Журналистика 3.0.  Медиабизнес в эпоху соцсетей и блогов
5cf5792da59cacb7febd06189435c011.jpg
Спрос на качественный журналистский продукт есть. Является ли этот спрос платежеспособным и можно ли заработать на качественных материалах в эпоху соцсетей и блогов. Участники конференции, организованной Фондом эффективного управления, поделились своим мнением по поводу того, на каком продукте возможен медиабизнес сегодня.

Александр Богуцкий, директор-президент канала ICTV:

"У современного качественного СМИ может быть две основные цели: приносить прибыль и противодействовать коррупции. Многие СМИ в Украине - убыточны, и под давлением обстоятельств идут на сомнительные предложения, понижают качество продукта. Так появляются новости о медведях и аресте Кучмы.

Важно строить свою модель на здравом смысле, быть полезным потребителю. У нас инвестиции до сих пор понимают "на год под 24% годовых". В отношении качественных СМИ это не действует. Им нужно время, это инвестиция в будущее страны.

Едва ли не главная проблема  в Украине - не сформированная система ценностей. Чиновник декларирует мизерные доходы, которые не сопоставимы с его уровнем жизни, с машинами и яхтами. И в Украине это никого не удивляет.

Единственный способ существования для СМИ -  предлагать качественный продукт. И тут многое зависит от самих журналистов - они могут отказываться от тех методов и тех работодателей, которые заставляют их идти на сделки с совестью". 

Татьяна Лебедева, почетный председатель Независимой ассоциации телерадивещателей: 

"Качественная журналистика - это искусство, это соблюдение главных журналистских постулатов, в том числе свобода от влияния рекламы и политики. Да, массовый рынок диктует спрос на желтую прессу, на так называемые 3С (скандалы, секс и смерть). Когда региональные телеканалы увидели, что их аудитория стареет, мне кажется, они допустили серьезную ошибку - стали уходить от качественного продукта в сторону развлекаловки. 

К сожалению, качественная журналистика сегодня переживает кризис. Огромное количество информации так и не переросло в качество. Мы видим фейковые новости, войну компроматов. Ведь проще и быстрее сделать короткое "мнение" по горячей теме, например, по сланцевому газу, чем качественную статью - найти бэкграунд, проверить факты, найти информационные взаимосвязи".

Марк Бригс, директор отдела цифрового мультимедиа на канале King-5 TV (Сиэтл, входит в корпорацию NBC), автор книги "Предпринимательская журналистика": 

"Цифровая эра предлагает множество путей для дополнительного заработка: SMM, консалтинг, экспертиза. За первые два месяца 2013 года посещаемость веб-сайта телеканала King 5 TV  в Сиэтле оказалась меньше, чем посещаемость мобильного приложения. Хотя львиную долю доходов телеканалу обеспечивают традиционные рекламные ролики (60-70%), а также поступления от ретрансляции программ (10-15%), уже около 7% доходов приходится на цифровую рекламу, а также на дополнительные цифровые услуги, например, производство мобильных приложений. Цель канала - увеличить долю цифровых доходов до 15-20%. 

В качестве примера диверсификации доходов можно привести молодое агентство Sacramento Press. Несколько активистов решили создать новое местное издание. Чтобы стать известными, они провели рекламную кампанию в соцсетях, очень быстро набрав тысячи сторонников. Однако когда они обратились к рекламодателями, те были заинтересованы не столько в том, чтобы размещать у них рекламу, сколько в том, чтобы Sacramento Press научило их  эффективно работать в соцсетях. И теперь тренинги по SMM - один из главных источников доходов Sacramento Press.

Важные перемены связаны с развитием блогерства. К примеру, ИТ-рубрика Financial Times превратилась, по сути,  в набор блогов, потому что именно в этом формате сегодня подаются самые важные новости и аналитика в этой сфере. У традиционных СМИ стало очень много конкурентов - собственный контент сегодня генерируют и полицейские участки, и пожарные станции, и государственные агентства, и спортивные команды. Вокруг видео-сервиса YouTube выросла цела экономика - видео-блогеры создают телеканалы, которые набирают тысячи поклонников. При этом видео-блогеры позволяют себе больше в плане подачи".

У традиционных СМИ стало очень много конкурентов - собственный контент сегодня генерируют и полицейские участки, и пожарные станции, и государственные агентства, и спортивные команды
Джеки Банажински, профессор Школы журналистики университета Миссури, США; лауреат Пулитцеровской премии 1988 года: 

"Еще несколько лет в редакциях было два лифта - в одном ездил рекламщики, а в другом - журналисты. Их можно было легко отличить друг от друга - рекламщики были одеты с иголочки, в костюмах и начищенных туфлях, а журналисты... И было невероятным увидеть журналиста, который едет вместе с рекламщиком. Сегодня это уже обычное явление, стена давно рухнула".

Джон Лойд, директор Рейтерского института изучения журналистики при Оксфордском университете. Редактор Financial Times (Великобритания): 

"Сегодня нет достаточного глобального платежеспособного спроса на качественную журналистику. Редакция стоит дорого, как и ее правовое обеспечение. Качественное издание в Британии получает около 50 млн. фунтов чистого убытка ежегодно. По приблизительным подсчетам, деловое издание FT должно продавать 400-500 тыс. печатных экземпляров, чтобы окупить свои расходы. Для сравнения, совокупный тираж таблоидов в Британии составляет около 7 млн. экземпляров ежедневно. Их содержание - скандалы в политике, личная жизнь звезд, а также спорт и развлечения.

Потребителей качественной информации в мире не так уж и много. И дело не только в цене - потребление качественного контента требует усилий от пользователя, и большинство таких пользователей к этому усилию не готовы".

Виталий Лейбин, главный редактор журнала "Русский репортер" российского холдинга "Эксперт": 


"Заявления о том, что спроса на качественные материалы мало, требует уверенности, что все мы здесь - лучше других. Не стоит считать, что наши читатели - овощи. Да, действительно, тиражи таблоидов гораздо выше тиражей серьезных изданий. Но это не означает, что серьезные издания не могут быть успешными.

То, что мы воспринимаем как рыночный баланс, часто таковым не является. К примеру, мы решили заказать дорогую фото-стори из Афганистана. Реакция была очень хорошей, и вскоре конкуренты стали также заказывать дорогие фото. Следовательно, то, что мы принимаем за рыночное равновесие, может оказаться просто-напросто отсутствием качественного предложения. 

После кризиса 2006-2008 годов тиражи печатных изданий в России вновь стали расти. И сегодня потребителями печатной продукции являются около 50 млн. россиян, а это около трети населения страны. И приблизительно столько же читают информацию в интернете. Я думаю, что по большому счету это одни и те же люди.

Мне кажется неэффективной позиция "на качественную журналистику нет спроса". Лучше увидеть в этом новые возможности и начинать их пробовать, и тогда появится и спрос, и новые решения".

Рейчел Олдройд, заместитель редактора Бюро журналистских расследований, Лондон: 

"Бюро журналистских расследований - это неприбыльная организация, которая существует уже три года и состоит из 11 человек. Такой вариант развития журналистики имеет право существовать, но на его пути все еще много преград, в частности, в сфере регулирования.

Британские законы позволяют неприбыльным организациям получать особый налоговый статус, однако ждать его придется целых три года. Поэтому журналистам приходится становится предпринимателями, чтобы, с одной стороны, искать средства на существование, а с другой - выполнять свою непосредственную работу. При этом, несмотря на важность этой работы, она ценится обществом не слишком высоко. И здесь нужна разъяснительная работа - как в отношении государства, так и в отношении общественности.

Что же касается переход на платный контент в интернете - мы приучили пользователей получать информацию бесплатно, поэтому paywall, с которым экспериментируют некоторые издания, будет продвигаться медленно".