Кто в доле. Vanco возвращается в Украину
2a3e3e9406989a0c3d7f0f5e0451513e.jpg

Многолетний конфликт между американской компанией Vanco и Украиной, катализатором которого выступало правительство Тимошенко, завершился. Министр экологии и природных ресурсов Олег Проскуряков сообщил, что Стокгольмский арбитражный суд утвердил мировое соглашение между обеими сторонами. Тем самым для компании устраняются барьеры относительно реализации проектов по добыче углеводородов на Черноморском шельфе. Речь в данном случае идет об акционерах Vanco, в том числе украинских бизнесменах, которые могут зайти на шельф. По странному стечению обстоятельств новость о мировом соглашении в Стокгольме подоспела как раз к покупке  компанией ДТЭК контрольного пакета акций Vanco Ukraine.

Как все начиналось

В начале для  Vanco в Украине все складывалось как нельзя более удачно. В апреле 2006 года Vanco International Limited была объявлена победителем тендера, проведенного правительством Украины, на право подписания соглашения относительно добычи углеводородов на Прикерченском участке черноморского шельфа. . Компания рассчитывала подписать договор с правительством Украины до 1 декабря 2006 года. Если бы он был подписан, компания готова была бы начать проведение сейсмических исследований участка уже в мае 2007 года. Однако в октябре 2006 года Кабинет министров принял решение подготовить свой вариант соглашения с компанией.

В итоге соглашение о разделе продукции было подписано в октябре 2007 года. Третий президент Украины Виктор Ющенко назвал подписание соглашения стратегическим для Украины. "Это уникально хороший прецедент для формирования, прежде всего, основ национальной энергетической стратегии, с другой стороны - сотрудничества с ведущими международными инвесторами", - заявлял глава государства.

Однако с ним и с "ведущим международным инвестором" не согласилась экс-премьер-министр Украины Юлия Тимошенко. В апреле 2008 года с парламентской трибуны она заявила о необходимости пересмотра СРП с Vanсo International. По ее словам,  Госфинмониторингом было установлено, что компания зарегистрирована на четверых  студентов от 20 до 22 лет в оффшорных зонах. Экс-премьер заявила, что передача Прикерченского участка граничит с "глобальным преступлением". Правительство смогло добиться выхода из СРП. В частности, Минприроды аннулировало специальное разрешение на пользование недрами компании Vanco Prykerchenska, которой Vanco International переуступила права и обязанности по СРП.

В ответ компания начала арбитражный процесс против Украины в соответствии с требованиями Арбитражного института торговой палаты Стокгольма относительно конфликта по СРП. Конфликт пошел на спад лишь в 2011 году, когда правительство Николая Азарова одобрило мировое соглашение с Vanco Prykerchenska, поручив внести изменения в договор о распределении углеводородов.

Кстати, от заключенного на тридцать лет соглашения Украина ожидала получить инвестиций более чем на $15 млрд. для геологического изучения и добычи углеводородов, а также добычи свыше 200 млн. тонн углеводородов. Планируется, что реализация проекта обеспечит более 200 млрд.грн. дополнительных поступлений в бюджет и создание нескольких тысяч новых рабочих мест.

Ресурсы месторождения, которые являлись предметом соглашения, оценивались в 10,8 млрд. кубометров. Участок площадью 12,96 тыс. кв. км размещен в экономической зоне Украины на расстоянии 13 километров от береговой линии Керченского полуострова.

Vanco International наполовину контролируется российским Лукойлом. В Vanco Prykerchenska представлены интересы Рината Ахметова, Евгения Новицкого, и, возможно, Дмитрия Фирташа

Собственники и совпадения

Конфликт с правительством Тимошенко вынудил компанию раскрыть структуру акционеров Vanco Prykerchenska. Было заявлено, что в пул инвесторов, кроме Vanco International, входят ДТЭК бизнесмена Рината Ахметова, Shadowlight Investments Limited российского бизнесмена Евгения Новицкого (независимый директор в АФК Система, российского миллиардера Владимира Евтушенкова, который лично знаком с президентом Виктором Януковичем и, по данным СМИ, был причастен к его оздоровительной поездке на Алтай) , а также компания Integrum Technologies Limited. При этом доли участников приблизительно равны. Источник на рынке сказал корреспонденту  ЛІГАБізнесІнформ о том, что бизнесмен Дмитрий Фирташ также "имеет свой интерес" в проектах Vanco.

Следует добавить, что сама Vanco International наполовину контролируется российским Лукойлом. В сентябре прошлого года инвестиционно-финансовый дом Капиталъ, основными собственниками которого являются топ-менеджеры Лукойла, сконцентрировал более  50% акций Vanco International Ltd. Сопредседатель фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич полагает, что это дает основание говорить о том, что акционеры Лукойла так или иначе будут заинтересованными лицами при реализации шельфовых проектов.

Совпадение, или нет, но сообщение об утверждении мирового соглашения совпало по времени с получением разрешения комиссии по защите конкуренции Сербии на покупку ДТЭК Рината Ахметова компании Vanco Ukraine Ltd (Британские Виргинские острова). "Заключенный рамочный договор, разрешение на который опубликовал АМК Сербии, позволит нам увеличить долю компании в проекте Vanco Ukraine", - отметил директора ДТЭК Нефтегаз Игорь Щуров. "Мы рассмотрим возможность осуществить это право, если увидим подвижки в легализации решения Стокгольмского арбитража в судах Украины, а также улучшение законодательства Украины в части защиты инвестиций в нефтегазовой сфере", - добавил он.

О Vanco Ukraine известно лишь то, что она занимается геологоразведкой и разработкой нефтегазовых месторождений на Прикерченском шельфе Черного моря. В самом ДТЭК не конкретизируют, что представляет из себя компания. "Без комментариев", - ответили в пресс-службе ДТЭК на просьбу корреспондента  ЛІГАБізнесІнформ предоставить информацию о компании.

Эксперты рынка также теряются в догадках, о какой компаний идет речь. "Непонятно, что такое Vanco Ukraine. Очевидно, что эти новости все связаны с Vanco Prykerchenska, которой принадлежит только 25%", - говорит Дмитрий Марунич.  По его словам, СРП было подписано с Vanco Prykerchenska. "Именно с Vanco Prykerchenska судилась Украина в Стокгольме. Соответственно, все права на реализацию проекта после достижения мирового соглашения, очевидно, будет иметь Vanco Prykerchenska, у которой есть соответствующие акционеры", - добавляет он.

Сама компания Vanco была переименована в мае 2012 года. В частности, Vanco Overseas Energy Group получила название PanAtlantic Energy Group. Согласно информации компании, новое имя лучше отображает базу ее активов и сферы интересов.

Нет сомнения, что после разрешения всех проблемных моментов Vanco вернется на украинский энергетический рынок и будет допущена к разработке черноморского шельфа.  Примирение в Стокгольме и новая покупка ДТЭК  говорит о именно о таком развитии событий. Правда, эксперт по энергетическим вопросам Богдан Соколовский оговаривается, что нужно знать точно, с материнской ли компанией было подписано соглашение. "Vanco - это солидная компания, американская… Если с ней мировое соглашение - это меняет дело. Если же мировое соглашение с компанией Vanco Prykerchenska - я этого не понимаю, какое соглашение может быть. За ней ничего не стоит, ни технологий, ни денег", - подчеркивает эксперт.

По мнению президента Киевского международного энергетического клуба Q-Club Александра Тодийчука, сама компания Vanco не вызывает сомнения у экспертов. "Просто здесь была своя специфика. И я думаю, что эти неудачи Vanco послужат хорошим примером для компаний, которые будут здесь работать. Никто не застрахован от ошибок, проблем. Конечно, желательно их избегать. Но самое главное, научиться цивилизованно решать проблемы, которые в том или другом виде будут возникать", - подчеркнул эксперт, выразив надежду, что компания займет свое место на украинском рынке.

Марунич полагает, что,  поскольку изменений в СРП не вносилось, условия разработки шельфа останутся прежними. По мнению Марунича, осталось только понять, не было ли изменений в составе акционеров. Он также допустил, что ДТЭК может сменить форму участия в проекте через какую-то посредническую структуру.