Украина без Газпрома: путь к энергетической безопасности
Когда в Украине говорят об энергетической безопасности страны, то совершенно справедливо, в первую очередь, имеют в виду рынок природного газа.
Эскалация в отношениях между Россией и Украиной в текущем году привела к пересмотру базовой цены на газ и ее повышению до $485 за тысячу кубометров, требованию оплаты долга в размере $4,5 млрд, переходу на предоплату. Украина не согласна с этими требованиями и собирается доказать свою правоту в Стокгольмском арбитраже. Пока что с 16 июня полностью прекращена подача газа в Украину (за исключением транзитного потока в Европу).
Вряд ли можно сомневаться, что поставки российского газа в Украину в текущем году не будут возобновлены, и, надо полагать, наше правительство исходит именно из этого.
Сейчас в энергетическом секторе чрезвычайная ситуация и правительство будет прилагать экстраординарные усилия по ее спасению. Тем не менее важно не забыть о стратегии энергетической безопасности Украины, способной вывести страну из энергетического кризиса. Все предыдущие годы вместо нее мы видели только демагогию и коррупцию. Как не повторить прошлых ошибок?
Газпромозависимость Европы
Объемы потребления нами импортируемого из России газа год от года снижаются, но это все равно более 50% от общего объема. Тот факт, что в 2014 году прогнозируется падение общего спроса на газ в Украине до 45 млрд кубометров (а не до 30), не должен вводить в заблуждение: это падение, вызванное стагнацией в экономике, не имеет ничего общего с решением вопроса замещения газа другими энергоносителями.
В то же время за последние четыре года объемы поставок газа из России в Европу выросли со 145 млрд до 162 млрд кубометров (в 2013 году). И это притом что общее падение спроса на газ в Европе за этот период составило 11%. Доля Газпрома в объемах поставок газа в Европу сегодня составляет 30%, из которых половина проходит через украинский газопровод - около 80 млрд кубометров.
То, что потребление российского газа в Европе растет даже несмотря на две "газовые войны", - серьезный повод задуматься Украине.
Разговоры вокруг диверсификации поставок газа в Европу не умолкают: Норвегия, Нидерланды, Северная Африка, поставки сжиженного газа. Но почти все эти проекты отдалены во времени, требуют значительных усилий, согласований.
А что делается в реальности? Введен в эксплуатацию Северный поток, отобравший у Украины часть транзитного потока: в 2012 году - 11,3 млрд кубометров и 23,5 млрд - в прошлом году.
Нет оснований предполагать, что Евросоюз реально заблокирует строительство Южного потока, плановая пропускная способность которого более 60 млрд кубометров в год. Его запуск сделает транзит газа в Европу через украинскую ГТС экономически нецелесообразным.
Понимание, насколько зависимы европейские страны от поставок российского газа, позволяет предположить, что Запад не готов помогать Украине в ее газовом конфликте с Россией, ценой ущерба для собственной энергетической безопасности
Между транзитом и добычей
Возвращаясь к вопросу транзита российского газа через Украину, зададимся вопросом: насколько нам важно сохранить транзитные потоки? В части получения доходов от транзита и хранения газа, а также сохранения имиджа страны, нам, конечно, это важно. Но решает ли транзит проблему внутреннего обеспечения газом? Напрямую не решает.
Украина должна честно ответить на вопрос, в чем она больше заинтересована: в сохранении транзитных потоков или собственном обеспечении газом? Наверное, все-таки в том, чтобы:
· используя все возможности в области дипломатии, пытаться склонить западных партнеров на свою сторону - ведь дешевле и надежнее инвестировать в модернизацию существующей системы, чем ввязываться в многомиллиардный, политически мотивированный проект;
· но при этом не забывать о том, что более приоритетной является задача снижения зависимости Украины от поставок российского газа.
Специалисты отрасли сходятся в оценке мер, направленных на уменьшение зависимости Украины от поставок российского газа, основные из которых:
- увеличение собственной добычи газа;
- освоение добычи нетрадиционных углеводородов;
- покупка российского газа из Европы ("реверс");
- поставки в Украину сжиженного газа морем (LNG);
- мероприятия по энергосбережению и замена природного газа альтернативными энергоносителями.
Увеличить собственную добычу газа можно лишь при условии стимулирования инвестиций в разведку, инфраструктуру и добычу, в том числе со стороны частных компаний. Этого можно достичь, только внедрив практику закупки газа у всех добывающих компаний по рыночным ценам. К примеру, у Укргаздобычи государство еще в начале текущего года закупало газ по цене более чем в 10 раз ниже цены импортного газа. Также не будет способствовать стимулированию увеличения добычи газа норма законопроекта "Про особливий період у паливно-енергетичному комплексі", дающая право Кабмину на принятие решения об обязательной продаже газа добывающими компаниями, хотя временная необходимость такой меры всеми осознается.
Еще одним существенным источником энергоресурсов является газ нетрадиционной добычи, в том числе сланцевый, угольный и газ плотных пород. По предварительным оценкам, Украина является четвертой в Европе страной после России, Польши и Франции по запасам сланцевого газа (3,6 трлн кубометров). Впрочем, есть пример Польши, где первоначальный прогноз в 5,3 трлн кубометров после дополнительных исследований был снижен до 346-768 млрд.
Другой аспект проблемы - добыча нетрадиционного газа требует привлечения иностранных компаний, владеющих современными технологиями и значительным опытом разведки и добычи, а также, разумеется, значительных инвестиций. Развитие данного направления зависит от общего инвестиционного климата в стране.
В последнее время в качестве наиболее реалистичного пути решения проблемы обеспечения Украины газом политики и специалисты называют реверс (обратная поставка) российского газа, поставленного в Европу.
Теоретически газ может быть поставлен из Европы в Украину через Словакию (наибольший объем), Венгрию, Румынию и Польшу. Хотя оценки специалистов в части возможных объемов поставок из этих стран разнятся очень существенно, в целом все сходятся в том, что мощности ГТС позволяют получить реверсный газ в объеме не менее 15 млрд кубометров.
Но вопрос с реверсными поставками газа в Украину нельзя считать чисто техническим: это целый клубок технических и политических проблем.
К тому же крупнейший потенциальный поставщик - Словакия не распоряжается газом, а лишь осуществляет его транзит. Уже осуществленные в Украину реверсные поставки были излишками газа в Европе. Значительные объемы газа для перепродажи в Украину можно получить, только специально закупив его в России. Но недавние заявления руководства России по этому поводу заставляют усомниться в том, что позиция Газпрома будет конструктивной, и свидетельствуют о том, что Украине придется очень серьезно поработать на дипломатическом уровне для получения нужного результата.
Еще один возможный способ поставки газа от альтернативных поставщиков - это строительство терминала LNG (Liquefied natural gas - сжиженный натуральный газ) в порту Южный. По оценкам Государственного агентства по инвестициям, для аренды судна-терминала потребуется один год подготовительных работ и сумма около 36 млн евро, ежегодные арендные платежи составят еще около $45 млн. Это обеспечит поставки в Украину до 5 млрд кубометров газа в год. Строительство значительно более затратного наземного терминала (800 млн евро за 5 лет) поможет стране обеспечить до 10 млрд кубометров газа в год.
Однако здесь кроме финансовых и технических проблем существует еще и политическая: получение согласия Турции на прохождение судов со сжиженным газом через проливы Дарданеллы и Босфор. Какой будет позиция Турции в этом вопросе? Будет ли влиять на ее позицию Россия?
Третий газовый
Но кардинального изменения ситуации на внутреннем рынке газа Украина достигнет только в случае практического воплощения Директив и Регламентов Евросоюза, в том числе имплементации так называемого Третьего энергетического пакета. Это потребует от государства разделения НАК Нафтогаз Украины на независимые компании в соответствии с видами деятельности, внедрения единых правил доступа к ГТС, терминалам, хранилищам, внедрения стандартов по защите потребителей, изменения полномочий независимого регулятора рынка, обеспечения прозрачности отрасли, внедрения рыночных тарифов и других мероприятий.
Это позволит нашей стране выйти на единое европейское рыночное пространство, регулируемое едиными, признаваемыми всеми правилами, когда проблемы каждой страны становятся общими и решаются совместно.
Существует точка зрения, что сам факт взятого Украиной курса на вхождение в Европейский союз и та высокая цена, которую страна заплатила и продолжает платить за этот выбор, являются гарантией безусловной поддержки страны со стороны Евросоюза и США, в том числе в вопросах обеспечения энергетической безопасности. Но смею утверждать, что это не так, и что на данном этапе практически все зависит от самой Украины.