Реестр лег: "Сама софтина сделана коряво и по-детски"
eb98eb50f50e31702c857c2a12ff7bcb.jpg

Работающий с перебоями реестр деклараций антикоррупционного агентства спровоцировал на этой неделе громкий скандал в Кабмине.

Почти недельный простой в работе системы привел к тому, что премьер Владимир Гройсман призвал главу ведомства Наталию Корчак покинуть свой пост по причине "профессиональной непригодности".

На заседании правительства в среду Гройсман упрекнул Корчак в том, что ни он сам, ни другие чиновники не имеют возможности вовремя (до 1 апреля) задекларировать свои доходы и имущество в реестре, за работу которого она отвечает.  "Вы ставите всех людей перед угрозой - два года тюрьмы. И таких людей сотни тысяч в нашей стране", - подчеркнул он.

Премьер добавил, что нацагентство уже чуть было не завалило работу реестра при его запуске в 2016 году. И сейчас история повторяется.

Кто виноват

Наталия Корчак пару дней назад попыталась у себя на страничке в Facebook коротко объяснить, почему реестр висит. По ее словам, за бесперебойную работу системы отвечает государственный оператор Украинские специальные системы (курируется Госспецсвязи). Нацагентство уже завалило УСС письмами с требованиями действовать в рамках договора. И госоператор якобы уже пообещал откорректировать мощность реестра для количества необходимых сессий. Забавно, что еще в начале марта на сайте нацагентства было опубликовано сообщение, что реестр способен выдержать до 50-70 тысяч одновременных сессий. Но не выдержал.

В УСС заявляют, что, мол, делают все возможное, чтобы реестр не лег. Но существенные проблемы в работе, по информации предприятия, фиксируются с 26 марта. Они связаны с тем, что срок завершения второго этапа е-декларирования подходит к концу, и количество обращений в реестр превышает пиковые значения. По данным предприятия, реестр уже насчитывает около 970 000 пользователей (декларантов) и более 1,3 млн электронных документов. "В пиковые моменты составляет до 50 000 одновременных подключений. В течение суток система обрабатывает более 100 000 000 запросов", - подчеркивают в УСС.

В УСС заявляют, что им пришлось увеличить пропускную способность каналов до 2 Гбит. Обеспечивается обслуживание базы данных на 350 Гб с 250 млн записей.

Читайте также: Система дала сбой. Готова ли Украина ловить коррупционеров

Как считают в государственном операторе, основная проблема сбоя работы реестра не в нем, а в самой IТ-системе, которую нужно модернизировать и дооснащать. "В реализованной конфигурации реестра имеющиеся ресурсные возможности позволяют проводить до 5000 одновременных сессий и хранить и обрабатывать до 1 миллиона е-деклараций в год", - сообщало предприятие еще до начала сбоев.

Вчера вечером для публичных пользователей реестр прежнему был закрыт в связи с "техническими работами", которые необходимы для его разгрузки - чтобы дать чиновникам возможность до 1 апреля успеть подать декларации.

Как говорил Гройсман, чтобы реестр нормально функционировал ему денег не жалко. "Вам нужны деньги, возьмите деньги, хотите не с этим сервером работать, то купите новый. У вас есть 27 млн грн. Вам нужно 50 млн? - дадим 50 млн, 100? - будет 100 миллионов.", - восклицал он на заседании Кабмина.

IT-специалисты шокированы

Заявления о том, что для нормальной работы реестра правительству не жалко никаких денег, а он все равно не работает, раззадорили менеджеров IТ-проектов, которые за такие деньги, судя по их заявлениям, вообще готовы горы свернуть.

Например, руководитель проекта iGov Дмитрий Дубилет приблизительно подсчитал, за сколько он мог бы теоретически создать систему e-декларирования с нуля. Вышло 7 млн грн.

Он рассказал, как считал: зарплата разработчикам софта - 0,5 млн грн, стоимость серверов - 2 млн грн, лицензии - 0,5 млн грн, сертификация системы - 0,5 млн грн. Итого 3,5 млн грн. "А потом я подумал, что сумма 3,5 млн грн выглядит как-то несерьезно по сравнению с суммой 100 млн грн, фигурирующей в новостях, и умножил это дело еще на 2. Вышло 7 млн грн.", - рассказывает Дубилет.

“Я вполне могу поверить, что за $200-500 тысяч можно создать программную систему, способную выдерживать требуемый уровень загрузки”- добавляет директор Де Ново Максим Агеев.

По его словам, складывается впечатление, что "сама по себе софтина сделана коряво и по-детски". "Потому что форма декларации - это просто набор клеточек, с текстом. Ничего сложного там нет и быть не может. Во всяком случае, любой средний или крупный банк, телеком, онлайн-площадка выдеживают нагрузки в разы больше без особых проблем", - отмечает Агеев.

Читайте также: Укртелеком возвращается. Государству придется войти в долю

"Думаю, спасение утопающего в данном случае невозможно. Даже самой лучшей команде сейчас проще и дешевле будет написать софт с нуля, а не восстанавливать старый. Это можно сделать в том числе и в облаке. Но остается вопрос (о нем все забывают почему-то) миграции уже введенных данных. Что касается потраченных денег, нужно поднимать вопрос о об их возврате разработчиком. Ведь любой продукт имеет гарантию!", - говорит глава набсовета Октава Капитал и Датагруп Александр Кардаков.

Напомним, что программное обеспечение для реестра создавала малоизвестная компания Миранда за $97 000 (или около 2,5 млн грн по нынешнему курсу). Но как выяснилось, еще с осени 2016 года IТ-система этого разработчика уже не используется. Как напоминает менеджер проектов ПРООН в Украине Иван Пресняков, еще непосредственно перед запуском системы Корчак объявила, что система забирается в госсобственность, и Госспецсвязи ее будет модернизировать. "31 августа на "модернизированную Госспецсвязи" систему выдали сертификат. Она уже была не наша и не Миранды", - отмечает Пресняков. Директор Миранды Юрий Новиков подтвердил, что решение используются чужие. Более того, оказалось, Новиков недавно продал Миранду прибалтийским партерам, по его словам, всего за 5,6 тысяч грн. Так что тяжело сказать, кто сейчас отвечает за софт системы.

"Если софт сделан плохо, то никакие серверы не спасут. Но свосем немного зная о состоянии площадки УСС, могу сказать, что базар Караваевых Дач выглядит лучше", - отмечает Агеев.

Миллионы на ветер

Но и это еще не все. Как выяснилось, несмотря на давние разногласия с УСС, нацагентство продолжает закупать у него недешёвые услуги. Так в марте госоператору достались два контракта на общую сумму около 4 млн грн на 9 месяцев за хранение и поддержку серверов. Сами сервера (их сейчас шесть штук) ведомство тоже никак не может позволить купить. Поэтому продолжит арендовать их у частной фирмы за 2,2 млн грн в течение следующих девяти месяцев.

Итого: только техническая часть функционирования реестра (включая аренду серверов) обходится государству в более 8 млн грн в год. В материалах тендеров указано, что агентство не может сменить подрядчиков, так как есть риск потерять данные при переезде.

В частных компаниях только удивляются. В Де Ново говорят, что размещение всей системы Prozorro (где гораздо больше записей) гипотетически обошлось бы в 4-5 млн грн в год. "То, что мы сейчас видим - результат непрофессионализма. Непрофессионализма, в первую очередь, заказчика, который проигнорировал жесткий квалификационный отбор, поручив никому не известной команде написание софта для е-декларирования. Это - проблема не только данного конкретного случая с системой декларирования, а всей системы заказа ПО для государственных нужд", - резюмирует Александр Кардаков.  

Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook, ВКонтакте и Одноклассниках: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.