Майгаард: Сорос говорит миру - я верю в украинских программистов
На днях было объявлено об одной из наиболее резонансных сделок на украинском IT-рынке. Фонд развития Украины (Ukrainian Redevelopment Fund LP) американского инвестора и финансиста Джорджа Сороса объявил о приобретении значительной доли акций в IТ-компании Ciklum. Акции продают основатель Ciklum Торбен Майгаард и у фонд Horizon Capital, основанный нынешним министром финансов Украины Наталией Яресько.
Сумма сделки не разглашалась, ее еще должны одобрить регуляторные органы. CEO Креативного квартала, управляющий партнер Hybrid Capital Илья Кенигштейн предполагает, что речь идет о десятках миллионов долларов.
Ciklum - одна из пяти крупнейших IT-компаний в Украине. У нее есть центры разработки в Киеве, Харькове, Днепропетровске, Львове, Одессе и Виннице, в Беларуси (Минск) и Пакистане (Лахоре, Исламабаде). А офисы продаж расположены по всему миру.
Как говорит Торбен Майгаард, это только начало. Сейчас компания подтягивает гораздо более крупных заказчиков. Под них нужно будет увеличивать штат, открывать новые офисы. Хороших новостей стоит ожидать и украинским IT-шникам. Майгаард намерен покупать компании в Украине, и при возможности, инвестировать в интересные стартапы совместно с фондом Aventures. Следующей целью в развитии IT-разработчика с украинскими корнями должен стать IPO через несколько лет.
- Какова основная идея сделки Ciklum с фондом Сороса?
- Ciklum собирается расти довольно в больших объемах в последующие годы в Украине, так и за ее пределами. Мы будем дальше расти как международная компания. Я сейчас провожу много времени Лондоне, общаясь с клиентами. Я бы назвал это не изменением нашей стратегии, а ее следующим шагом. Мы привлечем больше иностранцев в Украину, и мы заберем определенное количество украинцев из Украины. Я не думаю, что это плохо для страны. Я считаю, что это естественный процесс. И я думаю, многие потом вернутся в Украину.
- Что значит - заберете?
- Если кто-то из наших местных сотрудников, например, захочет пожить год в Нью-Йорке или в Сан-Франциско, то Ciklum сможет предложить такой шанс, в качестве возможности дальнейшего развития карьеры. У нас уже есть офисы в Калифорнии и Нью-Йорке. И мы также растем в Испании. И в Англии у нас тоже есть офис, где, кстати, тоже уже работают украинцы. Поэтому мы хотим перевезти украинцев (речь не о тысячах, но о некоторых), у которых есть мечта не обязательно переехать в другую страну навсегда, а пожить или попробовать пожить в другой стране некоторое время. И, кстати, эти люди будут работать преимущественно не в наших офисах, а в офисах наших клиентов. Мы считаем, что это поможет улучшить обратную коммуникацию с Украиной. А чем лучше она будет выстроена, и чем больше будет взаимопонимания, тем лучше у нас будет совместный результат. Я также думаю, что у нас есть потенциальные клиенты, которые сейчас побаиваются Украины. Поэтому если они не уверены, то мы им можем сказать: "Ну, тогда мы привезем украинцев непосредственно в ваш офис". И тогда они узнают, что украинцы умеют не только пить пиво, но и к тому же могут быть умными и хорошими людьми. Поэтому у таких клиентов впоследствии появится больше уверенности, чтобы строить связи с Киевом. К слову, в здешнем Ciklum также работает много иностранцев сейчас, в разных офисах. Что касается меня лично, я люблю жить в Украине. Уже много лет. Фантастическое место. И другим я могу легко объяснить, почему для них может быть тоже интересно переехать. Мы хотим увидеть все больше американцев, англичан, датчан, которые с нами приедут в Украину, чтобы работать в наших офисах здесь.
Торбен Майгаард (фото c сайта Ciklum)
- Какую роль в сделке играет фонд Сороса?
- Многие украинские компании пытаются расширить свою деятельность за пределы страны. Вы знаете, что я инвестирую в украинские стартапы. И когда они собираются начать работать в США и Европе, им очень нужна сеть связей. Нужны люди, которые смогут помочь и посоветовать. И точно также как и украинские сатрапы, Ciklum тоже в этом нуждается. А когда компания имеет дело с таким человеком, как Джордж Сорос, который всю жизнь налаживал контакты с огромным количеством людей, Ciklum попадет в огромный мир связей с людьми. Для нас такая сеть коммуникаций очень полезна. Естественно, мы хотим ее использовать, чтобы вступать в связь с клиентами, а также в развитии Brain Basket Foundation. Я могу сказать, что Джорджу Соросу тоже эта идея очень понравилась. Мы ее неоднократно обсуждали. Он поможет сделать проект успешным и выпустить еще 50 000 IТ-специалистов в Украине. Сейчас Brain Basket планирует работать с Гарвардом, а Джордж Сорос, конечно, там многих знает.
И последнее: сейчас Сорос как бы говорит миру "я верю в Украину, я верю в Ciklum, я верю в украинских программистов". Есть многие, кто пришел сюда ранее, а сейчас переживают о ситуации в Украине. Я даже знаю людей, которые боятся сюда лететь. А теперь мнение о стране должно измениться в лучшую сторону.
- Какую на самом деле Джордж Сорос купил долю в компании? Это мажоритарный пакет или нет?
- Нет, не мажоритарный. Я все еще мажоритарный акционер. Больше деталей, к сожалению, дать пока не могу.
Мы уже сейчас начинаем работать с некоторыми большими корпорациями, и я думаю, скоро их будет больше. Мы будем покупать компании. Кстати, как раз сейчас ведем переговоры о покупке компании в США. А чтобы работать с большими иностранными корпорациями, вы как партнер должны быть одобрены. И, к сожалению, сейчас есть много иностранных компаний, которые говорят, что с Украиной работать не разрешается. В итоге многие украинские позиции перевозятся в Польшу или еще куда-нибудь. Просто потому что заказчики боятся. Законы в Британии и США очень строгие. И если американский инвестор в Украине что-то купит, а потом украинская дочка даст кому-то взятку, ее материнской компании придется отвечать по всей строгости. Поэтому когда Джордж Сорос покупает часть Ciklum, это как знак качества для всех остальных. Это означает - Ciklum одобрен. И сейчас техдиректорам иностранных компаний будет проще убедить своих юристов в том, что с нашей компанией можно работать.
- Думаете ли, что в Украину теперь пойдут инвестиции?
- Да, думаю, что многие сейчас на страну посмотрят и задумаются о вложениях. Ведь Сорос известен в мире, как человек, который сломал Банк Англии. Что он сделал в свое время - сказал, что фунт слишком переоценен, а ему ответили в банке, что это не так. Но Джордж оказался прав и заработал $1 млрд за один день. Банк был вынужден снизить курс. Он тот, кто выступил еще до начала финансового кризиса и предупредил, что он приближается. Поэтому если Джордж что-то говорит, что-то точно должно произойти. И люди прислушиваются. А сейчас он говорит, что с Украиной все хорошо, и он инвестирует в IТ. Поэтому для местных команд это хорошо.
- Вы также инвестируете в украинские стартапы. Может быть, уже какие-то сделки назревают?
- Сейчас я сначала высплюсь неделю (смеется). Был очень сложный период. Я не только пытался получить нового акционера, но и вел переговоры, чтобы проститься с другим акционером. Делал двойную работу. И к тому же решил делать все в основном самостоятельно, вместо того, чтобы нанять инвестбанкира…
Я уже некоторое время знаком с украинским инвестфондом Aventures Capital. Они поддерживали наши переговоры с Соросом. В прошлом году мы с Aventures уже инвестировали в стартапы. И я собираюсь с этим фондом работать более тесно в будущем. Пока сосредоточусь на Ciklum и не буду активно искать, куда вложить. Но Aventures будет это делать. И если появится хорошая возможность, мне естественно будет интересно инвестировать в стартап в Украине. Не думаю, что буду создавать собственный фонд, это занимает много времени. Сумма денег, которую украинские стартапы могут получить, близка к безлимиту. Вопрос только в качестве стартапа и правильности его идеи. Преград для привлечения денег нет.
Читайте также: Как правительство готовит почву для украинских bigdata-стартапов
- Каковы долгосрочные планы Ciklum? Можно ли однажды ожидать выхода на IPO?
- Да. Не сегодня, конечно. Но если вы строите компанию, ее нужно строить по определенным правилам. Что мы и будем делать. И фонд Сороса нам поможет достичь высокого уровня корпоративного управления. Это сделает компанию более здоровой и позволит работать с бОльшими клиентами. И к тому же таково требование для IPO. Поэтому я не говорю, что мы прямой дорогой идем на IPO, но мы делаем шаги, которые необходимы для того, чтобы его чуть позже провести.
- Через сколько лет, как думаете, это случится?
- Я думаю, если мы выберем этот путь, то сможем выйти на IPO через буквально несколько лет.
- Вы собираетесь открывать в Украине новые офисы или увеличивать штат?
- Да, мы точно собираемся увеличить штат в Украине. И нам понадобится больше офисной площади соответственно. Но пока сложно сказать, выйдем ли мы в большее количество городов. Мы уже сейчас в шести городах присутствуем. К сожалению, я думаю, что Донецк и Луганск в течение некоторого времени будут иметь проблемы. Если эти два города, как бы это правильно сказать, вернутся, я думаю, что мы откроем офис в Донецке, чтобы им помочь встать на ноги. Мы также будем расширяться в Беларуси.
- Сколько у вас сейчас в Украине сотрудников?
- Около 2500. В последние 3-4 месяца мы заполучили несколько очень крупных клиентов. Это само собой потребует создания бОльших команд для их обслуживания. Я не знаю, сколько еще людей понадобится в следующем году, но мы точно вырастем. Кстати, мы также будем искать возможности покупки компаний в Украине - если найдем команды с правильной ДНК, похожей на нашу.
Полезные данные
Основатель Ciklum датчанин Торбен Майгаард начал заниматься дистрибуцией компьютерного оборудования в Восточной Европе еще в 90-х годах прошлого столетия. У него тогда была компания Vic, в которой работало 190 человек. В начале 2000-х он занялся софтом. Торбен основал новую компанию Touchlink Mobile, специализирующуюся на разработке мобильных игр и приложений. В 2008 году она стала частью Ciklum.
Майгаард также является основателем одной из крупнейших сетей мобильной рекламы в североевропейских и балтийских странах - adQuota. Совсем недавно ее купила норвежская IT-компания Opera group.