Страны ЕС  пересмотрят главное положение контрактов с Газпромом
президент Литвы Даля Грибаускайте назвала контракты Газпрома "старомодными"

Отказ ЕС

Начиная с 2015 года, европейские страны попытаются отказаться от принципа take-or-pay (бери или плати), заложенного в большинстве газовых контрактов с ОАО Газпром. Это позволит странам, зависящим от российского топлива, приблизиться к заключению контрактов на рыночных условиях, не опасаясь штрафных санкций за недобор газа.

О том, что европейским компаниям рекомендовано отказаться от принципа take-or-pay в контрактах заявила президента Литвы Дали Грибаускайте на конференции "Европейская энергетическая политика - в направлении большей солидарности", в конце прошлой недели в Брюсселе. Договоры с Газпромом по принципу take-or-pay Грибаускайте назвала "старомодными". Она отметила, что как Европейская комиссия, так и Совет Европы согласились с рекомендациями относительно отказа от этого принципа. Президент страны, председательствующей в настоящее время в ЕС, дала понять , что механизмы формирования цены у Газпрома устарели  и призвала страны ЕС солидарно отстаивать свои интересы.

Смена модели газового рынка

Рекомендации по отказу от принципа take-or-pay подводят черту под усилиями европейских стран по либерализации газового рынка, а также внедрению в действие трех энергопакетов ЕС, говорит руководитель энергетических программ центра Номос Михаил Гончар.

По мнению эксперта, речь идет также об отказе от долгосрочных контрактов с Газпромом. Гончар напоминает, что при устаревшей модели функционирования газового рынка упор делался на поставщика и долгосрочные контракты. В то же время новая модель европейского газового рынка отдает приоритет интересам потребителя, который должен получить конкурентный доступ к энергоресурсам.

В настоящее время, отмечает Гончар, европейские страны постепенно отказываются от долгосрочных контрактов. "Если раньше долгосрочный контракт заключался на 20-30 лет, то сейчас долгосрочным считается контракт, заключенный лет на 10.  2015 года формируется абсолютно новая рыночная реальность", - подчеркнул Гончар.

Скорее всего, российский монополист будет отстаивать нынешние принципы газовых контрактов до последнего. В частности, допускает Гончар, Газпром может пойти  на провоцирование энергетических кризисов, блокирование поставок с тем, чтобы указать Европе "правильные"  шаги по реформированию энергетического рынка.

Прецеденты пересмотра соглашения в части take-or-pay уже существуют. В октябре прошлого года Венский арбитраж подтвердил право чешской RWE Transgas снижать объемы закупок без штрафов.В июле 2013 года суд Вены оставил в силе решение Международного арбитража  по иску Газпромэкспорта к RWE Transgas по обязательствам take-or-pay на поставку газа в Чехию. После решения суда  Газпром должен будет вернуть RWE часть оплаты за газ, начиная с мая 2010 года, ретроактивными платежами на сумму в пределах $390 млн.

Украинский интерес

Украина  будет двигаться в фарватере европейских инициатив, поскольку является членом Европейского энергетического сообщества. Тем более, что Киев, так и не добившись снижения цены,  уже игнорирует базовый принцип контракта с Газпромом, снижая закупки газа.

Так, по итогам 2012 года Украина сократила импорт российского природного газа на 26,5% - до 32 млрд. 939,3 млн. кубометров. А минимальные обязательства по принципу take-or-pay, в соответствии с контрактом 2009 года, составляют 41,6 млрд. кубометров.

Снижение закупок вызвало возмущение Газпрома - российский монополист выставил НАК Нафтогаз Украины счет на сумму порядка $7 млрд. за недобор топлива в 2012 году. Однако, до международного арбитража дело пока не дошло, Украина стоит на своем, продолжая сокращать закупки.

Михаил Гончар отмечает, что игнорирование Киевом принципа take-or-pay связано не только с его дискриминационным характером и завышенной ценой, но и с тем, что в контракте с Газпромом не прописаны механизмы применения этой нормы. "Решение этого вопроса (о недоборе газа - ред.) возможно только через арбитражное разбирательство. Мы не обязаны платить в ответ на письма Газпрома по поводу неких $7 млрд. Так что тенденции, которые имеют место в Европейском Союзе, они работаю нас", - подытожил эксперт.