Почему Порошенко не должен договариваться с Путиным о цене на газ
Фото: kp.ua

Шестой раунд переговоров между Украиной и Россией, как и предыдущие пять, закончился безрезультатно. После встречи в Брюсселе стороны обменялись резкими заявлениями. А Еврокомиссия анонсировала, что переговоры переходят на более высокий уровень. Теперь газовый кризис будут разрешать президенты спорящих стран - Петр Порошенко и Владимир Путин.

Раунд за раундом

11 июня завершился очередной раунд переговоров по газу в формате Украина - Россия - Европейский союз. Украина по-прежнему настаивает на изменении формулы ценообразования, прописанной в контракте между Газпромом и Нафтогазом от 2009 года. Речь идет об изменении формулы цены, а также условий договора в части объемов и условий поставок газа. 

Москва в свою очередь требовала от Киева погасить более $2 млрд долга и отвергла предложения украинской делегации по изменению условий контракта. В Кремле готовы только предоставить скидку в размере $100, что в итоге даст конечную цену в размере $385 за тысячу кубометров. Скидка была бы реализована путем отмены экспортной пошлины на газ. Газовый долг в таком случае будет пересчитан по новой цене. Киев на такое предложения не согласился. 

О том, что цена газа в $385 за тысячу кубометров не является целиком рыночной, заявил и еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер. Он предложил дополнительно снизить стоимость газа, если Украина даст гарантии закупать определенные объемы "голубого топлива".

"Эта цена ($385) будет хорошей основой, но к ней следовало бы предусмотреть еще некоторые скидки. Какими могут быть эти скидки, зависит от закупаемых объемов газа и от длительности периода, на который мы устанавливаем фиксированную цену", - сказал он на брифинге в Брюсселе после переговоров.

Продан назвал эту инициативу конструктивной и добавил, что временной ценой может быть $325-330, то есть средняя между $268,5-385 за тысячу кубометров. "Было бы важно использовать временную цену до разрешения ценового спора в Стокгольмском арбитраже. Потом, естественно, придется доплатить какую-то сумму к этой предложенной цене, и Еврокомиссия предлагала схожее решение, но российская сторона не готова пойти на уступки", - сказал Продан журналистам.

Помимо всего, Еврокомиссия настояла на том, чтобы Россия предоставила дополнительные гарантии снижения цены. "В течение года мы готовы предоставить соответствующие гарантии, - отреагировал на это министр энергетики России Александр Новак. - Или подписать необходимые документы в виде протоколов к межправительственным соглашениям". Это была единственная уступка России в ходе переговоров. Вносить изменения в формулу Россия считает нецелесообразным. После переговоров Продан сообщил журналистам, что единственный выход из ситуации - иск в Стокгольмский арбитраж. 

Газ - это политика 

В связи с тем что стороны не могут договориться, Эттингер предложил перевести переговоры на уровень президентов. "Мы считаем, что параллельно с этим переговорным процессом уже сегодня должны начаться переговоры на высшем уровне. И президенты обеих стран планируют начать переговоры", - сказал он журналистам. Однако к вечеру 11 июня ни Порошенко, ни Путин не получали предложений от ЕС об участии в переговорах. 

Если президенты Украины и России действительно начнут переговоры по газу, то шансы на то, что разбирательство перейдет в Стокгольмский арбитраж, снижаются, считает директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский. "Мы будем иметь повторение ситуации 2009 года, - говорит он. - Тогда хозяйствующие субъекты тоже не договорились, и переговоры велись на более высоком уровне. В итоге это привело к подписанию политического контракта 2009 года". 

Плохим знаком для Украины считает это заявление Еврокомиссии сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. "Это политизация переговорного процесса, - уверен эксперт. - Мы имеем аннексированный Россией Крым и организованную ею войну на Востоке, и если переговоры будут вестись президентами, то эти темы обязательно будут подниматься. Это означает, что рыночная составляющая в новой цене будет незначительной".