейских норм. И эта проблема остается.

Время на ответ

Кроме того, в Налоговый Кодекс были внесены ряд изменений, на первый взгляд несущих формальный характер, но при этом существенно облегчающих взаимодействие бизнеса с налоговыми органами в сфере ТЦО. Например, Закон отменяет приложения по ТЦО в декларации по налогу на прибыль. Это приложение было введено с 1-го января этого года. Но поскольку на тот момент уже было два необходимых для подачи документа - документация по ТЦО и отчет, роль этого дополнительного документа оставалась непонятной. Приложение фактически дублировало информацию о контролируемых операциях, уже поданную в отчете, и ее необходимость толком никто не мог объяснить. Теперь нет надобности подавать это приложение. Еще одно изменение - увеличение до 30 дней срока для предоставления ответа на запрос налоговых органов. Практика тех налогоплательщиков, которые уже столкнулись с подобными запросами, четко показывает, что предусмотренный законодательством десятидневный срок является неоправданно кратким. 30 дней - это более адекватный период.

Еще одно изменение - увеличение до 30 дней срока для предоставления ответа на запрос налоговых органов. Практика тех налогоплательщиков, которые уже столкнулись с подобными запросами, четко показывает, что предусмотренный законодательством десятидневный срок является неоправданно кратким.

Важно также отметить, что в Законе четко прописано, что его нормы будут применяться по отношению ко всем операциям, произведенным в течение 2015 года. Планируется, что в 2016 году документация и отчеты по ТЦО будут подаваться уже с учетом новых правил.

Таким образом, изменения делают нормы закона в сфере ТЦО более понятными и четкими. Поэтому в целом его принятие является позитивным как для бизнеса, так и для государственных органов.

Автор: Александр Черинько, директор налогово-юридического департамента компании "Делойт"