Содержание:
  1. О поддержке кино, Ex.ua и Fs.to
  2. Об убытках и акционере 
  3. О слухах, Порошенко, Интере и джинсе 
  4. Об источниках заработка и доходах 
  5. О переходе на цифру
  6. О спутниковой платформе и инновациях 
  7. О производстве и продаже контента 
  8. О российском продукте 
  9. О новых бизнесах 

Телеканал Студия 1+1, подконтрольный Игорю Коломойскому, - один из наиболее рейтинговых вещателей страны. Согласно данным ТВ-панели ИТК, в октябре он занимал второе место в категории "Вся Украина среди жителей старше четырех лет". На первом месте - ТРК Украина группы компаний СКМ Рината Ахметова. 

Когда в Украине начались военные действия, 1+1 был одним из первых вещателей, поддержавших отказ от российского кинопродукта. Но война сыграла злую шутку как с Плюсами, так и с другими украинскими вещателями. Рынок рекламы рухнул, а инвестиции в собственные сериалы выросли в разы. Убытки Плюсов, увеличившиеся в последние годы, дотирует акционер.

Почему Игорь Коломойский не собирается продавать свой медиаактив, как менеджмент Плюсов попытается вернуть вложения акционеров и причем тут интернет-сайты Fs.to и Ex.ua? На эти и многие другие вопросы в интервью ЛІГА.net отвечает генеральный директор группы 1+1 Медиа Александр Ткаченко. 

О поддержке кино, Ex.ua и Fs.to

- Президент ветировал законопроект о поддержке украинского кино (КіноКраїна). Может быть, вы знаете, почему он так поступил?

- Из того, что отмечено: это было связано с предполагаемыми отчислениями из бюджета на поддержку кино. Когда получим все комментарии, начнем обсуждение. Насколько я знаю, есть настрой и с президентской администрацией обсудить, и в профильном комитете Верховной Рады. Я надеюсь, что не зря были потрачены два года на то, чтобы этот закон вступил в силу. Нужно посмотреть замечания, разобраться в них и вернуть его в парламент. Пока никаких инсайдов нет. Даже посвященные люди не знают деталей.

- До нового года, по вашим оценкам, возможно, чтобы законопроект о поддержке кино снова прошел через Верховную Раду и был повторно принят?

- Я думаю, что нет. Ведь принятие закона предусматривает несколько составляющих, одна из которых - внесение изменений в бюджет… Я, конечно, верю в чудеса. Но не в такие.

- Как вы смотрите на весь процесс с закрытием крупнейших интернет-ресурсов с видеоконтентом Fs.to и Ex.ua? Не кажется ли вам, что это как-то связано с блокировкой КіноКраїни, в которой прописаны довольно жесткие нормы по борьбе с пиратством?

- Я очень жду оглашения списка этих героев - что же это за золотая команда, которая подписывается от имени Fs и Еx. Телевизионщиков-то все знают. А кто такие FS и ЕХ, которые, назовем это на их сленге, тырят у граждан деньги? Я хочу объяснить, почему воруют у граждан: когда люди заходят на их сайты и видят рекламу, это деньги, украденные у них. Потому что они не увидят легальный продукт на других легальных сайтах. Я хотел бы увидеть владельцев этих замечательных ресурсов. Мы в принципе догадываемся, кто они. Это в том числе публичные личности. Они бегают по парламенту, лоббируют смягчение персональной ответственности людей, которые занимаются воровством. И я думаю, мы их скоро объявим. По крайней мере, мы сейчас можем говорить, и это известный факт, что хостинг Fs осуществляет Датагруп. 

А то, что проделала киберполиция, считаю величайшим достижением за последние годы. Потому что провести такую операцию красиво и неожиданно для участников процесса - первый признак цивилизованного подхода к воровству.

- Сколько воруют пираты, по вашим оценкам?

- Я думаю, что 90% (без YouTube) того, что мог бы зарабатывать диджитал-рынок Украины, уходит пиратам. Fs входит в двадцатку пиратских сайтов в мире. По нашим оценкам, если бы пиратов не было, рынок был бы гораздо более цивилизованным. Вопрос еще в том, что для многих рекламодателей Украины сейчас главное - это охват. И их не беспокоит, на каких ресурсах их реклама появляется. Некоторые, конечно, соблюдают чистоту. Но таковых ничтожно мало.

- Сколько Плюсы зарабатывают на онлайн-направлении?

- Присутствие в онлайне не только Плюсов, но и других медиагрупп ничтожно мало. Мы только в начале долгого пути. И мы хотим в следующем году уделить этому направлению много внимания.

Об убытках и акционере 

- Поговорим о финансовых результатах года: есть ли какой-то намек на выход в ноль? Какой убыток сейчас у Плюсов?

- Убыток большой. И нам бы хотелось его видеть меньшим.

- А в цифрах это как-то выразить можно?

- Не можем разглашать.

- А дотации большие?

- Убыток большой. Соответственно, и дотации тоже.

- Как ваш собственник смотрит на то, что убытков много? Или его устраивают Плюсы как некоммерческий проект?

- Я не знаю ни одного собственника, которого могут устраивать убытки. И одна из вещей, которую мы планируем делать в следующем году для того, чтобы сократить убытки, это в том числе и развитие сегмента платного телевидения - в онлайне, в кабельных сетях, на спутнике. Сейчас мы зарабатываем только на рекламе. Но наш рынок может удвоиться благодаря платному телевидению. Не завтра. Но спустя некоторое время.

plusy.JPG

Читайте также: Экспорт нового поколения: украинцы учатся продавать технологии

- Существует ли у вас вмешательство в редакционную политику со стороны собственника? Есть ли от него пожелания? Например, он говорит вам: мол, не могли бы вы меньше передач, скажем, Зеленского транслировать, а больше показывайте сюжетов о войне…

- Если бы вы знали лично нашего собственника, вы не могли бы себе представить, что он будет говорить такие фразы.

- Он может их говорить, только несколько жестче?

- Нет, не об этом речь. Коломойский очень сильно уважает свободу, не для того чтобы с этой свободой бороться. Он это доказывал и во время революции, и отдельно в должности губернатора. Соответственно, если вы знаете его в этой роли, то представить себе, что он будет рассказывать, что делать мне и журналистскому коллективу (который он сам лично знает и ценит, с ним встречался), - это последнее, что он мог бы сделать. Он не вмешивается в редакционную политику.

- А как часто вы с ним видитесь? И по каким вопросам?

- Я виделся вчера и позавчера (16 и 17 ноября. - Ред.) по бюджетным вопросам следующего года.

- А по каким-то форс-мажорным штукам?

- Редко, но периодически общаемся на темы кино или политики. Но это никак не связано с операционной деятельностью канала.

О слухах, Порошенко, Интере и джинсе 

- Пробежимся по старым слухам. Не так давно в интернете по некоторым СМИ прошла информация, что Петр Порошенко разделит с Игорем Коломойским Плюсы 50 на 50%. Это правда?

- С 2010 года, когда Коломойский купил Плюсы, я каждый год слышу, что он их кому-то продает. То Януковичу он продавал, то Курченко, то еще кому-то… Я думаю, это будет последний актив, с которым расстанется наш акционер.

- Даже с долей в Плюсах не будет расставаться?

- Я говорю за себя. Я слухи не комментирую. Об этом я ничего не знаю. Но понимаю, что для Игоря Валерьевича этот актив представляет ценность с точки зрения как раз обеспечения свободы для этой страны.

- Говорят, что на вашем канале мало критики власти…

- Это как-то можно взвесить - много или мало? Я слышал, что, наоборот, сильно много. Можете поинтересоваться у администрации президента.

- Можно ли на Плюсах увидеть расследование, в котором бы разоблачались какие-то схемы в ПриватБанке или МАУ, например? То есть активах вашего владельца?

- Если появляется какая-то подтвержденная информация (например, ограбили инкассатора ПриватБанка), мы, безусловно, эту информацию даем. Проводить какое-то расследование по деятельности ПриватБанка очень сложно, потому что банк большой. И каких-то разговоров о том, что там есть проблемы такого характера, которые были у уже закрытых банков, я не слышал.

- Странно. А недавний вопрос о возможной докапитализации ПриватБанка государством?

- Докапитализация - это не вопрос расследования.

- У вас же есть хороший финансовый расследователь Александр Дубинский. Почему он уделяет внимание всем банкам, кроме Привата?

tkachenko2.jpg

- У него карточка ПриватБанка (смеется).

- А другие причины?

- Если появляется информация по поводу ПриватБанка, в том числе о его докапитализации, мы всегда о ней сообщаем. У нас нет табу на темы - это раз. Второе: у нас есть своя политика и свои подходы с точки зрения освещения деятельности активов акционера. Вряд ли можно представить нас, первыми бегущих с шашкой и расследующих какие-то вопросы (по активам акционера), если опять-таки они не стали публично известны. Но если это уже открытые факты, то мы, безусловно, об этом говорим. Не утаивая.

- Есть ли на вашем канале практика размещения джинсы?

- Вообще нет.

- Существует ли в Украине рынок ТВ-джинсы?

- Наверное, какой-то рынок существует, но мы им не пользуемся.

- Было бы странно, если бы вы сказали, что пользуетесь…

- Я не могу ничего говорить о его объемах. Знаю, что в интернете на информационных ресурсах джинса приносит до 50% дохода. А что касается телевидения - оценить его я не могу, мы туда сознательно не лезем.

- Предложения на съемку заказного сюжета поступают?

- Они валятся постоянно, но мы этим не занимаемся. Я нахожусь в счастливом неведении о том, сколько это стоит и кому это выгодно.

- Много ли спонсорства? Правда ли, что все запрещенные товары (алкоголь) перевели свои прямые рекламные бюджеты в спонсорские?

- У нас спонсорства новостей нет в принципе. Это запрещено законом. По другим программам спонсорство составляет около 10% наших общих доходов. То, что запрещено законом, у нас не транслируется.

- Егор Бенкендорф ушел недавно с Интера и неожиданно появился на 112 Украина. Как вы думаете, что он там будет делать?

- Я думаю, что у него есть какие-то вызовы, наподобие тех, ради которых он переходил в свое время на Первый Национальный. Что он будет делать на 112 - это к нему вопрос.

- Как вы думаете, могут ли быть у Интера и 112 одинаковые собственники?

- (Вздыхает.) Когда появилось требование к каналам открыть своих конечных бенефициаров, у всех все стало достаточно понятно и прозрачно: что у Интера, что у StarLight, что у нас, что у Украины. И даже с Пятым каналом все понятно (смеется). А с рядом других каналов не все понятно. Поэтому мне сложно комментировать домыслы и слухи, которые я вместе с вами читал в прессе.

- То есть, вы не слышали о том, что Интер и 112 могут быть связаны?

- Честно - нет. Насколько я помню, ни о каких сделках речь же не шла. В любом случае новая структура бенефициаров, если там происходили какие-то изменения, будет известна в начале следующего года. Дождемся. Как было и с электронными декларациями - возможно, там будет много чего интересного.

Об источниках заработка и доходах 

- В этом году Всеукраинская рекламная коалиция прогнозировала рост рынка медийной рекламы примерно на 20%. Какие результаты ожидают Плюсы?

- Рост где-то около 20% - да, есть. А на следующий год планируем около 30%, за счет того что в экономике наблюдаются определенные положительные тенденции. Это заявления МВФ, правительства, данные статистики. В принципе мы считаем, что наш рекламный рынок крайне недооценен. Мы недавно высчитывали разницу между украинским и российским рынком рекламы. И если я правильно помню, сейчас наш рынок где-то в 20 раз меньше. А раньше разница была в 10-11 раз.

- Будете ли повышать цены на рекламу?

- Мы работаем над этим вопросом.

- Давайте немного поговорим о платном контенте. Не секрет, что медиагруппы сейчас хотят зарабатывать на продаже доступа к своим пакетам кабельным операторам. Я слышал, что некоторые каналы уже сформировали свой прайс. Возможно, и у вас он уже есть?

- Мы проработали тактику переговоров с кабельными операторами. Не могу сейчас ее разглашать в силу коммерческой составляющей процесса. Важно сказать следующее: те деньги кабельных операторов, на которые мы рассчитываем, вряд ли будут превышать 10% их доходов. А учитывая, что у одного из крупнейших операторов до революции показатель маржинальности (только тот, который был публично засвечен) составлял около 40%, то, в принципе, очевидно, что пространство для маневров существует. Притом что 75% внимания в кабельных сетях - это украинские телеканалы.

- Вам с кем-то удалось договориться?

- Мы видим положительную динамику в реакции кабельщиков на этот процесс.

- То есть пока ни с кем? Или боитесь сглазить?

- Как только я сейчас что-то скажу, мы автоматически выйдем из тактики переговоров. Единственное, что я могу сказать, что их единогласные заявления по поводу того, что не бывать этому никогда, закончились принятием закона.

Читайте также: Ex.ua и Fs.to прикрыли. Где теперь смотреть кино?

- Кабельщики считают несправедливым тот факт, что платить заставят только их. А другие виды вещания, в том числе спутниковое, остаются открытыми.

- Я думаю, что каждый должен отвечать за себя. Для начала пусть они начнут платить. А мы потом разберемся и со спутниковым вещанием, и с цифровым переходом, и так далее.

- Правильно ли я понимаю, что вы пока не собираетесь кодировать спутниковое вещание?

- Тут есть нюанс, скажем так, политический или социальный. Предполагается, что в следующем году будет отключено аналоговое вещание. Это болезненный процесс, у которого есть один интересный фактор. Мы знаем, что покрытие страны цифровым эфирным вещанием меньше, чем аналоговым. По разным оценкам, на 20-25%. На этой территории проживает большое количество людей. По разным оценкам, 3-4 млн, а может, и 5 млн человек не будут получать сигнал. И единственной альтернативой для них будет спутниковый сигнал. А если одновременно с переходом на цифру закрывается еще и бесплатный спутник, то мы лишаем наших граждан возможности смотреть украинское телевидение. Я думаю, что эти процессы должны идти параллельно и с участием государства. Мы подняли недавно этот вопрос и в Кабмине, и в Нацсовете. И надеемся, что появится какой-то рабочий план, в котором будет учтен этот важный момент.

- Какие у вас сейчас с Зеонбудом отношения? Вы им платите по их тарифам? Они вас устраивают?

- У нас отношения как с почтовым ящиком - мы отправляем им деньги. Мы договорились с ними о других, более приемлемых тарифах еще около года назад. Но у нас есть вопросы о качестве покрытия.

- Вы их озвучиваете?

- Безусловно озвучиваем.

- А они как?

- Ну как… Как почтовый ящик практически - отправляют нам какие-то письма в ответ. Какой-то диалог ведем, безусловно. Но поскольку организация изначально сама по себе уникальна, то и диалог уникальный.

- Бытует некое мнение о том, что медиагруппы, по крайней мере Интер и Украина, имеют влияние на Зеонбуд больше, чем остальные. Известно ли вам об этом?

- В отличие от товарищей пиратов, о которых я готов говорить, поскольку мы проводили определенную работу, о порочащих связях Украины или Интера ничего сказать не могу: я со свечкой не стоял, чтобы рассказывать, что и как происходит. Единственное, что меня удивляет, - в случае с телеканалами бенефициаров раскрыли. А вот в случае с операторами цифрового вещания каким-то чудным образом этого не произошло. Точнее, произошло, но там значатся некие никому не известные киприоты. Я думаю, нужно поработать в этом направлении, тогда и вопросы по поводу связей отпадут.

О переходе на цифру

- Как вы оцениваете намерение Концерна РРТ построить еще один дополнительный цифровой мультиплекс, чтобы расширить покрытие, установить 434 передатчика? Это, на ваш взгляд, реалистичный сценарий при условии, что средства под проект планируется привлечь заемные?

- Государственное предприятие, которое у кого-то займет денег на 434 передатчика? Вы в это верите? У кого?

- У международных фининститутов, например.

- А ничего, что они должны были давно? И установлен этот мультиплекс должен был быть давно. У нас, по предварительному плану, в июле отключат аналоговое вещание.

Читайте также: Эпоха прозрачности. Как интернет вещей изменит финансовый мир

- По поводу плана тоже есть вопрос. Насколько он, на ваш взгляд, реалистичен? Ведь нет еще социальной программы по обеспечению приставками населения…

- Нет программы, нет покрытия, но есть интерес со стороны потенциальных 4G-операторов, которые, судя по всему, превыше всего. Но я надеюсь, что голос телегрупп будет услышан и будет принято адекватное решение, которое позволит все-таки иметь план действий и 100% цифрового покрытия. Но важно подчеркнуть, что доступ к бесплатному эфирному ТВ - конституционное право граждан.

- То есть за полгода успеете покрыть?

- Не думаю, что за полгода это реально. Но, в принципе, за год возможно.

- Значит, нужно перенести сроки отключения аналогового вещания?

- Иначе не получится - мы будем иметь очередной социально-политический взрыв, когда 20-25% населения останутся без телевидения.

- Тем не менее в НКРСИ, в принципе, уже смирились с тем, что частоты 800 МГц вряд ли будут выставлены на тендер. Говорят, что не только из-за телевизионщиков, но и из-за военных, которые требуют у них деньги на перевооружение (потому что они тоже работают в этом диапазоне). Они отдаляются понемногу от этой идеи и склоняются к мысли, что 4лучше развивать на частотах, которые существуют у мобильных операторов. 1800 МГц, например.

- Вы знаете больше, чем я. Для многих из нас, телевизионщиков, решение, принятое месяц назад, стало полной неожиданностью.

О спутниковой платформе и инновациях 

- Что касается покупки крупнейшей в Украине спутниковой ТВ-платформы Viasat, о которой стало известно в начале года, - сделка завершена?

- Пока нет.

- В чем проблема?

- Там есть сложности с закрытием сделки. Я надеюсь, что она закроется до конца года.

- Дело в АМКУ?

- Ну… Есть свои нюансы. Но мы рассматриваем запуск платного телевидения на спутниковой платформе.

- Как вы видите в следующем году свою спутниковую платформу? Уже испробованы варианты дискаунтера или, наоборот, входа в сегмент премиум. Но ни одна из этих платформ не стала массовой, решения получились довольно нишевые.

- Я думаю, что сложно надеяться на успех спутникового вещания без кодировки сигнала. Потому что когда параллельно существует бесплатный контент и многочисленные открытые российские и другие иностранные каналы, система карточек кодшеринга, рассчитывать на то, что этот сегмент будет массовым, не стоит. Я надеюсь, что если мы уже начали цивилизованный путь по поводу кабельных платежей, то логично должен закончиться и вопрос платы за спутниковое вещание. Как только "цифра" будет распространяться на 100% территории, кодировку сигнала можно начинать буквально на следующий день.

- Есть ли в планах запуск телеканалов полностью платных, не миксовых (с рекламой)? Таких, которые будут продаваться в закрытом доступе?

- Да.

- В каких нишах?

- Скоро расскажу.

- Какова цена доступа к такому каналу?

- Пока конкретизировать не могу. Мы активно работаем, переговоры сейчас на завершающей стадии. И говорить об этом мы сможем, я думаю, в начале следующего года.

- А когда ждать HD-версии плюсов?

- Я не думаю, что этот вопрос сейчас имеет супербольшую актуальность. Мы переходим в формат 16х9. Наконец, закрываем этот пробел. А многие программы и так снимаются в HD-качестве, это очень большие инвестиции. Поскольку технологии двигаются вперед, я думаю, что эту стадию балета мы можем перескочить.

- На 4К?

- Может быть.

Читайте также: Прощай, плоский экран. Какими будут кино и видеоигры к 2020 году

- Как вообще крупнейшие каналы относятся к HD? Я так понимаю, не особо жалуют ее деньгами?

- Не особо.

- Почему?

- Был какой-то всплеск до революции по этому вопросу. В том числе он был связан и с футбольными трансляциями, которые обязаны были проходить в HD. Но на любую технологию пагубно влияет экономический кризис. И этот вопрос отошел на задний план.

- Виртуальная реальность - это еще миф или уже явь?

- Виртуальная реальность вряд ли будет в телевизоре. Но тот факт, что на сегодняшний день это самый ожидаемый формат в плане роста доходов, - это правда. Прогнозы роста доходов от VR до 2020 года меня поражают.

- А что вы будете делать в этом направлении?

- Вы-первых, мы производители контента. Как производить для VR контент, никто не знает. Но все уже начинают пробовать. А это тоже деньги. И деньги присутствуют не только в виде аппаратов, которые постоянно меняются, но и в виде того, что, когда и где, собственно говоря, люди будут смотреть.

- То есть вы видите себя в будущем производителем контента для VR?

- Мне лично это очень интересно. Вполне возможно, что да.

О производстве и продаже контента 

- Если говорить о продакшене, сколько вы в этом году произвели сериального контента и какова его стоимость?

- Около 150 часов. Средняя цена одного часа варьируется в зависимости от телеканала и времени показа от $20 до 50 000.

- Это огромные инвестиции. Вы будете показывать эти продукты только у себя, или намерены продавать?

- Мы пытаемся продавать свои сериалы за рубеж, причем достаточно успешно. Надеюсь, мы только в начале пути. А с точки зрения сериального контента важно понимать, что это создание для канала собственной библиотеки. Не того контента, который мы получали от мейджеров или российских производителей, - когда ты имеешь право на два показа, а потом эти права от тебя уходят к конкуренту, - а своего. Права на его показ все время с собой.

Наш сериал Хозяйка уже продан в Казахстан, Грузию, Беларусь, сериал Центральная больница - в Казахстан, Грузию. Большинство наших 4-сериек также проданы в Россию, Казахстан, Беларусь, Грузию. Развлекательные продукты продаются в Россию, Прибалтику, Беларусь, Израиль, Казахстан, Польшу.

- Какие планы по производству на следующий год?

- Мы будем производить собственные сериалы, объем которых не собираемся сокращать. Буквально в течение года мы перестроили работу так, что теперь понимаем, какие сериалы, в каком количестве, когда мы можем производить. Это был очень динамичный и сложный процесс, когда по сути с нуля появился дом под названием Сериал.

Читайте также: Соскочить с иглы: чем наше ТВ заменит русские сериалы

- Какой средний срок окупаемости одной серии фильма?

- Для того чтобы окупить затраты, нужно 5-6 повторов с хорошими показателями.

- А насколько покрывает затраты на производство продажа прав показа ваших сериалов?

- Если нам удастся открыть для себя рынки дальше Казахстана (например, сравнимые по объемам с российским или польским, куда мы продаем пока только реалити-шоу), перспективы есть.

- А какие именно шоу вы продаете в Польшу?

-- Барышня-крестьянка, СемьЯ, На ножах, Богатые тоже плачут и другие. Кроме того, документальные проекты - Операция Крым, Женщина-банкомат, Женские лица революции, Чернобыль - потерянный мир, Уровень секретности 18, Зима, которая нас изменила. Также, кроме готового продукта, Польша приобрела у нас права на формат Барышня-крестьянка.

- Как вы относитесь к заявлению главы StarLightMedia Владимира Бородянского о том, что на украинском рынке должно остаться всего две медиагруппы?

- Положительно. Я думаю, что одной из них будет наша. Рынок перенаселен разнообразными зверями. Это очевидно всем, но, как поет Тина Кароль, "сдаться ты всегда успеешь".

- С чем связано такое количество игроков на рынке - это политическая привязка или что-то другое?

- Безусловно, политические амбиции.

tkachenko3.jpg

Фото KievMediaWeek: Александр Ткаченко и глава ICTV Александр Богуцкий обсуждают рынок

- Сколько всего в идеале национальных каналов может быть?

- Если посмотреть на рынки, соизмеримые с украинским по населению, например, польский, то там до момента старта цифры было четыре основных канала - два государственных и два частных. В принципе, на большинстве европейских рынков более четырех общенациональных каналов не существует. Цифровые каналы там - каналы второго эшелона по определению.

- Каналы с какой политикой, по вашему мнению, должны уйти? Кто не выживет?

- Я думаю, что это вопрос ко мне. Это вопрос к собственникам.

- Сокращать количество каналов группы 1+1 Media вы пока не намерены?

- Нет. У нас все более-менее нормально, особенно с каналом ПлюсПлюс. Он не только имеет сильные позиции среди детской аудитории, но и входит в шестерку по аудитории 4-35.

Читайте также Тук-тук: как телегруппы нарушают запрет на русское "мыло"

О российском продукте 

- Вы очень пристально следите за конкурентами на предмет нарушения запретов на российские фильмы. Вы настолько уверены, что у нас подобных нарушений нет? Или зачем вам это нужно?

- Ты либо работаешь по правилам, либо пытаешься себя обмануть, а заодно и других. У нас все руководители подразделений четко знают, что мы не работаем с серым импортом. У нас есть примеры сотрудничества с россиянами. И мы стараемся работать по еще не принятому меморандуму о совместном производстве. Хотя российским партнерам пока сложно признать, что существует полноценное совместное производство. Им это не очень выгодно. Им проще продать готовый продукт, получить дополнительную стоимость, даже поменяв документы.

- В свое время у вас с ТРК Украина был своеобразный диалог через прессу… Как это происходит? Вы лично следите за контентом конкурентов и сообщаете о нарушениях в Нацсовет?

- Иногда конкретно мы выявляем нарушения, как это было с сериалом ФЭС. Мы посчитали, что это опасный прецедент, когда можно "перекрасить" уже известный сериал, назвав его иначе и заменив рубли в кадре на гривни. Потом оказалось, что фантазия идет дальше - можно и документы переделать. Я думаю, что подписание меморандума и новые законодательные инициативы относительно регулирования правил показа позволят этот серый импорт свести к минимуму.

- Какая доля российского продукта на ваших телеканалах?

- Я думаю, что 3-5%, притом что ранее было около 35%. В целом по рынку около 90% сериалов были российского производства, сейчас процент значительно уменьшился, но остается серый импорт. Большинство каналов этим не грешат, но в нескольких процент доходит до 50.

Читайте также: Тук-тук: как телегруппы нарушают запрет на русское "мыло"

- Спрошу как потребитель контента: с чем связан тот факт, что большинство сюжетных линий в сериалах как российских, так и украинских лежат в драматической плоскости - там всегда присутствует несчастная героиня, трагические события либо картинки из преступного мира?

- В постсоветском пространстве был даже отдельный жанр преодоления - "я все смогла, я все сумела". И этот этап преодоления, очевидно, созвучен с настроением зрительницы. Сюжеты формируются на основании изучения того, чего хочет зритель.

- А сейчас этот тренд не меняется? Есть ли новые зрительские запросы?

- Да, для себя мы в какой-то момент открыли, что кроме высокой трагической ноты наш зритель хочет видеть комедии, над которыми мы активно пытаемся работать, чтобы как-то привнести в этот мир чуть больше радости и света. Хотя и не без драматических коллизий их развития.

- Ваши конкуренты, а именно компания StarLight, большой упор делает на талант-шоу. Не смотрите ли вы в сторону создания концертных программ и тематических постановок?

- В этом году наше талант-шоу Голос однозначно по доле превосходит другие проекты такого рода. По развлекательным реалити-шоу - у нас их целая линейка: Життя без обману, Світ навиворіт, Інспектор Фреймут в містах, Чотири весілля, Поверніть мені красу и другие. В следующем году покажем новые сезоны, например, Міняю жінку.

- Если говорить о производстве полнометражных или анимационных фильмов, видите ли вы себя в этом сегменте?

- Это достаточно большие инвестиции и отдельная в принципе работа. Мы будем стараться участвовать в совместных проектах, как, например, с фильмом 95 Квартала Слуга Народа. Но я к этому вопросу достаточно аккуратно отношусь. У нас есть в планах производство Черного ворона по роману Василия Шкляра. Но это отдельный бизнес, другая совершенно плоскость. И телевизионным компаниям к этому нужно относиться крайне аккуратно. Скорее, как к разовым кейсам, чем к системному подходу.

- Есть ли планы по запуску новых форматов телепередач?

- У нас сейчас в разработке два новых проекта - один сериал и одно шоу. Сейчас мы в активной переписке с потенциальными сопроизводителями.

- Сами новых форматов не прикупили на следующий год?

- Пока нет.

- А собираетесь?

- Мы присматриваемся к нескольким проектам, но сейчас существенно сократили бюджеты на закупку чужих форматов, занимаемся импортозамещением.

О новых бизнесах 

- Не планируете ли создание офлайновых шоу, которые весьма активно продуцируют ваши конкуренты?

- Я начал думать об этом. И даже перезвонил Владимиру Бородянскому и переспросил, не против ли он, если мы рядом что-то сделаем. Он вроде не против.

- В качестве локации это, как и у StarLightMedia, будет ВДНХ? Ведь вы там снимаете Голос.

- Мне кажется логичным делать это в одном месте, чтобы на одной площадке было несколько предложений. Как на Бродвее.

- А что это может быть? Какой формат шоу вы хотите создать?

- Мы только месяц назад стали думать о том, как это может быть и что это может быть.

Читайте также: ВДНХ через 50 лет. Во что превращают Экспоцентр Украины

- В прошлом году у вас появился новый бизнес - вы с группой коллег-единомышленников взялись за книгоиздательство. Как обстоят дела на этом поприще?

- Мы только начинаем и видим серьезный потенциал в книгах, которые в Украине никогда не издавались, и в оригинальных произведениях. Например, вышла книжка Александра Авраменко о том, как правильно говорить по-украински. Насколько я знаю, уже печатается дополнительный тираж. Первые 10 000 экземпляров уже распроданы, еще столько же на подходе. Также мы заканчиваем подготовку Библии для детей.

- А заняться переводом мировой классики или бестселлеров на украинский не планируете?

- Пока мы будем стараться экспериментировать с нахождением интересных вещей, которые здесь еще не печатались, и с тем, как их продвигать.  

Стас Юрасов

Мария Бровинская