Деньги без продукта. Как заработать на Apple с помощью патентов
Фото: iStock/Global Images Ukraine

В 1997 году в Нью-Йорке появилась компания Universal Display Corporation (далее - UDC). Главная ее деятельность сейчас - технологии OLED. В отличие от жидкокристаллических экранов OLED дают более четкую картинку и меньшую нагрузку на батарею. К тому же, эти дисплеи можно делать гибкими.

И хотя эта технология пока занимает только 10% на рынке потребительских дисплеев, такие гиганты, как Samsung, LG и даже Apple (начиная с iPhone X), начинают использовать ее в своих гаджетах. Руководство UDC считает, что OLED все еще находится на ранних стадиях принятия рынком. А продажи рванут вверх в 2019 году.

Но есть нюанс. Компания UDC не производит и не поставляет крупнейшим технобрендам OLED-дисплеи. Она не производит вообще ничего. Тем не менее в 2017 году доход компании составил $336 млн. Как ей удалось столько заработать? И возможна ли такая история в Украине?

Изобретательный бизнес

Universal Display Corporation занимается исследованиями и разработкой новых решений в создании дисплеев. Результаты она методично патентует. По состоянию на май 2018 года у нее набралось уже более 4000 патентов и заявок.

Практически весь доход UDC создается за счет запатентованных решений в сфере OLED. Основная его часть – это доход от лицензий. Samsung, LG и другие компании сами производят дисплеи для своих устройств, а UDC получает роялти за использование ее решений. Технобренды также покупают для дисплеев материалы, которые корпорация PPG производит по лицензии для Universal Display.

Так UDC и заработала сотни миллионов долларов. Ее рыночная капитализация на момент написания статьи составляет $4,2 млрд по данным американской биржи NASDAQ.

Заокеанским кейсом заинтересовался американский венчурный фонд с украинскими участниками Blackshield Fund. Чтобы проанализировать инвестиционную привлекательность UDC, в фонде обратились к исследовательской компании Innolytics Group.

Оказалось, на этом примере можно объяснить один из подходов к инвестированию. А украинским разработчикам - посмотреть на инструмент патентования под другим углом.

Монополия на технологию

“В оценке любой технологической компании ключевую роль играют патенты”, - считает Владимир Бандура, партнер и CEO Innolytics Group.

Во-первых, патенты дают возможность понять, насколько решения компании являются реально инновационными. В развитых странах заявки на патенты проходят фильтр из первоклассных специалистов в своих областях. Те проверяют, действительно ли разработка компании является глобально новой.

Как отмечает директор компании IPStyle, патентный поверенный Мария Ортынская, в Украине новизну заявки на изобретение проверяет патентное ведомство Украины. “Проверяется соответствие именно мировому, а не локальному уровню новизны. Важно, что несколько лет назад Укрпатент получил статус международного поискового органа. А это означает, что его принципы и система проведения поиска соответствует международным стандартам”, - говорит Ортынская.

Деньги без продукта. Как заработать на Apple с помощью патентов
Screenshot - Укрпатент

Во-вторых, патенты - единственный открытый источник, где можно рассмотреть и оценить суть новых разработок компании. Можно понять их цель, преимущества, логику и алгоритмы работы и даже посмотреть чертежи. Патенты помогают проверить, есть ли у компании реальные инновации компании или же она давит только маркетинговыми лозунгами.

И третье, но самое главное: патент дает компании монопольное право на использование ее технологии. Конечно, только на срок действия патента и на тех территориях, где он получен.

Иначе говоря, патент дает компании монополию на уникальные решения. По словам Владимира Бандуры, как раз уникальные продукты - это долгосрочное преимущество перед конкурентами. А значит - и жирный плюс в инвестиционную привлекательность.

“Если таких продуктов нет, то компания делает просто “сырьевой” продукт, пусть даже высокотехнологичный. И если сама ниша оказалась интересной, очень скоро в ней появятся десятки конкурентов, которые очень быстро опустят прибыльность такого бизнеса ниже плинтуса”, - рассказывает Бандура.

Он ставит в пример компанию Global Crossing. Та появилась в 1997 году и стала пионером в прокладывании первых оптоволоконных кабелей через океан. На пике ожиданий компания оценивалась в $47 млрд. Однако аналитики упустили из виду, что Global Crossing не владела никакой монополией - ни в отношении технологии прокладывания, ни в отношении прав в принципе на прокладывание таких кабелей. Скоро конкуренты тоже ринулись прокладывать кабели и создали избыток предложения. В 2002 году Global Crossing объявила о банкротстве.

В контексте инвестиций в стартапы на вопрос патентов иначе смотрит Андрей Колодюк, управляющий партнер фонда AVentures Capital.

“Технология и патенты - это важная часть, но это только 20-25% от бизнеса. Поэтому мы ищем не патенты, а команды которые сумеют построить глобальные компании на их основе”, - говорит Колодюк. По его мнению, оценка патентов компании - один из последних пунктов в оценке команды/компании. Самое главное - что именно команда хочет построить и какие у них возможности.

Преимущество - не навсегда

Как понять, есть ли у компании уникальные решения и надолго ли сохранятся ее преимущества перед конкурентами? Иначе говоря - стоит ли в нее инвестировать?

По мнению Владимира Бандуры, ответить на эти вопросы может анализ патентных портфелей компании и ее конкурентов.

К примеру, для анализа упомянутой выше Universal Display Corporation проверка состояла из следующих этапов:

- оценка инновационной активности и портфеля разработок компании;
- выявление конкурентов, их стратегии и фокуса;
- определение возраста патентов UDC;
- споры по ее патентам.

“Последние два пункта важно понимать, поскольку завершение срока действия или аннулирование ключевых патентов может иметь для компании вроде Universal Display катастрофические последствия. Ведь компания может моментально лишиться значительной части доходов от роялти. А сами решения станут доступными для свободного копирования конкурентами”, - рассказывает СЕО Innolytics Group.

Он добавляет, что в случае с UDC этого риска не выявили - у нее всего несколько споров по ее патентам.

Партнеры, которые могут “подсидеть”

Примечательно, что самыми сильными конкурентами Universal Display, как следует из патентного анализа, являются ее же ключевые клиенты и партнеры. А именно компании Samsung, LG и другие.

“С компанией Samsung мы даже выявили спор касательно одного из патентов Universal Display”, - рассказывает Бандура.

Чтобы выявить разработчиков, которые пытаются обойти патенты определенной компании, можно проанализировать цитирование патентов компании-объекта, говорит СЕО Innolytics. В случае с Universal Display, было выявлено более 2500 заявок и уже выданных патентов, которые цитируют патенты UDC.

По мнению Бандуры, цитирование показывает сразу две характеристики. “С одной стороны, это хороший знак, поскольку указывает на высокую значимость патентов компании для индустрии. Особенно, если на них ссылаются сильные игроки. Патент, на который несколько лет никто не ссылается, скорее всего, большого значения для своей сферы не представляет”, - объясняет Владимир Бандура.

Но здесь есть и подвох. Ссылка на патент также может означать, что его кто-то взял в качестве прототипа и пытается обойти. То есть предложить новое решение, у которого есть преимущества перед прототипом.

“В некоторых темах конкуренты, цитируя патенты UDC, получили больше патентов, чем сами Universal Display”, - делится Владимир Бандура.

Возможный обвал

По словам CEO Innolytics Group, инвесторы щедро оценили результаты и перспективы компании. Если бы кто-то вложил деньги в UDC в начале 2017 года и продал их в конце года на пике ожиданий от сотрудничества с Apple в производстве IPhone X, инвестор мог бы заработать более 300% годовых в долларах США.

Однако все вышеперечисленные факторы ставят Universal Display в уязвимую позицию.

По словам Бандуры, с одной стороны, UDC - лидеры в разработке стратегической технологии. У них первоклассная стратегия защиты их интеллектуальной собственности. Благодаря ей они уже заработали миллиарды долларов для себя и своих инвесторов.

С другой стороны, их клиентами и партнерами являются их же конкуренты, которые очень заинтересованы создать собственные разработки и обойти Universal Display. И любой их значительный успех может иметь очень большое влияние на то, как компанию и ее перспективы воспримет рынок. 90% валовых доходов UDC генерируют два ключевых клиента - Samsung и LG. И уход их в самостоятельность может закончиться для UDC плачевно.

Деньги без продукта. Как заработать на Apple с помощью патентов
ТОП-10 получателей патентов США

“Хорошим примером является сотрудничество Universal Display с Apple в IPhone X. На больших ожиданиях рынка от этого сотрудничества компания очень сильно выросла, но как только данные продаж IPhone X оказались ниже ожиданий, акции Universal Display также быстро упали”, - рассуждает Бандура.

Капризы от iPhone

Несмотря на бешеный рост UDC в 2017 году, Blackshield Fund не торопится вкладывать в компанию-изобретателя. Пока что она - в watch list.

По словам Евгения Дегтяря, главного аналитика Blackshield Fund, помимо высокой зависимости UDC от Samsung и LG, один из факторов риска - уход Apple в более дешевые сборки iPhone.

“По данным исследовательской фирмы IHS Markit, дисплеи OLED, используемые в iPhone, стоят около $100, а ЖК-дисплеи на iPhone - около $40. Это один из самых дорогих компонентов телефона, что отчасти объясняет высокую цену и низкий спрос на IPhone X. Новая линейка IPhone, выходящая этой осенью, будет включать в себя две модели OLED и одну модель LCD. Но уже сейчас есть информация, что Apple планирует сделать больше LCD аппаратов, ожидая, что потребители будут склоняться к более дешевой модели телефона”, - объясняет Дегтярь.

Еще один риск заключается в том, что все партнеры OLED работают над конкурентными решениями. Например, в мире дисплеев нового поколения Samsung сделал QLED решение - дисплей с квантовыми точками. “Это еще не означает конец бизнесу OLED, но уже первый звоночек”, - говорит Евгений Дегтярь.

Надо отметить, что не все фонды в принципе смотрят на инвестиции в компании, подобные UDC. “Нас такие инвестиции не интересуют. Мы ищем юникорны, команды, способные построить глобальные компании и вырасти в разы. А на патенты создатели и сами могут собрать деньги, чтобы обеспечить постоянный и стабильный доход”, - считает Андрей Колодюк, управляющий партнер AVentures Capital.

Украина патентная

Так ли далека наша страна от историй, подобных бизнесу UDC? По мнению экспертов, внимание к регистрации своих (и чужих) изобретений начинает формироваться.

“За последние годы украинский бизнес все чаще стал заглядываться в сторону патентного права, поэтому существование компаний, которые будут использовать модель Universal Display Corporation – вполне реальная перспектива. Такие компании помогут украинским изобретателям получить экономическую выгоду от своих разработок, а Украине помогут остановить отток технологий за рубеж”, - считает младший юрист Практики ТМТ АО Juscutum Игорь Шишко.

По словам Марии Ортынской, директора патентно-юридической компании IPStyle, отношение к интеллектуальной собственности зачастую показывает и уровень компании. И те, кто относятся к ней серьезно, получают конкурентные преимущества.

“Есть компании-разработчики, которые изучают технологические проблемы гигантов рынка по патентам и другой информации. Затем работают над решением этих проблем, подают заявки на получение патента и предлагают уже этим мировым гигантам свои разработки”, - рассказывает Ортынская.

Игорь Шишко отмечает, что украинский патент имеет такую же юридическую силу, как и патенты в Европе или США. Однако стоит помнить, что патент носит территориальный характер и обеспечивает правовую охрану исключительно на той территории, где запрашивается правовая охрана.

"Сейчас компании и стартапы, обращаясь к нам, просят как можно больше патентовать их идеи и разработки. Но при этом очень пугаются, что эти разработки не ограничиваются одним патентом, - рассказывает Наталия Владимирова, управляющий партнер Prima Veritas. - К примеру, количество патентов, которое может включать один iPhone - порядка 2000. Почему тогда у некоего устройства, которое передает информацию по Bluetooth, должен быть только один патент? Конечно, несколько патентов - это сложно подъемные стоимости для украинских предпринимателей. В итоге они либо ограничиваются одним патентом, либо в принципе опускают момент патентования".

Как украинским разработчикам быть с патентованием?

По мнению Марии Ортынской, для того чтобы заинтересовать мирового гиганта, украинской компании необходимо подавать заявку не в Украине, а в США, Китае, странах ЕС. “Опцией в данном случае может быть подача международной заявки по процедуре РСТ (Patent Cooperation Treaty, Договор о патентной кооперации - Авт.), которая позволяет потом вступить в национальные фазы во многих странах”, - добавляет Ортынская.

Чтобы от регистрации изобретения был толк, она советует:

1) проверить свое технические решение на мировую новизну;
2) проверить, нет ли нарушения прав третьих лиц - никто не купит разработку, если она будет нарушать права других компаний, а если и купит, то как минимум у изобретателя будут репутационные риски, и, в зависимости от контракта, возможные еще и финансовые;
3) подавать международную заявку, которая позволяет в течение 30 (иногда 31 месяца) вступить в национальные фазы в других странах.

И только после выполнения вышеуказанных пунктов Мария Ортынская рекомендует искать инвестора.

В качестве примера она вспоминает изобретателя, который подал заявку только в Украину, но не подал международную, которую необходимо было подать в течение 12 месяцев. Когда же изобретатель нашел инвестора, оказалось, что сроки пропущены, а инвестору патент на территории Украины не интересен. Таким образом, украинский изобретатель не смог ни заключить контракт с инвесторов, ни в дальнейшем защитить разработку в других странах.