О чем промолчал Ставицкий. Пять проблем газового рынка в Украине
Эдуард Ставицкий, министр энергетики и угольной промышленности

Несмотря на клубок острых проблем в газовой сфере, руководство Минэнергоугля выдает информацию дозировано. На пресс-конференции в понедельник глава ведомства Эдуард Ставицкий оставил без ответа целый ряд чувствительных для отрасли вопросов. Редакция ЛІГАБізнесІнформ попросила ответить на них отраслевого эксперта - директора энергетических программ центра "Номос" Михаила Гончара.

1. Почему сокращается потребление газа

В этом году Украина намерена импортировать от 30 до 32,5 млрд. кубометров газа, заявил Ставицкий. Напомним, что по итогам 2012 года Украина сократила потребление газа на 7,6%, до 54,8 млрд. кубометров. Транзит - на 19,1%, до 84,3 млрд. кубометров, а импорт - на 26,5%, до 32,9 млрд. кубометров. При этом в 2012 году прогнозный баланс предусматривал импорт НАК Нафтогаз Украины на уровне 27 млрд. кубометров газа, еще 8,124 млрд. кубометров должен был импортировать Ostchem Holding Limited, подконтрольный Дмитрию Фирташу.

Министр отметил, что потребление газа предполагается уменьшить за счет энергоэффективных мероприятий. "Приблизительно для химической отрасли оно (потребление - ред.) будет в объеме 8-8,5 млрд. кубометров газа, а для других отраслей, включая теплокоммунэнерго, - 22,24 млрд. кубометров газа", - сказал он. Примечательно, что показатель в 8 млрд. кубов совпадает с объемом, который должен импортировать Ostchem Holding.

По мнению директора энергетических программ центра "Номос" Михаила Гончара, во многом сокращение потребления может быть связано с негативными тенденциями в экономики. Эксперт напомнил, что сокращение промышленного производства прямо пропорционально сокращению потребления газа. Кроме того, в этом году ожидается сокращение ВВП. "Правительственные намерения могут воплотиться в жизнь. Но не благодаря, а вопреки. Потому что это - результат негативных тенденций в экономике", - подчеркнул Гончар.

2. Будущее украинской ГТС

Насколько близка Украина к решению вопроса формы собственности газотранспортной системы Украины, министр конкретизировать не стал. Скандальный правительственный законопроект N2937, положения которого позволяют не только приватизацию Нафтогаза и его дочек, но и аренду объектов газотранспортной системы, пока лишь находится на стадии рассмотрения, подчеркнул министр.

Ставицкий указал на то, что содержание законопроекта не является окончательным. Документ будет еще проходить все процедуры в парламенте, поэтому о практической реализации этого документа говорить пока рано. Вместе с тем, министр не отказался напрямую от самой идеи передавать Нафтогаз и объекты ГТС в частные руки.

В наших условиях, когда мы имеем аномально газоемкую экономку, отдать в частные руки инфраструктуру означает отдать кому-то ключи доступа к промышленным активам всей экономики Украины

Михаил Гончар уверен, что газотранспортную систему нужно оставить в собственности государства. "В наших условиях, когда мы имеем аномально газоемкую экономку, отдать в частные руки инфраструктуру, не важно, будет ли это украинская или зарубежная компания, означает кому-то отдать ключи доступа к промышленным активам всей экономики Украины", - подчеркивает эксперт, добавив, что передача в аренду, либо продажа актива ГТС не является панацеей в вопросе транзитной загрузки и не снимет всех разногласий с Газпромом.

3. Как будет решаться конфликт вокруг реверса

Несмотря на договоренности об увеличении объемов реверсных поставок газа в Украину (о чем чиновники не преминули похвастаться), в этой сфере назрел конфликт с Россией. Газпром так и не отказался от своих претензий, настаивая на том, что реверсные поставки газа в Украину противозаконны. Российский монополист также официально заявил о проведения расследования по этому вопросу. Однако глава Минтопэнерго Украины опустил и этот вопрос в ходе конференции.

Ни одна серьезная энергетическая компания, в том числе RWE , не пошла бы на какие-то сомнительные схемы, которые юридически не являются выверенными. Потому что не сильно много с Нафтогазом найдешь, а с Газпромом можно потерять очень много

Газпром и в дальнейшем будет нервно реагировать на реверс. Однако российскому газовому монополисту не за что зацепиться в этом вопросе, уверен директор энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар. По его словам, ни одна серьезная энергетическая компания, в том числе RWE , не пошла бы на какие-то сомнительные схемы, которые юридически не являются выверенными. "Потому что не сильно много с Нафтогазом найдешь, но с Газпромом можно потерять много", - подчеркнул эксперт.

4. Что будет с ценами на российский газ

Без ответа остался насущный вопрос относительно цен на импортный газ в этом году. Гончар допускает, что цены будут повторять прошлогоднюю динамику цен на нефть, а этот показатель на протяжении трех кварталов прошлого года и первого квартала этого года был понижающим. "Может быть, не столь существенно, но в принципе, к концу 2013 года по долгосрочному контракту с Газпромом мы будем иметь цену ниже $400 за тысячу кубометров". - допустил он.

К концу 2013 года по долгосрочному контракту с Газпромом мы будем иметь цену ниже $400 за тысячу кубометров. Именно поэтому торопиться со сдачей в плен Газпрому не стоит

Именно поэтому торопиться сейчас со сдачей в плен Газпрому не стоит. "Время играет как раз сейчас не на него", - подчеркнул директор энергетических программ центра "Номос".

5. Как изменятся цены на газ для населения

Не затронул министр и вопрос относительно возможного повышения цен на газ для населения. Ранее прогнозировалось, что цена на "голубое топливо" для граждан может повыситься уже по окончанию отопительного сезона. Однако, как видим, этого до сих не произошло.

Накануне президентских выборов руководство страны продолжает сохранять "популистскую риторику" о дешевой цене газа для населения, уверен Гончар. Вопрос повышения цен также откладывается под предлогом того, что если Украина договориться с россиянами относительно цен, то, возможно, цены внутри страны расти не будут. Однако, по мнению эксперта, в этом году правительству все же придется повысить цена на внутреннем рынке. Тем более, что это является одним из условий получения очередного транша от МВФ.