Силовики против бизнеса. Что и зачем СБУ ищет в портах
0b47868c9c8c7b67b49c05f66885f260.jpg
На прошлой неделе СБУ и прокуратура устроили публичную порку для нескольких операторов в портах Одесского региона и Николаева. Проверяли компании Бруклин-Киев, ГПК Украина, Новотех-Терминал, Олимпекс Купе, Металз Юкрейн и другие. Результат - заявления о выявленных миллиардных злоупотреблениях при передаче в аренду терминальных комплексов и обвинения чиновников Мининфраструктуры, Фонда госимущества (ФГИ) и руководства портов в покрывательстве и организации контрабандных каналов.  

ЛІГАБізнесІнформ разбиралась, что стоит за проверками силовиков - попытки передела рынка или реальная озабоченность власти искоренением нелегальных схем в портах.  
Незаконная аренда и контрабанда

В прошлую субботу, 8 августа, на совещании президента Украины с главами областей и руководителями силовых ведомств глава СБУ Василий Грицак заявил о сплетении контрабандных и коррупционных сетей в Одесском регионе как одной из серьезных угроз безопасности государства. 

По данным СБУ, поводом для проверки портов послужили переданные в следственный отдел управления СБУ в Одесской области "задокументированные факты злоупотребления служебным положением должностными лицами Одесского порта, Мининфраструктуры, ФГИ и некоторых частных портовых операторов во время составления и реализации договоров аренды госимущества".

Для проверки этих фактов сформирована спецгруппа из сотрудников центрального аппарата управления СБУ. "Должностные лица порта, Мининфраструктуры и ФГИ передали вопреки интересам госпредприятия ряд объектов порта (Одесского МТП. - Ред.) в аренду частным предпринимателям. В результате госпорт искусственно потерял возможность оказывать полный спектр стивидорных услуг (работы, связанные с выполнением погрузки-разгрузки, укладки грузов на судне), уменьшая поступления в бюджет Украины. Вследствие действий определенных должностных лиц государству был нанесен вред в размере более 1 млрд грн", - говорится в сообщении СБУ по результатам проверки.

Спецгруппа также установила, что через арендованные объекты порта якобы налажен канал контрабанды товаров.  "Непосредственно возле КП порта правоохранители остановили грузовик, который транспортировал незаконно вывезенный за пределы порта контейнер с товарами широкого потребления ориентировочной стоимостью 7 млн грн", - отмечается в заявлении. Начато уголовное производство и досудебное расследование.

В СБУ отмечают, что факты злоупотреблений со стороны должностных лиц Одесского, Ильичевского портов и ГП Администрации морских портов Украины (АМПУ) будут проверяться и дальше.

Накануне этих заявлений обыски прошли в Ильичевском МТП (входящем в группу Порты большой Одессы). От руководства этим портом отстранен Юрий Крук. С 27 июля совместная группа СБУ и прокуратуры проводит проверку в Ильичевском порту. 


Также в начале августа налоговики начали масштабную операцию против продажи зерна в офшоры. За одну неделю были арестованы партии зерна компаний Bunge (в Николаевском порту), Glencore (в Ильичевском порту), а также Louis Dreyfus на терминале "ТИС-Зерно". Экспорт зерна был фактически парализован. 


Удар по инвестициям

Стивидоры не удивлены проверкам, но возмущаются методами силовиков. Если раньше проверки проходили вне публичного поля, то сегодня СБУ выбрала стратегию максимальной публичности, что вредит репутации международных компаний, работающих в украинских портах. 

"За пять лет Николаевский региональный фонд госимущества провел 23 проверки в порту по вопросам аренды госсобственности. Из них 7 - совместно с СБУ. Само госпредприятие Николаевский МТП подвергалось проверкам в различных инстанциях 31 раз", - говорит президент Николаевского МТП Василий Капацина. По его словам, никогда до этого проверяющие органы публично не обвиняли бизнес без соответствующих судебных решений. 

"Правоохранительные органы вправе проверять бизнес. Если есть некий вопрос у правоохранительной системы, можно проверять путем обычной проверки, досудебным расследованием и т.д. Сейчас создается спецгруппа СБУ, все медиапространство Украины заполняется информацией о разоблачении страшных коррупционеров в Одесском порту. Через три дня появляются пресс-релизы об установлении миллиардного ущерба государству. Но есть же закон и Конституция. Морские порты - субъекты международного права, которые работают в системе международного судоходства. Стратегические предприятия без судебных решений, без компетентных выводов поливаются грязью. Так можно украинские порты загнать в международный черный лист. У нас конкуренты - Констанца (Румыния), Новороссийск (Россия). Я нигде в мире не видел, чтобы в порту была некая проблема и чтобы ее грязно пиарили, обливали стратегические порты, инвесторов, портовых операторов грязью. Вопросы и проблемы могут быть, но их нужно квалифицированно изучить в рамках законодательства", - говорит Капацина. 

С ним соглашается первый замгендиректора компании Бруклин-Киев Елена Алиева: "Объективного доказательства предмета обвинения не существует. Это накладывает отпечаток на имидж стивидорной компании, вызывает непонимание в материнских компаниях, у игроков с мировыми именами".          

От аренды к концессии

Вторая претензия стивидоров к силовикам - попытка пересмотра условий государственно-частного партнерства. "Первого августа возбуждено уголовное дело, в рамках которого на допросы приглашают должностных лиц порта и стивидорных компаний. Приглашают их в связи с тем, что основанием для возбуждения уголовного дела стали возможные злоупотребления при заключении договоров аренды, - рассказывает юрист ГПК-Украина (оператор контейнерного терминала Одесского МТП) Александр Кифак. - Основная часть этих договоров была заключена с 2000-го по 2005 год с действующим на тот момент Министерством транспорта и ФГИ. За это время эти договора проходили разнообразные проверки. Кроме того, существуют вопросы по срокам исковой давности относительно инициирования проверок".

По словам Кифака, инвесторы не верят, что за проверками силовиков кроется борьба с контрабандой. "На сайте Верховной Рады опубликован отчет спецкомиссии по приватизации под председательством господина Филатова: "О состоянии сохранения целостных имущественных комплексов госсобственности морских портов" от 10 июня 2015 года. Исходя из этого документа комиссия дает основание понять, что существующие сегодня договоры аренды в портах неэффективны, а более эффективная форма работы - концессия. Комиссия инициировала ряд писем в Мининфраструктуры, поэтому возникает вопрос: значит ли, что такие проверки говорят о возможном изменении подхода к привлечению инвесторов в порты? Эти вопросы стоят, и бизнесу нужно получить внятный ответ от власти", - говорит Кифак.

Скрытая приватизация

Стивидоры не исключают, что власть готовит почву для приватизации портов. "Происходящие процессы говорят либо о надуманности претензий, либо о недостаточной юридической подготовке, либо о подготовке возможной приватизации портов", - отмечает Александр Кифак. По данным Василия Капацины, частные стивидоры уже инвестировали в порты большой Одессы около $1 млрд, Николаевского МТП - $450 млн.

"Приватизация может осуществляться в двух формах: приватизация юридического лица и продажа комплекса имущества, - рассуждает Кифак. - Не исключено, что в нашем случае речь идет о создании проблем существующим операторам с целью подготовить под приватизацию юрлица".

По его словам, зарубежные инвесторы готовы к приватизации и позитивно относятся к такой перспективе, но сегодня ее провести практически нереально. "Задекларированная правительством перспектива приватизации остается только перспективой. До принятия соответствующего закона Верховной Радой реализовать это невозможно. Насколько общество к этому готово сегодня? Это перспектива не этого года. Но есть ощущение, что, задекларировав приватизацию портов сегодня, правительство перестало работать над другими формами привлечения инвестиций в порты", - говорит Кифак. 

"Сейчас единственная форма, по которой в порты заходят какие-то инвесторы, - это договоры аренды. Это несовершенная процедура. Во всем мире для строительства новых терминалов используется механизм концессии. Фундаментальная причина возникшей ситуации - государство должно заявить четкую политику в этом направлении. Нужно ответственно посмотреть на проблему и дать понять бизнесу, чего ожидать", - говорит эксперт. 

Генеральный директор терминала Novolog Александр Фоменко утверждает, что частные стивидоры готовы содействовать расследованию, если действительно есть подозрения в контрабанде. Но прежде чем пересматривать сложившиеся условия государственно-частного партнерства, власти должны предложить другую форму взаимоотношений. "Но и инвестор должен быть защищен. Потому что сейчас, после 12 лет работы, по условиям аренды к компаниям возникают вопросы", - отметил Фоменко. 

Старший банкир ЕБРР Марк Магалецкий, который инвестирует $60 млн в строительство зернового терминала Бруклин-Киев, уверяет, что заявления правоохранительных органов без соответствующего фактажа очень опасны для инвестиционного климата. "Эти события создают неопределенность и негативный фон. Пресс-релизы СБУ практически не содержат фактажа, но много негатива. Создается впечатление, что все плохо. Но что именно не так и к чему все идет - эти вопросы остаются открытыми. Мы уже выделили на проект $25 млн, $35 - открытая линия. Стройка идет. Что нам делать, когда компания придет за деньгами по подписанным договорам? Какое решение нам принимать, исходя из заявлений СБУ? Продолжать или нет? Будут ли эти проекты работать завтра? Плюс уже многое сделано, много терминалов уже построено именно на основе договоров аренды, которые были на тот момент времени, да и сейчас являются единственно возможными и абсолютно легальными. Я допускаю, что есть более эффективные схемы взаимоотношений государства и инвесторов. Это нужно обсуждать. Но опасно с точки зрения бизнеса ставить под сомнения те юридические договоренности, которые в силе и на основании которых вкладываются деньги", - говорит Магалецкий. 

Интерес власти

По словам министра инфраструктуры Андрея Пивоварского, позиция министерства - государственные стивидоры должны быть приватизированы, но заключенные арендные соглашения пересматриваться не должны. "Все, что сделано в рамках законодательства, которое действовало на момент заключения договора, не должно подлежать пересмотру. Но я поддерживаю действия по борьбе с контрабандой и схемами, через которые выводятся средства из Украины", - отмечает Пивоварский.

По его словам, государство и бизнес находятся в одной лодке. "Я согласен, что такой "блэк пиар" не способствует привлечению инвестиций. Мне как министру, который ведет переговоры по привлечению инвесторов в Украину, этот негативный фон усложняет задачу. Думаю, что ситуация будет урегулирована".

Пивоварский подчеркивает, что госстивидоры должны быть приватизированы - это стратегическая задача власти на будущее. "Государство показало себя как неэффективный собственник активов. Эффект от работы частных стивидоров в Николаеве и Одессе намного ощутимее. При этом законодательство о концессиях устарело, а для приватизации нужно разрешение Верховной Рады. Мы идем в этом направлении и делаем все возможное", - говорит Пивоварский.