Литовченко: Будет одна лицензия на 3G, военные частоты не отдадут
Игорь Литовченко

Если бы существовала номинация за самый неожиданный бизнес-уход, то в 2014-м ее бы гарантированно получил Игорь Литовченко. В середине июня бессменный руководитель и основатель крупнейшего мобильного оператора Киевстар заявил, что покидает компанию. Участники рынка были, мягко говоря, удивлены.

Почти два месяца о Литовченко не было ничего слышно. О своих планах он рассказал в интервью украинскому Forbes.

ЛІГАБізнесІнформ выбрала самые интересные моменты из интервью. 

О политике

- Если вы спросите меня, готов ли я идти в политику, отвечу: "Да, я готов". Меня звали в разные места, но из всех я отдам предпочтение нынешнему президенту. Я уважаю его за то, что он смог взять на себя ответственность не за свою компанию, а за всю Украину, он назначает в правительство равных себе - тех, кто построил свой бизнес. Знаю, чем могу заниматься в парламенте.

- Мы встречались и обсуждали (с президентом. - Ред.) очень много вопросов, в том числе и политические, связанные с предстоящими выборами. Я сказал, что поеду отдохнуть, и после этого приму решение, каким образом мы будем дальше общаться. Я его принял и донес до президента. Могу сказать, что с Юрой Луценко мы неоднократно встречались и обсуждали много вещей. Думаю, ближе к выборам мы будем говорить уже более конкретно.

- Если я попаду в политику, то сделаю все возможное, чтобы рынок телекома через год изменился в лучшую сторону.

- Я не говорил, что не вижу себя министром, я говорил, что у меня есть понимание, как изменить сложившуюся ситуацию в отрасли. Как сделать ее современной, построить новые технологии, наполнить бюджет - так, чтобы и операторы, и абоненты, и государство были довольны.

- Должность (в Администрации президента. - Ред.) не имеет законодательной инициативы. Именно находясь в парламенте, можно внедрять изменения.

О 3G и 4G

- Не будут военные проводить конверсию. Одна частота свободна, ее и выставят на торги. Вопрос в том, когда. Военные имеют полное право на частоты сейчас. Кто-то должен взять на себя ответственность и сказать, что они закрывают релейки, но не думаю, что такие люди найдутся. Конверсия будет невозможна по причине военных действий.

- Сегодня, в связи с событиями на Востоке, частоты 2.100 принадлежат армии, там реально работают радиорелейные ретрансляторы, которые используются в военное время. И их не отдадут. В лучшем случае будет одна лицензия на 3G. Если выдадут несколько, то потом кому-то, в случае войны, придется отдавать частоту обратно военным.

- Думаю, что в октябре какая-то лицензия будет разыграна.

- Крупнейшие операторы тем или иным способом пытаются обвинить друг друга в том, что у них российские корни. Они есть - и у одного, и у другого. Но как только "наезжают" на МТС, компания сразу показывает пальцем на Киевстар. Поэтому те, кто будет отвечать за лицензирование, должны подумать, есть ли смысл выдавать новые лицензии действующим игрокам или стоит создать национального оператора, что тоже может быть вполне логичным. Третий вариант - "реприватизация Укртелекома", чтобы на его базе развивать 3G - наименее осуществим.

- У Астелита нет денег на развитие - он не будет покупать лицензию за $200-300 млн и потом вкладывать деньги в развитие сети. Это становится ясно, если посмотреть его структуру долгов и всего остального. С большей вероятностью он участвует или поддерживает диалог для того, чтобы не выпадать из обоймы. "Укртелеком" владеет "ТриМобом", если бы они хотели его развивать, то так бы и делали.

- У обоих игроков (Киевстар и МТС. - Ред.) сеть 3G готова лишь на 25-30%. При условии наличия финансирования полная готовность будет через 6-9 месяцев.

- Что касается сетей четвертого поколения, то отсутствие дешевых смартфонов, которые поддерживают новую технологию, делает 4G бессмысленным. Аппараты стоят очень дорого, но при этом стоимость звонка в Украине самая низкая в мире, а доходы населения небольшие. Можно завезти телефоны и построить сеть, но нужного количества пользователей вы не получите. Сеть следует строить через год-два. Сейчас это будут выброшенные инвестиции.

О регуляторе рынка НКРСИ

- На самом деле это (то, что предыдущий состав НКРСИ состоял из лоббистов МТС. - Ред.) правда, за что он, наверное, и был уволен. Нынешний состав более лоялен ко всем операторам, там нет четко заангажированных людей. Руководителя Александра Животовского можно скорее назвать профессиональным инвестбанкиром, чем регулятором. Он должен четко понимать экономику отрасли. Его команда до конца не укомплектована, поэтому делать окончательные выводы рано.