Директор ОГХК признал, что сотрудничает с приближенными фирмами

Руслан Журило, гендиректор ГП Объединенная горно-химическая компания (ОГХК), которой в 2014 передано имущество Вольногорского и Иршанского титановых ГОК, находившихся в аренде у Дмитрия Фирташа, три года назад попал на скамью подсудимых за тендер, в котором победила его компания. Сейчас ОГХК также сотрудничает преимущественно с дружественными ему фирмами, отдавая им подряды на закупках и экспортные контракты. Об этом говорится в сюжете Алисы Юрченко в программе Наші гроші (ZIK).

В 2008-2012 годах Журило работал заместителем гендиректора единого уранодобывающего предприятия Украины - государственного Восточного горно-обогатительного комбината. В 2010 году ВостГОК участвовал в тендере Новоконстантиновской урановой шахты на поставку горно-шахтного оборудования. Тендерные предложения от комбината подписывал Журило. Госкомбинат под его руководством в тендере проиграл, а выиграла частная фирма - Техномаш, которая принадлежала Журило.


Оборудование для поставки на шахту Техномаш Журило не производил, а купил у ВостГОК и перепродал на шахту. Кроме того, во время проведения тендера уже существовал приказ Минтопэнерго о присоединении Новоконстантиновской шахты к комбинату. Процессом возвращения шахты ВостГОК занимался Журило, обосновывая эту идею на уровне Кабмина и парламента. После завершения юридических формальностей и окончательного присоединения Новоконстантиновского месторождения к комбинату, ВостГОК фактически продал и поставил оборудования себе, а разницу в цене (1,5 млн грн) Оставил частной фирме Техномаш.

Обвинение по делу отмечало, что уже после присоединения шахты к комбинату Журило не обжаловал сомнительные договоры, а легализовал их, подписав с Техномаш дополнительное соглашение о признании обязательств.

Журило объясняет проигрыш в тендере государственного ВостГОК антипатией к нему руководства шахты, которое не желало ее присоединения к комбинату. А победу его же частной фирмы - тем, что он владел ею не один, а руководителем там работал другой человек.

В 2012 году он уволился из ВостГОКа. В том же году по уголовному делу за упомянутый тендер его амнистировали. После назначения Журило гендиректором ОГХК в его адрес последовали аналогичные обвинения - системные победы приближенных фирм в тендерах госкомпании. Так, по данным интернет-издания Наші гроші, пять компаний из его окружения за год получили подряды ОГКХ более чем 1 млрд грн. Это Гарант Метиз Инвест, Энерджи трейд групп, Мир стали, Юнитранс оператор и Имекс Минералс. Последняя фигурирует в свежем уголовном деле, начатом ​ГПУ.

Журило называет тесное сотрудничество возглавляемых им государственных с компаниями, близкими к нему или его друзьям, своей принципиальной позицией. "Это политика, которую я исповедую, - объясняет гендиректор ОГХК. - По состоянию на 2008 год, когда я пришел на ВостГОК, ни одного поставщика из Желтых Вод не было на комбинате. Ни одного. Снабжали фирмы из Кривого Рога, Днепропетровска, Киева - масса проходимцев было. А желтоводские предприниматели сидели и торговали между собой - по 20 копеек. Мы привели желтоводский бизнес. Мне нравится, когда рядом со мной люди работают, богатеют, развивается производство… Это люди, которые зарабатывают скромные деньги и часть этих денег они тратят не на себя, а передают на благотворительность. Это моя позиция. И я с этой позицией живу. Меня за это ругают, допрашивают. Я буду отвечать", - отмечает он.

В сфере продажи продукции ОГХК на внешние рынки также появился посредник. Компания Bollwerk Finanzierungs - und Industriemanagement AG, по которой перепродается львиная доля ильменитовой руды, экспортируемой госкомбинатом. Через директора Вольфганга Айбергера фирму связывают с экс-депутатом Николаем Мартыненко. С ним Журило познакомился еще в 2008 году, когда обратился за помощью в возвращении Новоконстантиновской шахты.