В середине сентября Киев выбрал нового главного архитектора. Им стал Александр Свистунов, который пришел работать в Департамент градостроительства и архитектуры всего несколько месяцев назад по приглашению замглавы КГГА Александра Спасибко. С ним Свистунов сотрудничал и до прихода в КГГА. Александр Свистунов - один из архитекторов пятизвездочной гостиницы InterContinental Леонида Юрушева, в компании которого долго трудился Спасибко.

Свистунов пришел в непростое для города время: последние годы Киев живет фактически без градостроительной документации. Существующий Генеральный план развития столицы устарел, а новый депутаты отказались принимать в прошлом году, что позволяет строить в городе что угодно и как угодно. Сможет ли новый главный архитектор навести порядок, что делать инвесторам строек Войцеховского, будет ли найден баланс между интересами горожан и крупного бизнеса? Об этом Александр Свистунов рассказал в интервью ЛІГА.net.

- Вы фактически стали главным архитектором города несколько недель назад. Назовите свои первоочередные задачи.

- Вернуть доверие. Департамент - это та структура, которая предоставляет услуги, по сути обслуживает город и его жителей. Мы должны стать максимально прозрачными и открытыми, и в то же время быть профессионалами, держать свою марку. Вторая важная задача - навести порядок с градостроительной документацией.

- Вы поддерживаете проект Генерального плана, который был разработан, но не принят?

- Старый Генеральный план не соответствует сегодняшним потребностям, он не отображает действительность, поэтому нам нужен новый. Я считаю, что разработанный проект Генерального плана нужно отправить на аудит, например, в одну из стран ЕС. Было бы правильно, чтобы страны, которые прошли такой же путь, могли сказать, верен ли наш план по стратегическому развитию города.

- Вы отправляете проект Генерального плана на аудит, а лишь потом - на рассмотрение сессии горсовета?

- Да, я бы хотел так. Но пока не могу говорить о сроках.

- А что делать с зонингом для центра города, который уже разработан? Ваши предшественники хотели принять его до утверждения Генерального плана.

- Зонинг нельзя вводить раньше Генерального плана. Зонинг может разрабатываться параллельно, чтобы не терять времени. Почему я хочу навести порядок с градостроительной документацией? Чтобы любой инвестор или киевлянин понимал, что он может нажать кнопку в кадастре и получить полную информацию о конкретном участке.

- Когда это будет готово?

- Над этим вопросом трудится много людей. Я думаю, что речь идет о ближайших годах. Мне бы хотелось, чтобы в Киеве наступило светлое будущее и мы могли получать в открытом доступе не только информацию о функциональном назначении того или иного участка, но и количестве этажей в доме и даже показаниях счетчиков. Все можно сделать, но это очень большая работа, к которой надо приступать незамедлительно.

- Вы сами говорили, что на работу в департамент вас пригласил Александр Спасибко, который в течение длительного времени работал с Леонидом Юрушевым. Можете ли вы гарантировать, что не будете отдавать предпочтение интересам крупного капитала?

- Я уже говорил, что хочу позитивных изменений для города, для киевлян. Сразу уточню, что никакого давления на меня никто не оказывает и никаких звонков ко мне не поступает. Это однозначно. И если такие факты будут, то я первый о них сообщу, в том числе и общественности. При обсуждении проекта с инвестором я оцениваю, чтобы объект не навредил городской среде. Я как архитектор прекрасно понимаю, где и какой объем можно разместить.

Я не пойду на компромисс со своей совестью. Я 20 лет зарабатывал репутацию не для того, чтобы в один прекрасный день оступиться. Мне очень важно двигаться вперед.

- А куда можно двигаться после должности главного архитектора?

- Меня карьерный рост сильно не волнует. Я творческий человек и нахожусь в серьезных проектах города, влияю на процессы. Это важно для меня. Само кресло ничего не значит. Важно, растешь ли ты при этом и делаешь ли что-то лучше.

2.jpg

Фото - Андрей Гудзенко

Скандальные стройки

- Вокруг строительства торгового центра над станцией Героев Днепра нарастает конфликт. Местные жители оказывают сопротивление, а в социальных сетях постят фото с трещинами на станции. Какое ваше отношение к этому конфликту?

- Мое мнение однозначно. Конфликт нужно решать через диалог с людьми. Сделать это нужно было на стадии, когда возникла идея построить такой комплекс.

- То есть стройка будет остановлена, пока стороны не договорятся?

- Полномочия нашего департамента ограниченны. Мы можем проверять соответствие или несоответствие проектной документации, но не можем остановить стройку. Каждую неделю к нам приходит до 10 запросов по этой стройке, по которым даем полную информацию. И отправляем письмо ГАСИ, которая непосредственно и занимается проверкой стройки.

- Есть понимание, что будете делать со стройками Войцеховского?

- Это большая боль для города. К руководству столицы обращаются покупатели квартир в проблемных домах, которые живут в селах, в подвалах и ожидают, что их дом введут в эксплуатацию. Они просят нас решить эту проблему. Только в домах строительных компаний, связанных с Войцеховским, пострадало около 15 000 человек.

Сейчас оперативно разрабатывается Дорожная карта по решению этой проблемы. Город не просто не остался в стороне, а принимает активное участие в ее решении и постоянно находится в контакте с пострадавшими людьми. На сегодняшний день у покупателей нет другого выбора, кроме как создавать Общество совладельцев многоквартирных домов и самим дофинансировать строительство. Это сложный путь, поскольку есть объекты, которые даже не подключены к отоплению.

Читайте также - Инвесторы пирамиды: что ожидает покупателей квартир Войцеховского

- Существуют ли механизмы передачи этих домов ОСМД?

- Это сложный юридический вопрос, который затрагивает абсолютно все департаменты КГГА, и работа по этому вопросу ведется соответствующими службами.

Стройки Войцеховского: на сегодняшний день у покупателей нет другого выбора, кроме как создавать Общество совладельцев многоквартирных домов и самим дофинансировать строительство

- В сентябре застройщики, Киевская администрация и Нацполиция подписали Меморандум о сотрудничестве. Например, представители строительных компаний пообещали согласовывать все действия с общественностью. Думаете, это поможет избежать конфликтов на стройплощадках?

- Я уверен в этом. В соответствии с Меморандумом застройщики обязаны провести диалог с людьми, которые живут в этом районе. Это очень важно. Инвестор, который хочет вложить деньги в объект, должен понимать, сможет ли он застроить свой участок. Или он получит такое сопротивление, как на многих наших стройках, где ломают технику, заборы.

-  Но в Киеве есть масса профессиональных протестующих, их расценки давно известны. Меморандум в борьбе с ними не поможет…

- Почему не поможет? Если мы говорим о запланированных акциях, то они будут всегда, но ими должны заниматься соответствующие органы. Недовольные граждане и бандитизм - это разные истории. Именно поэтому в Меморандум вовлечена полиция, которая будет бороться с профессиональными протестующими. Если же люди согласны на строительство, то никаких проблем с ними не будет.

- Что, по вашему мнению, должно быть на участке под Сквером Небесной Сотни? Сквер или отель?

- Конечно сквер. Есть места, которые всегда будут вызывать определенные эмоции, поскольку обустроены против воли горожан. Мне кажется, застройщику надо войти в диалог с со всеми заинтересованными сторонами и попробовать найти другое решение.

3.jpg

Фото - Андрей Гудзенко

Развитие города

- Какие масштабные проекты нужно реализовать в Киеве в первую очередь?

- Если мы говорим о городской среде, то это наши дороги, мосты, объекты транспортной инфраструктуры. Как бы это ни было дорого, мы должны каждый день напоминать себе о метро, трамваях, Троещине, Быковне. Прописывать себе дальнедоступные городские точки, которые мы обязаны насытить полноценной жизнью.

Задача номер один для меня - чтобы город зажил сбалансированной жизнью между правым и левым берегами.

- То есть сначала метро построят на Троещину, а потом - на Виноградарь?

- Вы сейчас спрашиваете, кто в приоритете: люди на Троещине или Виноградаре? Я считаю, что дело даже не в метрополитене. Нам никто не говорит: возьмите деньги и решите вопрос прямо сейчас, куда будете строить ветку метрополитена.

В данный момент нужно решать вопросы с миграцией населения при помощи более доступных инструментов. Над этим активно работает департамент транспорта, который создает новые модели. Альтернативы есть. Это может быть оптимизация работы общественного транспорта, который будет ходить по расписанию и для которого выделят отдельную полосу. Но каждый день мы должны помнить и о метрополитене.

У Киева большие перспективы. Город сейчас может воспользоваться для своего преображения последними инновациями и технологиями, которые только есть.

Читайте также - Геннадий Плис: Армии сейчас есть у всех, кроме киевской власти

- Вы человек из профессиональной среды и знаете, какие недостатки есть у департамента. Осталась ли коррупционная составляющая в строительстве? Знаете ли вы о таких возможностях при согласовании проектов и каким образом будете им противодействовать?

- Самое смешное, что когда я находился по другую сторону баррикад, я понятия не имел, что такое департамент и какие процессы в нем происходят. Самым важным документом для меня являлись градостроительные условия и ограничения. Этот документ дает право на создание проекта. Все остальные вопросы, которые возникали, касались в основном заказчиков и инвесторов. Прямого диалога с департаментом архитектуры у меня не было. Это плохо.

Когда ситуация изменилась и я оказался с другой стороны, мне стало проще. Я стал понимать, в чем проблема взаимодействия. Чиновники и проектировщики - это разные категории людей.

Почему я вообще сюда пришел? Потому что все можно сделать доступным и прозрачным. Мы максимально пытаемся вернуть доверие, хотя это очень сложно. Сделать это возможно только при честной открытой работе. Я убежден, что нам нужно вернуть градостроительные советы и рассматривать на них все проекты. Именно они помогут сблизить архитекторов с департаментом и сохранить лицо города.

4.jpg

Фото - Андрей Гудзенко

- Почему, на ваш взгляд, Киев застроен такими страшыми зданиями?

- Жизнь такая. Почему в школе есть отличники и двоечники? Я такой человек, что вижу сначала все в позитивном свете. В городе есть проблемы, но в то же время у него колоссальный потенциал.

Вы знаете, я как-то был у Золотых Ворот ночью и увидел, как молодой человек приехал, достал из рюкзака книгу, открыл стеклянный бокс и заменил ее на другую. Я понял, что у нас прогрессивная интеллигентная молодежь и с ней можно и нужно делать много всего позитивного!

- Зачем вы ездите по городу ночью?

- У меня времени другого нет. Только раннее утро или ночь. Я не имею право принимать решение, пока лично не ознакомился с ситуацией на месте. Если я не провожу время на выходных, занимаясь всеми бумажками, то я выезжаю в город и выстраиваю маршрут таким образом, чтобы увидеть все проблемные места. Главный архитектор должен быть постоянно в городе. Это нормальная практика.  

Читайте также - На должность главного архитектора Киева претендуют 10 кандидатов