В интервью ЛІГАБізнесІнформ президент группы компаний Терра Фуд Станислав Войтович рассказал о том, как пришлось подгонять стандарты под МакДональдз, кто виноват в дефиците молочного сырья и почему кредиты для бизнеса сегодня выгоднее, чем выход на биржу.

Терра Фуд собирается наладить производство сыров на заводе Тульчинка в России, который специализируется на масле и спредах. Зачем нужна такая переориентация?

- Строительство сырного цеха на заводе Тульчинка.РУ позволит нам получить синергетический эффект как на уровне локации, логистики, сырья, так и на уровне производственного процесса. Производство масла и сыров хорошо сочетаются: обезжиренное молоко, которое остается после отделения сливок, является одним из ингредиентов при производстве сыра. Пример такой синергии - наш флагман в Украине, Тульчинский маслосырзавод, который ежедневно может производить 160 тонн. масла и 13 тонн сыра.

Сейчас мы активно работаем над запуском российского проекта и планируем приступить к началу строительства уже в ближайшие месяцы. Новый цех сможет выпускать до 7 тыс. тонн сыра в год. Инвестиции в проект превысят $10 млн.

- Какие перспективы на рынки России?

- Наши северные соседи являются крупнейшими импортерами сыра в мире. При объеме рынка твердого сыра порядка 400 тыс. тонн в год, в стране производится только порядка 220 тыс. тон. Вкусовые предпочтения российских потребителей сыра очень похожи на предпочтения украинцев. Поэтому мы знаем, как производить продукт, который будет пользоваться здесь спросом.

С точки зрения покупки производственных активов, в среднесрочной перспективе нам потенциально интересны рынки Прибалтики, Польши и Венгрии

- Произведенный в России сыр будет дешевле, чем завезенный из Украины?

- Сваренный в России сыр будет конкурентоспособнее импортного за счет снижения логистических затрат и минимизации таможенных рисков. Поэтому строительства сырного цеха в России - это логичный шаг.

- Планируете покупать активы в соседних странах, где закупочные цены на молоко ниже, чем в Украине? Например, в Польше или Беларуси?

- Мы постоянно изучаем существующие возможности. С точки зрения покупки производственных активов, в среднесрочной перспективе нам потенциально интересны рынки Прибалтики, Польши и Венгрии. Мы также понимаем, что достойно конкурировать с европейскими производителями на перенасыщенном рынке ЕС будет достаточно сложно.

- То есть украинский рынок сегодня остается ключевым?

- Да, на данном этапе Украина является для нас ключевым рынком с огромным потенциалом. Производство цельномолочной продукции в 2012 году было в 6 раз ниже, чем в 1990. При этом среднестатистический украинец потребляет в 3 раза меньше молока, чем россиянин. В потреблении сыра мы также существенно отстаем от России и в разы - от Европы. Поэтому мы будем активно расти внутри страны, в том числе и за счет точечной покупки существующих или строительства новых активов.

Опыт Белоцерковского молочного комбината, который мы построили "с нуля" в 2006-2008 годах, доказал, что мы можем реализовывать такие проекты. На этапе строительства было непросто, но мы нашли необходимые средства. Сейчас многие банкиры, с которыми я встречаюсь, жалеют, что в свое время не дали мне кредит на постройку БМК.

- Чтобы развиваться, нужны немалые инвестиции. Не думаете выходить на IPO?

- На данный момент мы №2 по объемам продаж на молочном рынке Украины в денежном выражении, но имеем серьезные амбиции стать №1 (сегодня лидером рынка называют Молочный альянс, ТМ ТМ Яготинське, Славия, Пирятин, - ред.). Для роста нужны инвестиции, и мы рассматриваем различные варианты. Активно ведем переговоры с ЕБРР и IFC, сотрудничаем с банками - UniCreditУкрэксимПроминвест и другими. Есть возможность выбирать лучшие условия кредитования.

Сейчас многие банкиры, с которыми я встречаюсь, жалеют, что в свое время не дали мне кредит на постройку БМК

Безусловно, мы рассматриваем также варианты привлечения инвесторов. Для этого сейчас проводим юридическую реструктуризацию бизнеса, выделяя три ключевых структурных направления - молочное, мясное и аграрное (растениеводство и животноводство). Уже прошли трехлетний аудит KPMG, его официальные результаты получим в течение нескольких месяцев.

- Зачем вы беретесь сразу за несколько бизнес-направлений? Это вынужденная диверсификация?

- Исторически сложилось так, что мы приходили на фактически уничтоженные предприятия и буквально поднимали их "с колен". Так было и с Тульчинским маслосырзаводом, с приобретения которого в 1999 году фактически началась история группы компаний Терра Фуд, с присоединившимися за ним в 2001 году ЗАО Томашполь-сахар и Вапнярским молокозаводом, с другими активами.

Сначала я просто видел бизнес-возможность, понимал, как можно в короткие сроки возродить предприятие. По мере роста бизнеса начала вырисовываться структура: молочное и мясное направления, работающие преимущественно для внешних B2C и B2B клиентов, и аграрное направление, значительная часть продукции которого идет на наши предприятия. В молочном бизнесе мы также выделили несколько направлений, в зависимости от географии и специализации по категориям.

- Вы рассматриваете отдельные направления, например, производство сахара, как самодостаточные?

- Каждое из 6 существующих на данный момент в компании бизнес-направлений самостоятельно и самодостаточно, перед каждым стоят конкретные задачи. Но принадлежность к группе дает синергетический эффект. В 2012 году мы увеличили производство на 12% на фоне стабильных или стагнирующих рынков. 

- Терра Фуд является поставщиком молочного сырья для McDonalds в Украине. Сильно пришлось подстраиваться под их требования?

- БМК является поставщиком молочных смесей для десертов и мороженого МакДональдз не только в Украине, но и в Молдове, Беларуси, Азербайджане и Грузии. Не могу сказать, что нам пришлось так уж сильно подстраиваться. МакДональдз пришел к нам еще на этапе строительства завода. Поэтому еще на берегу мы согласовали с ними все требования, технологии. Фактически, мы строили часть производственных линий специально под их запросы.

Начало года было аномально тяжелым с точки зрения молочного сырья. Предложение упало на 10%, а цены выросли на 40%. Наши предприятия столкнулись с реальным дефицитом

- Официальная статистика в 2012 году впервые за многие годы показала рост производства молока в Украине. Рынок как-то отреагировал на увеличение предложения?

- По данным официальной статистики, производство молока в Украине составило в 2012 году почти 11,4 млн. тонн. Но по нашим оценкам, эта цифра значительно меньше - порядка 8 млн. тонн. В результате начало 2013 года было аномально тяжелым с точки зрения молочного сырья. Предложение упало на 10%, а цены выросли на 40%. Наши молочные предприятия, особенно Белоцерковский молочный комбинат, который производит элитные молочные продукты, столкнулись с реальным дефицитом. Мы надеемся, что к маю ситуация нормализуется, и мы вернемся к плановым показателям.

- Каково ваше мнение о законе о внутренней торговле? Он нужен рынку?

- Считаю, что закон в том варианте, который подан на рассмотрение в Верховную Раду, не выполняет своей основной задачи - нормализации и взаимовыгодного регулирования отношений между производителями и торговой сферой. Принимая такой закон, мы идем по пути, который прошла Европа. И это тот редкий случай, когда это скорее плохо, чем хорошо. Ведь в Европе сложился диктат торговых сетей.

Закон о внутренней торговле не выполняет своей основной задачи - нормализации отношений между производителями и торговой сферой. Принимая такой закон, мы идем по пути, который прошла Европа. И это тот редкий случай, когда это скорее плохо, чем хорошо

В Украине такая ситуация приведет к резкому снижению количества небольших торговых точек, так называемых магазинов у дома. Закрытие небольших магазинов, в свою очередь, сильно ударит по локальным производителям, которые не могут заплатить за вход на дорогие полки супермаркетов, и для которых классическая розница остается одним из ключевых каналов продаж.

- То есть выиграют только торговые сети?

- Закон в существующем виде будет работать на благо торговых сетей и крупных, прежде всего, интернациональных компаний, не защищая при этом ни потребителя, ни отечественных производителей. Однако более удачные примеры для подражания есть. Например, в Чехии аналогичный закон ограничивает долю продаж сетевого ритейла на уровне 50%. Таким образом, и локальным магазинам, и локальным производителям гарантируется право на существование и развитие.

О компании:
Группа компаний Терра Фуд - крупный производитель молочной и мясной продукции. Помимо активов в Украине, имеет производственную площадку и в России (завод "Тульчинка.RU"), где выпускает масло, спреды и сухое молоко. Сыры, масло и спреды в Украине выпускаются на 5-ти заводах, цельномолочную продукцию - на Белоцерковском молочном комбинате. Мясная продукция изготавливается на Тульчинском мясокомбинате. Продукция представлена под ТМ Тульчинка, Тульчин, Premialle, Біла Лінія, Золотой Резерв, Вапнярка, Ukrainian Glory. 

Компания владеет собственной розничной сетью магазинов под ТМ Рідна хатинка. В состав группы также входит агрокомплекс Зелена долина, который обрабатывает 28 тыс. га земли, выращивает 5 000 голов крупного рогатого скота, владеет сахарным заводом производственной мощностью до 360 тонн сахара в сутки, а также элеватором для хранения 32 тыс. тонн зерна.