Игорь Новиков: Украина - страна с огромным потенциалом
fbacafedf82a2b0ea7cceb87ef903971.jpg

На правах рекламы

Чем грозят человечеству технологические революции и прорывы, каковы их положительные и отрицательные последствия, и как подготовиться к грядущим изменениям? На эти и многие другие вопросы отвечает Игорь Новиков, представитель Singularity University в Украине и ведущий потока "Инновации" на iForum - крупнейшей интернет-конференции Украины.

- Игорь, вы отвечаете за формирование программы потока "Инновации" на iForum. Из каких критериев исходили при формировании программы?

- Мы разделили поток на три составляющих - технологии, бизнес, общество. После этого составлять программу стало намного проще. Такие темы как геймификация и бизнес-трансформация пока что очень эксклюзивны в Украине, потому мы изначально понимали, на что нужно сделать акцент. Что касается общества, то это очень важная и сложная тема, вследствие чего мы решили разбить ее на две части: в первой представим материалы Университета Сингулярности, во второй - панельную дискуссию. План дискуссии мы сейчас формируем, по всей видимости, попытаемся спрогнозировать, как будет выглядеть общество в будущем.

Уже сейчас со 100-процентной уверенностью мы можем сказать, что оно будет абсолютно не похоже на современное, ведь уже в настоящее время происходит его активная трансформация. Потому самое время поговорить о том, что будем далее - буквально через 5-10 лет.

Потенциально мир, к которому мы идем, выглядит заманчиво. С другой стороны, нас ожидает очень большая турбулентность, уже сейчас заметны деструктивные процессы. Мы видим, как рушится демократия, институт брака, основы капитализма, потеряла актуальность образовательная система. Все эти вещи будут оказывать влияние на каждого из нас. И если с одной стороны мы можем позволить себе игнорировать некоторые технологии, такие как виртуальная реальность, то трансформации в обществе затронут каждого.

Потому я бы рекомендовал послушать в первую очередь доклады, посвященные бизнесу, ведь если по технологиям мы отстали не так уж сильно, то в сфере бизнеса - мы далеко позади.

- Какие трансформации в обществе нас ожидают? Чем они опасны?

- Есть такие базовые вещи как социальные институты - именно на них опирается наше общество. Это институт религии, институт государства, образования, брака и семьи, производства и благосостояния, кроме того, некоторые исследователи причисляют сюда еще и институт войны. И вот все эти институты сегодня стремительно теряют свою актуальность. Институт работы как показатель благосостояния не актуален - нас ждет ужасающая технологическая безработица. Одним из путей решения такой проблемы является пожизненная пенсия с детства или безусловный доход. Но у этого подхода есть огромный минус - дело в том, что человек по натуре самодеструктивен. Когда у нас удовлетворены базовые потребности и есть много свободного времени, мы не всегда делаем позитивные вещи. А ведь технологическая безработица наступит уже через 10-15 лет - её первые признаки уже заметны. Причем это касается как синих, так и белых воротничков.

- Пример будущего - это трансформация образования. Мы все своим студентам говорим: в будущем вам придется черпать знания не из учебников, а из новостных изданий.

- К сожалению, скорость технического прогресса настолько высока, что мы сегодня не можем даже на секунду "нажать на паузу" и задуматься. Поэтому придется решать проблемы по ходу. Нам имело бы смысл сосредоточиться на самих себе - определить мир, в котором мы хотели бы жить, найти общественный глобальный консенсус и идти к этому миру. Боле ответственно относится к изобретениям и их потенциалу, использовать их во благо. Если мы будем применять такой подход, та новый мир нам очень понравится. С другой стороны, если мы отнесемся к этому безответственно, то потенциально это означает конец человеческой эры.

Собственно, теория симуляции Ника Бострума - именно об этом. Он показал, что есть всего три взаимоисключающих возможности проведения симуляции, неотличимых от реальности. Вариант первый: человечество просто не доживет до той точки, где оно сможет проводить симуляции, не отличимые от реальности. Причина может быть любой: глобальная катастрофа, восстание машин и прочее. Второй вариант: по каким-либо причинам, в том числе этическим, мы решим не проводить такие симуляции. И третий вариант - доживем и будем проводить. Опираясь на всю историю человечества, можно смело сказать, что второй вариант маловероятен.

Илон Маск считает, что доживем и будем проводить, и соответственно, шанс, что мы сейчас в базовой реальности, довольно низкий. Но многие ученые считают, что не доживем, причем не из-за глобальных катастроф, а по внутренним причинам. Это тема, кстати, будет вскользь подниматься в рамках дискуссионной панели на iForum, поскольку вопрос, живем ли мы сейчас в симуляции - пожалуй не самый острый. В основном мы будем обсуждать общество будущего - как в глобальном масштабе, так и в масштабе нашей страны. И в разных временных горизонтах: в ближайшие 3-5 лет, через 10-15 лет и в точке сингулярности, которая, по мнения Курцвейла, наступит в пределах 2047-2050 года.

- Каково ваше личное отношение к Илону Маску?

- Всех успешных людей либо любят, либо ненавидят. Любят его обычно те, кто понимает его миссию, осознают, что он делает и почему. Не любят те, кто воспринимает его как очередного популиста из Долины. Его разработки не принесут мгновенного эффекта. И это недешевые решения. С другой стороны, лучше тратить деньги на технологический популизм, который рано или поздно приведет к результату, чем "проедать" их ради на обычного популизма.

- Если говорить о самых инновационных индустриях и направлениях сегодня, что именно вы могли бы выделить? Где следует ожидать наибольшего прорыва в глобальном масштабе?

- Для меня наиболее показательная и вполне реальная сегодня технология - это полиграф, то есть, детектор лжи. Ведь как только мы со 100-процентной вероятностью сможем отделять ложь от правды, задумайтесь, что произойдет в таких направлениях как политика, маркетинг, продажи - везде, где ложь во вред, во благо или в прибыль перестанет быть инструментом. И поэтому нас ждет очень "веселое" будущее.

Самое ужасное, что у нас нет модели, как трансформироваться, чтобы нормально жить в этом новом мире. С момента индустриальной революции мы разработали ряд институтов и до сих пор живем в этом обществе. Разница между информационной революцией (которая сейчас происходит) и индустриальной в том, что их темпы абсолютно разные. С одной стороны, это страшно, с другой - есть позитивный потенциал. Поэтому на вопрос "как будет дальше, хорошо или плохо?" я обычно отвечаю - "точно будет нескучно".

- Ваш прогноз: чем такие технологические революции и прорывы грозят человечеству? Каковы положительные и отрицательные последствия?

- Два классических примера будущего: японская страховая компания уволила целый департамент и заменила искусственным интеллектом, который оказался дешевле и эффективнее. А самый необычный пример - это банк J.P. Morgan. Пару недель назад они делегировали искусственному интеллекту базовые задачи по работе с документами. И эта система выполнила работу, оцениваемую в 360 тысяч человеко-часов, буквально за несколько секунд.

- Развитые страны, такие как США, Япония, Германия, более готовы к грядущим изменения, чем Украина, или наоборот менее?

- Мы все не готовы, но не готовы по-разному. Если задаться вопросом, готовы ли США, то посмотрите, какой кризис сейчас переживает их демократия. Тот факт, что Силиконовая Долина находится в Калифорнии, а США - это страна развитого мира, не спасло их от турбулентности в сфере демократии. В социальном институте брака и семьи уровень проникновения технологий и развитости страны как раз играет сильно в минус. В более примитивных обществах брак еще живет. А в мире Facebook и дешевых перелетов этот фундамент трещит по швам.

Такие страны как Китай, Вьетнам, Таиланд находятся под сильным ударом технологической безработицы в сегменте синих воротничков. В то же время в Лас-Вегасе (США) потенциальный процент безработицы может достигнуть 49% в ближайшие 10 лет. Поэтому в целом весь мир не готов, но каждая страна не готова в разных сферах.

- Как вы вообще оцениваете Украины с точки зрения внедрения инноваций? Что именно нужно делать, чтобы ускорить их поддержку и развитие?

- Украина - уникальная страна с огромным потенциалом. Мы - что-то среднее между США и Бангладешем. В конфликте с тем, что раньше считалось супердержавой, мы умудрились в кратчайшее время задействовать такие технологии из бизнеса как краудсорсинг и краудфандинг и создать с их помощью боеспособную армию, прямо во время горячего конфликта. И это вселяет оптимизм. Пусть меня довольно сильно пугает, как мир глобально переживет прорывы в генетике, ИИ и прочее, но в как раз в отношении Украины у меня есть определенный оптимизм.

- Кому будет интересна программа потока "Инновации", на какую аудиторию она рассчитана?

- Наш поток подходит всем, кому небезразлично будущее. Но точно бы я рекомендовал его прослушать топ-менеджменту и акционерам компаний, для них это просто must, хотя бы с целью понимания, что ждет их бизнес. Ведь львиная доля нашего бизнеса не готова к завтрашнему дню, что автоматически означает, что в определенный момент они могут попасть в одни ряд с Kodak, Nokia и прочими, то есть, просто исчезнут. Также я бы рекомендовал послушать доклады сотрудникам стартапов, чтобы оценить их актуальность в глобальном контексте. И третье - тем людям, которые любознательны и хотели бы знать, каким будет мир завтра.