Григоришину заморозили активы. Как бизнесмена допрашивали в суде
Константин Григоришин

Высокий суд Англии и Уэльса выдал приказ о замораживании активов группы Энергетический стандарт украино-российского бизнесмена Константина Григоришина. Решение вынесено как обеспечительная мера в рамках арбитражного разбирательства с Вадимом Новинским и Владимиром Лукьяненко-младшим на более чем $300 млн вокруг крупного машиностроительного предприятия ПАО Сумское НПО. Обоснование суда от 20 декабря есть в распоряжении LIGA.net

Решение вынесено по требованию адвокатов Владимира Лукьяненко-младшего и компаний, связанных с Новинским, которые опасаются, что Григоришин может скрывать активы, чтобы избежать выплат по решению арбитража.

Еще 9 мая 2016 года Лондонский коммерческий арбитраж принял решение о выплате Энергетическим стандартом более $305,8 млн Новинскому и Лукьяненко. 5 октября Высокий суд Англии отказал адвокатам Григоришина в апелляции на это решение.

LIGA.net разобралась, что значит для бизнесмена это решение.

Полная заморозка

Cуд издал всемирный приказ об арес­те в отношении активов принадлежащей Григоришину группы Энергетический стандарт (worldwide freezing ­order - WFO). Это предварительное решение, ограничивающее ответчика в распоряжении и пользовании своими активами, которые находятся по всему миру.

В решении суда упоминаются, в частности, следующие украинские компании: Запорожтрансформатор, Турбоатом, ПАО Сумское НПО, Укрречфлот, Запорожский кабельный завод, Сварог Эссет Менеджмент (см. ниже диаграммы из решения суда). Сам приказ о WFO является конфиденциальным, полного списка замороженный активов в открытом доступе нет. Григоришину также принадлежат крупные пакеты акций в целом ряде украинских облэнерго.

В ходе судебного слушания, адвокаты Лукьяненко смогли доказать суду, что существует риск того, что Григоришин попытается "размыть" свои активы. В конечном счете это может привести к невыполнению решения арбитража на $305,8 млн.

Как возник конфликт? Григоришин и семья Лукьяненко стали партнерами в конце 90-х, в результате приватизации НПО, на которой Григоришин приобрел контрольный пакет акций сумской компании. Другим крупным акционером к тому времени был Владимир Лукьяненко-старший, в то время - председатель правления НПО.

Поначалу между сторонами царило согласие. Спустя десять лет ситуация изменилась. Сын Лукьяненко начал развивать собственный бизнес в России в составе компании Гидромашсервис, которая стала конкурентом Энергетического стандарта. А управление украинским предприятиям на себя замкнул менеджмент Григоришина. В конце 2012 года - начале 2013 года партнеры окончательно побили горшки. К тому времени Лукьяненко усилил свои позиции за счет партнерства с Вадимом Новинским, который опосредованно выкупил у него 10,04% акций НПО.

ПОЛЕЗНЫЕ ДАННЫЕ. У Сумского НПО им. Фрунзе непростая акционерная структура. Крупнейший акционер НПО - кипрская Stremvol Holdings, которой принадлежит 83,7% акций завода. Григоришин Григоришин через UMS Holding владеет в ней 51%. Еще 49% акций Stremvol Holdings владеет компания Great Station Properties Лукьяненко и Новинского. У Лукьяненко в ней 75%, у компании Новинского - 25%. Кроме того, Лукьяненко также предоставил Смарт-холдингу опцион на выкуп акций Great Station Properties. Таким образом, Новинский имеет право увеличить долю до 40,04%. Еще 13% акций НПО контролируют братья Игорь и Григорий Суркисы.

В результате стороны начали выяснять отношения в суде. В мае 2016 года английская фемида приняла сторону Лукьяненко и Новинского. Суд обязал Григоришина выплатить Новинскому и Лукьяненко более $300 млн. 5 октября это решение подтвердил Высокий суд Англии и Уэльса.

Из общей суммы, $55,8 млн касаются нарушения акционерного соглашения (JVA) со стороны Григоришина, которые заключаются в выводе средств из Сумского НПО в пользу компаний Техноимопрт и ООО Энергетический стандарт подконтрольных Григоришину. В частности, до 2013 года украинское машиностроительное предприятие поставляло продукцию через Техноимопрт и Энергетический стандарт, тем самым занизив доходы второго акционера НПО - Владимира Лукьяненко-младшего.

Другая часть суммы ($250 млн) касается "опционного соглашения". Согласно решению арбитражного суда  столько компания Григоришина обязан заплатить партнерам, чтобы выполнить обязательства по пут-опциону. По данным LIGA.net, речь идет о выкупе доли Лукьяненко в НПО им. Фрунзе.

Читайте также: Григоришин окончательно проиграл арбитраж Новинскому на $300 млн

3330.image1.png

Чтобы добиться выполнения обязательств со стороны Григоришина, еще в феврале 2016 года, Новинский и Лукьяненко обратились в кипрский суд за приказом, запрещающим передачу акций некоторых украинских компаний Григоришина кипрскими структурам, входящим в группу Сварог Эссет Менеджмент.

19 февраля 2016 года кипрский суд отказал в удовлетворении этого иска.

После этого Лукьяненко и Новинский решил добиться заморозки активов в английской юрисдикции. В пресс-службе Смарт Холдинга Новинского не комментируют решение суда. Почучить комментарии Константина Григоришина не удалось.

Само решение о заморозке активов суд может принять только при наличии доказательств, что у ответчика (Григоришина) эти активы есть. именно эту задачу предстояло доказать юристам Лукьяненко.

Бенефициарами украинских компаний, которые приписывают Григоришину, в госреестре числятся гражданин Швейцарии Леонид Пивоваров и болгарин Максим Марков. Адвокаты Лукьяненко и Новинского смогли доказать, что реальный владелец всех активов Григоришин. Для этого потребовалось проводить допрос бизнесмена в суде.

Что сказал Григоришин

По данным Высокого суда, большинство активов Григоришина, по состоянию на 2015 год, замыкались на двух кипрских компаниях.

Первая - Energy Standard Fund Limited (ESF). Ее акции напрямую принадлежали Максиму Маркову. В материалах суда он упоминается как адвокат с гражданством России и Болгарии.

Вторая холдинговая компания группы Энергетический стандарт - кипрская Energy Standard Fund Management Limited (ESFML). "100% акций ESFML принадлежали (прямо или косвенно) Григоришину. ESFML владела акциями в многочисленных дочерних компаниях, включая компанию Сварог Эссет Менеджмент", - говорится в решении суда.

Григоришин дал устные показания в ходе арбитражного разбирательства. Об этом эпизоде в решении суда говорится следующее:

Григоришина спросили: является ли он основным инвестором и владельцем группы компаний Energy Standard Fund?

Он ответил: "Насколько я знаю, да".

Его спросили: контролирует ли он группу прямо или косвенно?

Он ответил: "Я не могу сказать точно с юридической точки зрения. Думаю, что контролирую через директоров на Кипре, или некоторые - думаю, что это так, но не прямо" (I cannot say in legal terms. I think I am controlling it through some Cyprus directors, or some - I think it is, but not straight).

Его спросили: косвенно ли он контролировал группу.

Он ответил: "Да, наверное".

3330.image2.png
3330.image2.png

26 июня 2015 года Григоришин передал свои доли в ESFML Леониду Пивоварову, говорится в решении суда. Это было сделано для того, чтобы активы Григоришина не попали под санкции в Украине в связи с ужесточением законодательства по отношению к компаниям с российским капиталом или российскими бенефициарами. На то время Григоришин был гражданином России и Кипра. В 2016-м он получил украинское гражданство.

Леонид Пивоваров - одноклассник Григоришина и менеджер швейцарского офиса Energy Standard Group. Передача акций (долей) также открывала путь Энергетическому стандарту к приватизации в Украине, что было бы невозможно в случае наличия среди бенефициаров граждан России (Григоришина или Маркова).

Читайте также: Игра от обороны. Григоришина в России заменит Евгений Гинер 

15 сентября 2015 года Нацкомиссия по ценным бумагам по фондовому рынку Украины одобрила "приобретение" Пивоваровым крупного пакета акций Сварог Эссет Менеджмент, говорится в судебном решении.

Тогда же, в сентябре 2015 года, в арбитраже был проведен перекрестный допрос с участием Григоришина.

Ему был задан вопрос о том, был ли Пивоваров старшим менеджером или директором группы Энергетический стандарт в Швейцарии и на Кипре.

Он ответил: "Я не помню, я не знаю всей юридической структуры. Пивоваров - мой одноклассник. Я знаю его с 13 лет".

Григоришина спросили, какое отношение к Энергетическому стандарту имеет Пивоваров.

Он ответил: "Не уверен, лучше спросить Маркова, он лучше знает о Пивоварове. Я не уверен точно насчет Пивоварова, может быть, он просто консультант. Он мой друг, но я не знаю его официальной должности".

Марков на допросе также не смог точно вспомнить роль Пивоварова в Энергетическом стандарте.

"Торопливые обстоятельства, в которых акции ESFML были "переданы" в июне 2015 года, отсутствие каких-либо доказательств того, что Пивоваров приобрел акции, неспособность Григоришина и Маркова вспомнить в сентябре 2015 года, что три месяца назад Пивоваров сменил Григоришина на месте бенефициара с "решающим влиянием" на ESFML, составляет убедительные доказательства того, что Григоришин оставался конечным бенефициарным владельцем ESFML", - говорится в решении суда.

В итоге Высокий суд сделал вывод, что Григоришин всегда был и остается конечным бенефициарным владельцем как Energy Standard Fund Management Limited, так и Energy Standard Fund Limited. Кроме того, суд удовлетворил иск о заморозке активов Григоришина, поскольку "существуют веские доказательства реального риска того, что активы будут размыты".

Украинские реалии

Решение о заморозке активов Григоришина не означает, что все украинские компании бизнесмена автоматически попадают под арест. Иностранные, в том числе арбитражные решения, не имеют прямого действия в Украине.

"Чтобы решение Высокого суда Англии было исполнено в Украине, необходимо чтобы украинский суд рассмотрел соответствующее ходатайство стороны, признал его и дал разрешение на его принудительное исполнение в порядке, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом Украины", - говорит партнер юридической фирмы CMS Cameron McKenna Виталий Радченко. 

К примеру, последнее известное решение о заморозке активов Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбовапринятое в 2016 году английским судом по иску Татнефти, не имело прямого действия в Украине на активы бизнесменов. Арест активов решением того же лондонского суда сняли спустя несколько месяцев.

Более того, между Велико­британией и Украиной не существует международного договора о взаимном признании судебных решений. Это фактически означает, что признание решения английского суда должно производиться по взаимному согласию, что вряд ли возможно в этом споре.

Решение английских судов о заморозке активов (WFO) было признано в семи страх: США, Кипр, Багамы, Британские Виргинские острова, Панама, Сейшелы, и Сент-Винсент и Гренадины.

Впрочем, как показывает разбирательство Коломойского-Боголюбова с Татнефтью, под арест могут попасть зарубежные активы Григоришина - от недвижимости и земельных участков до частных самолетов.