Закон о трансфертных ценах: какими будут последствия для бизнеса
0c9cd7174b11db43002620a4199065d4.jpg
Правила трансфертного ценообразования позволят прекратить отток капитала в офшоры, убеждены в правительстве. Они не станут препятствием для внешнеторговых отношений, утверждают разработчики закона, ссылаясь на бурный рост экономик Китая и Индии, где действует такой закон. А топ-менеджеры компаний готовятся к увеличению налоговой нагрузки, проверкам контролирующих органов и повышению цен для конечных потребителей.

Иван Глушков, директор департамента внешних связей фармацевтического холдинга STADA CIS

Закон о трансфертных ценах: какими будут последствия для бизнеса

Так как этот закон вступает в силу достаточно быстро, очевидно, что ни одна крупная компания не успеет так же быстро изменить свои модели ведения бизнеса. Поэтому первым очевидным следствием станет увеличение налоговой нагрузки на бизнес.

До того как компании смогут адаптироваться к требованиям закона, самым первым следствием, которое мы увидим, будет импульс к росту цен на фармацевтическом рынке. Насколько закон повлияет на цены, оценить сложно. Однако, если компании изменят свои экономические модели и в итоге им не нужно будет платить дополнительные налоговые платежи, вероятность того, что цены будут снижены до исходного уровня, достаточно низкая.

Попробуем подсчитать возможную сумму дополнительной налоговой нагрузки на крупных игроков фармацевтического рынка. Для продвижения лекарственных препаратов в Украине международные компании тратят через дочерние компании примерно 25-30% от объема своей выручки. Средства эти предоставляются через поставку лекарственных препаратов по внутренним (трансфертным) ценам. Объем годовой выручки у иностранных компаний на украинском рынке - примерно $2 млрд., 25% от $2 млрд. составит $500 млн. Умножив эту сумму на ставку налога на прибыль (19%), можно получить возможную сумму дополнительного платежа за год (примерно $95 млн.).

Олег Устенко, исполнительный директор Фонда Блейзера

Закон о трансфертном ценообразовании - то, что сегодня называется мэйнстримом в экономической политике большинства государств, в том числе европейских.

Все вопросы, связанные с трансфертным ценообразованием, актуализировалась когда открываются границы и бизнес между государствами становится легче вести. А также когда украинский бюджет испытывает дефицит поступлений (дефицит госбюджета Украины в 2012 году составил более 5% ВВП страны, или 53,4 млрд. грн.- ред). Это понятно, ведь большая часть компаний, особенно мультинациональных, используют возможности трансфертного ценообразования для минимизации своих налогов.

Дефицит бюджета можно снизить за счет увеличения доходной и сокращения расходной частей. Изменение расходной части бюджета происходило в Украине всегда достаточно сложно. Поэтому правительство прибегло к механизму трансфертного ценообразования, которое может увеличить доходную часть бюджета в кратко- и среднесрочной перспективе.

Такая мотивация для государства понятна и объяснима с точки зрения рядового налогоплательщика. Но с точки зрения самого бизнеса - это не самый идеальный вариант. Могу предположить, что малый и средний бизнес, работающий в Украине, скорее всего будет поначалу индифферентен к системе ограничений, связанной с трансфертным ценообразованием. А крупный мультинациональный бизнес, скорее всего, будет использовать все лоббистские рычаги для того, чтобы попытаться блокировать работу закона.

Андрей Максимов, главный управляющий по налогообложению, ПАО АрселорМиттал

Последствия вступления в силу закона о трансфертном ценообразовании для крупного бизнеса в Украине будут зависеть, в первую очередь, от вида бизнеса, а также от степени его подготовки к нововведениям в налоговом законодательстве.

Как часть большой мировой группы компаний АрселорМиттал, наше предприятие уже имеет опыт в области трансфертного ценообразования, поэтому с наступлением сентября 2013 года мы не ожидаем каких-либо серьезных негативных последствий.

Вместе с тем, не исключено, что возникнут новые расходы, особенно связанные с администрированием. Мы прогнозируем, что у большинства крупных компаний возникнут дополнительные расходы на услуги внешних консультантов, привлекаемых для сбора, анализа и подготовки ценовой информации, тщательного анализа сделок и т.д. Кроме этого, вырастут и внутренние расходы. Например, может понадобиться дополнительный персонал для составления специальной отчетности о так называемых контролируемых операциях, сбора и предоставления информации по требованию налоговых органов, а также сопровождения специальных налоговых проверок по трансфертному ценообразованию. Масштаб таких расходов предварительно оценить очень сложно, особенно учитывая отсутствие опыта практического применения норм нового закона. Мы надеемся, что для крупного бизнеса размер таких расходов будет разумно-оправданным.

Владимир Макар, глава Украинской аграрной ассоциации (УАА)

Закон о трансфертном ценообразовании в целом усложнит ведение бизнеса агрохолдингов. И дело тут даже не столько в невозможности применения каких-то оптимизационных схем, сколько в появлении нового повода для налоговых проверок. Нагрузка на финансовые отделы аграрных компаний возрастет еще больше, поскольку все крупные компании находятся на специальном режиме налогообложения, и, соответственно, на них распространяется положение о контролируемых операциях на внутреннем рынке.

Все это усугубляется непомерными штрафами за неподачу отчетности - 5% от суммы контролируемых операций. Таким образом, сумма штрафа может составлять миллионы гривен за такое нарушение.

Мы не исключаем, что вступление закона в действие отразится и на ценах на зерно. Трансферное ценообразование - новая сфера, как для бизнеса, так и для налоговиков. Трейдеры вполне могут заложить возможные, пусть даже и неправильно насчитанные, штрафы в закупочные цены.

Сможет ли правительство привлечь дополнительно 20 млрд. грн. за 3 года за счет реализации норм этого закона, сказать сложно. И бизнес, и фискальные органы должны научиться работать в новых условиях. Я считаю, можно прогнозировать большое количество судебных дел по этому закону. К примеру, в индийских судах сейчас лежит более 1,5 тыс. дел по трансфертному закону, хотя сама методика существует уже около 10 лет. Так что, скорее всего, все будет решаться в судах.

Владимир Лапа, гендиректор Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ)

Говоря о конкретных недоработках в законе, напомню, что в документе закреплен ряд критериев, по которым определяется цена в целях обложения доходов налогоплательщиков.

Кроме сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи), это может быть цена перепродажи, "затраты плюс" и ряд других. При этом указан основной метод, по которому определяется цена в контролируемых операциях (аналог продаж). Однако проблема в том, что этот критерий не единственно возможный для применения. Цена по вашей сделке может подпадать под основной критерий, однако никто не ограничивает налогового инспектора применять и другие критерии. Условно говоря, если контролирующий орган захочет насчитать штрафные санкции, то он может применить другой критерий и заявить, что цена была неправильной.

Единственный критерий, по которому должна определяться цена, это - цена, сложившаяся на момент заключения договора. Другие критерии можно применять только в том случае, если по каким-либо причинам нет базы сравнения или нет возможности сравнить цены по сделкам с аналогичным товаром.

Справка о законе

Закон о трансфертном ценообразовании (законопроект N2515 от 12.03.2013) вступил в силу с 1.09.2013.

Трансфертное ценообразование будет применяться к компаниям, которые осуществляют операции по приобретению (продаже) товаров (работ, услуг), осуществляемых со связанными лицами - нерезидентами, а также со связанными лицами - резидентами, которые: задекларировали отрицательное значение объекта налогообложения по налогу на прибыль за предыдущий налоговый год; применяют специальные режимы налогообложения по состоянию на начало налогового года; уплачивают налог на прибыль предприятий и/или налог на добавленную стоимость по другой ставке, чем базовая на начало налогового года; не были плательщиками налога на прибыль предприятий и/или НДС по состоянию на начало налогового года.

Также нормы закона будут применяться к компаниям, которые осуществляют операции, одной из сторон которых является нерезидент, зарегистрированный в государстве, в которой ставка налога на прибыль (корпоративный налог) на 5% и более ниже, чем в Украине, или который платит налог на прибыль по ставке 5% и более, чем в Украине.

Согласно закону, операции будут контролироваться при условии, что их общий годовой объем с каждым контрагентом составит не менее 50 млн. грн. без учета НДС.

В частности, закон закрепляет 5 методов для контроля за трансфертным ценообразованием с последующей приоритетностью их применения: метод сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи); цены перепродажи; издержки плюс; чистой прибыли; распределения прибыли.

Таким образом, компании будут должны обосновывать цены и подавать отдельные отчеты относительно операций со связанными лицами и относительно других "контролируемых" операций, отмечают эксперты компании Делойт энд Туш ЮСК. В случае не соблюдения правил трансфертного ценообразования (отличие цен или маржи от рыночных уровней), по налогам будут происходить дополнительные начисления.