USD:  8.04  8.09   EUR:  10.05  10.25  

Олег Устенко: Курс гривни перестал быть экономической категорией

Печать
Олег Устенко: Курс гривни перестал быть экономической категорией
24.01.2012 10:49
Глава Фонда Блейзера рассказал о главных вызовах для экономики Украины в 2012 году

О спикере:
Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера. Имеет степень магистра Гарвардского университета, кандидата экономических наук Киевского национального экономического университета.


ДЕНЕЖНЫЕ НАСТРОЕНИЯ

- Фонд Блейзера продолжает составлять индекс настроений инвесторов? О чем говорят последние данные?

- Да, мы продолжаем составлять индекс настроений инвесторов. Нашу базу респондентов составляют члены украино-американского бизнес-совета. Это практически 200 компаний с миллиардными оборотами, которые имеют возможность инвестировать на свой выбор - в Украину или любую другую страну мира.

Конкуренция за инвестиционный ресурс увеличилась в разы из-за турбулентности на мировых рынках. Кроме того, в последнее время мы наблюдали общее охлаждение настроений инвесторов. И не обязательно к инвестициям в Украину, а вообще - к инвестициям как к таковым.

Конкуренция за инвестиционный ресурс увеличилась в разы из-за турбулентности на рынках 

Если в первом полугодии 2010 года индекс настроений инвесторов составлял 34%, во втором полугодии - 52%, в первом полугодии 2011 - 42%. Показатель первого полугодия 2011 года ниже, чем в предыдущем полугодии, но он все равно выше, чем в первом полугодии 2010 года: Сегодня настроения инвесторов все же более оптимистичны, чем в кризис.

- То есть инвестиции в Украину будут расти?

- На наш вопрос "Как изменятся инвестиции в Украину в течение последующих шести месяцев?", 33% респондентов сказали, что они увеличат свои вложения. Это опять же больше, чем в первом полугодии 2010 года, но очевидно меньше, чем во втором полугодии 2010 года (50% респондентов).

Конечно, мы видим охлаждение настроений. Но это не значит, что инвестиций не будет. Они будут, но их будет меньше.

- Что мешает вкладывать средства в Украину?

- Практически все инвесторы сказали, что основным препятствием продолжает оставаться коррупция. Доля опрошенных инвесторов, для которых коррупция является крайне ограничивающим фактором, выросла практически вдвое (с 27% до почти 50% опрошенных).

Основным препятствием для инвестиций остается коррупция 

Что мы также наблюдали - это увеличение опасений относительно рисков нестабильности. И на фоне проблем, которые начались в тот момент в Европе, и по причине предрасположенности украинской экономики к колебаниям мировых цен на металлы.

ПРЕДЧУВСТВИЕ КРИЗИСА

- По вашим ощущениям, ситуация в Украине и в мире напоминает предкризисную? Экономики замедляются, спрос падает, растет накопление...

- Действительно, наблюдается глобальное снижение темпов экономического роста. По последним прогнозам, мировая экономика должна будет вырасти в 2012 году на чуть более 2%.

Что касается ситуации в Украине, то я сказал бы, что спрос на товары украинского экспорта в первом полугодии 2012 года ослабнет. Экспорт в страны СНГ может также замедлиться из-за более слабого экономического роста в России, экономического спада в Беларуси.

Кроме того, я думаю, что те волнения, которые мы видим в арабском мире, также могут серьезно сказаться на нашей торговле.

- А как повлияет на нас ситуация в Европе?

- Кризис, который есть в еврозоне, безусловно, зацепит и нас. Может быть, проблемы, связанные с суверенными долгами Греции или Португалии влияют на нас не так сильно, как кажется на первый взгляд, но все равно ЕС - это второй по величине экспортный рынок Украины. Фактически 25% нашего экспорта - это Европейский союз. Снижение перспектив роста в ЕС и в Еврозоне, в частности, не замедлит сказаться на всех  в том числе и на Украине.

Фактически во всех странах проблемы. Увы, это негативно отразится и на Украине 

Если посмотреть на Турцию - это наш важнейший стратегический партнер, потребляющий 6% нашего экспорта. И у них, похоже, тоже замедляются темпы экономического роста.

Фактически во всех странах проблемы. Увы, это должно будет негативно отразиться и на Украине.

- Нас ожидают весьма нелегкие времена?

- Да, но если сравнить Украину с другими странами, то наш рост в 2011 году на 5% выглядит достаточно хорошо. К примеру, США показали рост около 1,5%, Германия - около 3%, Италия - 1%. При этом Португалия упала на 1,5%, Греция - на 3%, падала и Япония.

Российская Федерация выросла примерно на 4%, Польша - на 4%, Румыния - примерно на 1,5%. А вот Казахстан показал рост порядка 7%, Индия - порядка 9%, Китай - около 8%. Мексика и Аргентина, с которой в последнее время любят сравнивать Украину, выросли на 10%.

Вместе с тем, в экономиках Европы наблюдается значительные дисбалансы  - уровень госдолга колеблется от 70% до 150% (как например в Греции). На этом фоне ситуация в Украине похоже не такая уж плохая - наш госдолг составляет порядка 40% от ВВП. Но наш суммарный внешний долг (совокупные долги и государственного и частного секторов) составляет около 85%.

В целом мировая ситуация действительно похожа на предкризисную 

Для сравнения, у Польши госдолг - 51%, общий внешний долг - 65%. В России ситуация гораздо лучше - государственный долг около 10%, а общая сумма внешнего долга - около 33%.

То есть не все так однозначно. Но в целом мировая ситуация действительно похожа на предкризисную.

ИНФЛЯЦИЯ В УКРАИНЕ

- В 2011 году официальная инфляция составила 4,6%, а, по словам некоторых экспертов, реальный рост цен достигает 25-30%. Вам какой показатель кажется более адекватным?

- Да, действительно инфляция очень низкая, по крайней мере официальная. Мы сами были удивлены, потому что по нашему оптимистичному прогнозу на 2011 год она должна была быть от 12% до 15%.

Официально это - исторический минимум инфляции за последние девять лет. За это время Украина привыкла жить в условиях инфляции около 10%, но уж точно не около 5%.

- Почему уровень инфляции такой низкий?

- Я так понимаю, что здесь есть и административный фактор, который связан, прежде всего, с регулированием цен. Регулирование, кстати, было очень неудачным в начале прошлого года -  мы все помним и гречку, и сахар, и муку. Цены на эти товары пытались регулировать, но, в конце концов, они просто исчезали из магазинов. Однако административное регулирование дало возможность удерживать инфляцию на низком уровне (по крайней мере для целей индекса потребительских цен).

Регулирование, цен было очень неудачным в начале прошлого года -  мы все помним и гречку, и сахар, и муку 

Второй важный фактор - это хороший урожай. Украина собрала исторический максимум зерна - более 55 млн. тонн. И был неплохой урожай по овощам и другим культурам. Такой урожай должен был сработать как фактор, понижающий инфляцию. Но было бы очень неплохо, если бы потребительская корзина не структурировалась так, как сейчас.

- Зачем ее менять?

- Структура нашей потребительской корзины, на основании которой и считается уровень инфляции, такова, что более половины входящих в нее товаров - это продукты питания, что характерно для слабо развитых стран. Если взять наших соседей - Болгарию, Румынию, Польшу, то у них продукты питания занимают порядка 30%, а у нас - более 50%. Они себе кроме продуктов питания могут больше всего позволить потреблять.

Поэтому если есть хороший урожай, то официальная инфляция будет достаточно низкой. Если цены на продукты питания растут, то и инфляция очень быстро раскручивается. Если бы в корзину было включено больше услуг, разнообразная номенклатура товаров, кроме продуктов питания, то и инфляцию мы не увидели бы такую низкую, как мы видим сегодня.

Инфляция на уровне 8% в 2012 году кажется вполне логичным сценарием 

Теоретически, структура потребительской корзины должна пересматриваться в ближайшие 5-10 лет, и доля продуктов питания, по идее, должна быть снижена.

- Как изменятся цены в 2012 году?

- Наш базовый прогноз на 2012 год - порядка 8%. Но если учитывать охлаждение мировой экономики и ухудшение перспектив экономического роста в Украине, то 8% кажется логичным, если даже не слишком консервативным сценарием.

Ustenko_1.jpg

ПРОИЗВОДСТВО В УКРАИНЕ

- ВВП по официальным данным вырос за год на 5,3%. Это объясняется низкой базой сравнения?

- Если учесть, что в 2009 году ВВП просел примерно на 15%, то действительно, рост в 2010 году на уровне 4,5%, с последующим ростом около 5% в 2011 году означает, что мы еще не вышли на уровень, с которого падали в прошлый кризис. И должно пройти еще, наверное, полгода (при условии, что мы будем расти на уровне 3-3,5% в год), чтобы мы вернулись на этот уровень.

На мой взгляд, было два основных фактора роста экономики в 2011 году. В первом полугодии основным фактором роста был экспорт - цены на нашу экспортную группу быстро увеличивались.

Во второй половине 2011 года темпы роста экспорта начали уменьшаться, а цены показывали уже не такую резкую позитивную динамику. Более того, во второй половине года, на мировом рынке проходила уже коррекция по некоторым нашим товарным группам.

При этом весь прошлый год подпитывался ростом потребления. Это объясняется оживлением кредитования и незначительным ростом реальных доходов населения.

Инвестор никогда не придет в страну, если сказка для него быстро закончится. Вот почему не было серьезных иностранных инвестиций под Евро-2012 

Но с внутренним спросом в Украине есть серьезная проблема - его нечем удовлетворять. Ограниченные возможности внутреннего производителя означают, что потребитель, в конце концов, переключается на покупку импортных товаров. Именно так произошло в 2011 году, что подтверждает резкое ухудшение торгового баланса.

Без стимулирования внутреннего производства сдвинуться с мертвой точки будет сложно. Мало сказать, что нужна госпрограмма импортозамещения. Мало сказать, что надо поддерживать экспортеров. Важно создать условия, чтобы предприятия, которые уже работают или потенциально могли бы работать в Украине, имели достаточно длительную перспективу развития.

- Сегодня Украина не дает инвесторам такой перспективы?

- Инвестор никогда не придет в страну, если сказка для него быстро закончится. Вот почему, кстати, и не было никаких серьезных иностранных инвестиций под Евро-2012, которых ожидали в момент принятия решения УЕФА о проведении чемпионата в Украине. Многие инвесторы просто не видели себя здесь дальше 2012 года.

В данном случае вопросы экономического роста, опять-таки, упираются в вопросы инвестиционного климата.

ДЫРА В БЮДЖЕТЕ

- Насколько достижимы показатели бюджета на 2012 год (рост ВВП - 3,9%; индекс потребительских цен - 7,9%; индекс цен производителей - 9,4%)?

- Рост в 3,9% правительство озвучивает как консервативный сценарий. А наш оптимистичный сценарий на 2012 год - 3,5%. Если картина в мировой экономике ухудшится, то достичь показателя в 3,9% роста будет крайне сложно. Потому что идет сжатие мировой экономики, а экономика Украины сильно зависит от экспорта.

Что касается индекса потребительских цен в 7,9%, то мы и сами считаем, что он будет на уровне 8%. По индексу цен производителей, я думаю, что 9,4% - это тоже реалистичная цифра. Мы выставили по индексу цен производителей 10%.

Если картина в мировой экономике ухудшится, то достичь роста ВВП в 3,9% будет крайне сложно 

Другой вопрос - это дефицит государственного бюджета. Правительство планирует таргетировать дефицит бюджета в 2012 году на уровне 2,5% ВВП, а это будет крайне сложно осуществить.

Кроме того, даже 2,5% дефицита госбюджета надо каким-то образом финансировать, хотя он и кажется небольшим в сравнении с дефицитами бюджетов тех же стран Европы.

- Какими могут быть источники финансирования?

- Никто ничего нового не придумал пока - либо пойти на внешние рынки заимствования капитала, либо заимствовать внутри Украины.

Если мы хотим сегодня заимствовать на внешнем рынке, тогда мы должны быть готовы платить 10% годовых и выше. Может ли нормальная страна выжить при заимствовании денег под 10%? Да ни один бизнес не выживет, а страна - тем более.

Поэтому остается вариант заимствования на внутреннем рынке, но и тут есть свои проблемы. Во-первых, ликвидность зажата. С другой стороны, есть Минфин со своими новаторскими идеями по поиску ресурсов.

- Бумаги Минфина не слишком пользуются популярностью...

- Да, результаты последних аукционов показывают, что даже внутри Украины не все хотят покупать обязательства, которые продает Минфин.

В последние разы Минфин продавал "короткие " трехмесячные облигации. Это очень опасная тенденция. Такие краткосрочные заимствования обычно характерны для выстраивающихся пирамид.

Удержать дефицит бюджета без изменения цены на российский газ либо без увеличения тарифов - невозможно 

В конце концов, я думаю, что правительство столкнется с тем, что придется резать затратную часть бюджета. Тем более что удержать дефицит на уровне 2,5% без изменения цены на российский газ либо без увеличения тарифов просто невозможно.

- Насколько может увеличиться дефицит?

- По моим оценкам, дефицит одного только Нафтогаза может колебаться от 1% до 2% ВВП. Добавьте сюда эти 2,5%, и мы получим 3,5-4%. Конечно, по сегодняшним мировым меркам это небольшой дефицит, но его практически нечем финансировать.

В Украине с завидным постоянством возникает идея поиска каких-то альтернативных источников финансирования, как то Китай, Россия. Но в России тоже не все так однозначно и легко.

В случае с РФ, к обычному договору будет обязательно прикреплена какая-то политическая составляющая. Именно так предпочитает работать Россия, особенно в период пика своего политического цикла 

Кроме того, в случае привлечения РФ, к обычному экономическому договору будет обязательно прикреплена какая-то большая политическая составляющая. Именно так предпочитает работать Россия, особенно в период пика своего политического цикла.

Ustenko_2.jpg

РЕФОРМЫ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

- Украина остается страной со слабо диверсифицированным экспортом. Мы продаем в основном сырье. Может ли изменить ситуацию, к примеру, стимулирование развития IТ-отрасли (соответствующий законопроект уже принят в первом чтении)?

- Да, наш экспорт слабо диверсифицирован - как товарно, так и географически. Три четверти нашего экспорта - это металл, химия и машиностроение. К тому же, наше машиностроение - не самое конкурентоспособное в мире, большая его часть продается в России и СНГ. Мы в целом не очень-то конкурентоспособны на мировом рынке.

Изменить ситуацию одним государственным решением, как мне кажется, практически невозможно. Ведь все это - частные решения, которые принимают частные компании: что и в каком количестве производить. Если же такие решения принимаются государством, тогда появляется госплан, который диктует, кому, что и сколько нужно выпускать, а свою эффективность он доказывал достаточно активно до 1991 года, периодически создавая дефициты по одним товарам и переизбыток производства - по другим.

- Но можно же развивать перспективные отрасли…

- Да, можно пытаться стимулировать отдельные отрасли. Такой подход используется в мировой экономической практике. Но мне кажется, что в условиях Украины применение такого подхода не принесет ощутимых результатов. По крайней мере на сегодняшнем этапе ее развития.

Это в Австрии или Великобритании надо придумывать какие-то инновации для вовлечения инвесторов. У нас все гораздо проще 

Это в Австрии или Великобритании надо придумывать какие-то инновации для вовлечения инвесторов, а у нас все гораздо проще. Если улучшить ситуацию с коррупцией, хотя бы немного, то инвестор будет заходить в страну, заводить сюда деньги. Если изменить еще и ситуацию с административными барьерами, то инвесторы придут. Если изменить ситуацию в судебной системе (о чем инвесторы также говорят) - инвесторы пойдут в страну.

Не надо ничего придумывать, надо просто убрать существующие преграды.

- В администрации президента заявляют главной целью - продолжение модернизации экономики. Вы заметили сдвиги в этой сфере?

- В 2011 году, впервые за несколько лет были выделены средства госбюджета на капитальное перевооружение предприятий. В 2012 году на эти цели предусмотрено $1 млрд., и еще около $1,5 млрд. - на крупные инфраструктурные проекты, которые связаны с Евро-2012.

Теоретически, если государство делает капитальные затраты, оно пытается обеспечить себе перспективы экономического роста в будущем. То есть капзатраты в 2012 году закладывают основы для роста в 2013, 2014 годах. Это не может не приветствоваться.

С другой стороны, памятуя, что Украина - это страна с высоким уровнем коррупции, возникает вопрос: действительно ли эти деньги будут до последней копейки использованы по назначению? Или часть из них будет просто вымыта через коррупционные схемы?

- Вы верите, что власть сдержит обещания?

- На последнем заседании комитета по экономическим реформам Виктор Янукович говорил о 14-ти приоритетных направлениях реформ в 2012 году. Снова говорили и о реформе госуправления, и по поводу изменений в бюджетной сфере, в финансовом секторе, в сельском хозяйстве.

Евро-2012 привлечет в страну дополнительную валюту, что неплохо для поддержания курса. Другой вопрос, насколько эта закачка будет серьезной 

Теоретически это должно дать результат. Весь вопрос в том, насколько власть может реально провести эти реформы на пике политического цикла. Потому что во многих странах (и вряд ли Украина - исключение) на пике политического цикла сделать какие-либо реформы крайне сложно. Особенно если часть из них непопулярна. Приходится просто удерживать ситуацию - не дать ей ухудшиться.

- Поможет ли проведение Евро смягчить ситуацию в экономике? Насколько долгосрочным будет этот эффект?

- Частично я уже говорил по этому поводу. Для многих потенциальных инвесторов, которых можно было использовать, этот проект, похоже, оказался не долгосрочным, с очень четким окончанием в 2012 году.

- Но позитивный эффект все же будет?

- Конечно. Во-первых, чемпионат привлечет в страну дополнительную валюту, что неплохо с точки зрения поддержания курса. С сентября по декабрь золотовалютные резервы Украины уменьшились примерно на 15%, создавая давление на гривню. Закачка валюты в страну очень помогла бы.

Другой вопрос, насколько эта закачка будет серьезной. Ведь часть туристов уже решили не останавливаться в Украине, и лишь приезжать на матчи, например из Польши.

Выборы 2012 года также помогут завести деньги в страну. Речь идет о предвыборной кампании стоимостью как минимум $1 млрд.  

Еще одной "подушкой" для смягчения ситуации в 2012 году я бы назвал, как это ни странно, выборы 2012 года. Они также приведут к заведению денег в страну.

Если подумать, у нас есть 450 мест в парламенте, и при грубой прикидке стоимости одного места в $3 млн., речь идет о предвыборной кампании стоимостью как минимум $1 млрд. А при нацрезервах около $30 млрд., заведение еще $1 млрд. станет серьезным подспорьем.

- Отмена в последний момент решения запускать рынок сельхозземли - это ошибка? Или Украина действительно к этому еще не готова?

- Как экономист я поддерживаю любой вариант. Но власть должна четко определиться, по какому пути Украина хотела бы идти.

Первый вариант - это полная приватизация земли с созданием соответствующего рынка. Второй вариант (как, к примеру, сделала Франция, когда обеспечивала прорыв в развитии своей экономики в послевоенный период во времена Де Голя) - это введение долгосрочной аренды, на 10-15 лет, закрепленной законодательством. Такой вариант тоже может обеспечить быстрое развитие сельского хозяйства.

Надо просто определиться с вариантом. А при шарахании от одной модели к другой нельзя добиться эффективных результатов.

О ТРЕБОВАНИЯХ МВФ

- Судя по всему, правительство спокойно чувствует себя и без кредита МВФ. Почему к нам не идет очередной транш? Власти не хотят повышать цены на газ в преддверии выборов?

- Действительно, если говорить о золотовалютных резервах, то все, вроде бы, не так уж и плохо - они все еще превышают $30 млрд.

Но не забывайте, что Украина имеет большое количество долгов, их совокупный объем превышает $120 млрд. И не так велики долги государства, как долги частного сектора. При этом большая часть из них - это краткосрочные долги, которые нуждаются в постоянном рефинансировании.

Если предположить, что от нас вдруг потребуют все деньги назад, то речь идет о колоссальных суммах 

Сделать это без кредита МВФ крайне сложно. И не потому, что так уж срочно нужны деньги. Тут крайне важен сигнал: без того, что МВФ работает в стране, будет тяжело объяснить кредиторам, что экономическая ситуация подконтрольна и не выйдет из заданных границ.

- Сколько мы должны выплатить в 2012 году?

- Если предположить, что от нас вдруг требуют все деньги назад, тогда речь идет о колоссальных суммах - о $12 млрд., которые нужно будет в 2012 году отдавать банкам, и около $33 млрд., которые надо будет отдать предприятиям. Это $45 млрд.

Добавьте сюда еще госдолг, который надо будет возвращать в этом году - а это больше $5 млрд. Добавьте сюда еще и возможный дефицит счета текущих операций, и вы увидите цифру около $50 млрд. при резервах в $30 млрд. Мы готовы к этому? Значит, нам надо договариваться с нашими кредиторами. А с ними легче договориться при сотрудничестве МВФ.

На нынешнем этапе не так важны деньги МВФ, как сам сигнал о том, что мы сотрудничаем с МВФ 

Более того, я советовал бы правительству, кроме немедленного возобновления сотрудничества, заключить с фондом дополнительную договоренность. На тот случай, если нам понадобится дополнительный ресурс для поддержания дефицита счета текущих операций или поддержания уровня золотовалютных резервов.

Еще раз говорю: на нынешнем этапе не так важны деньги МВФ, как сам сигнал о том, что мы сотрудничаем с МВФ.

- Фонд требует повышения цен на газ для населения, это разумный шаг?

- Даже если закрыть глаза на то, что это вопрос не только экономический, очевидно, что ни одна компания не может выжить, если покупает, к примеру, за $1,0, а продает за $0,2. А это именно то, что, похоже, происходит с НАК Нафтогаз.

Не поднимая тарифы, мы соглашаемся на постоянные дотации Нафтогаза. Если мы считаем, что это ненормальная ситуация, то ее надо переломить. Все должны платить, как минимум, столько, за сколько покупается этот газ. А это значит, что обойтись без повышения тарифов будет крайне сложно.

Ustenko_3.jpg

О КУРСЕ ГРИВНИ

- Оправдана ли политика НБУ на удержание жесткого курса? Может нужно немного ослабить гривню?

 - Мне кажется, что в Украине курсовая политика слишком запутана. Она может быть и понятна для части наших экспертов, но крайне сложно объяснима для многих других.

Курс гривни все время воспринимается как политическая категория 

У нас курс все время воспринимается как политическая категория. Он давно перестал играть роль только категории экономической. Курс - это какой-то последний рубеж, который нельзя перешагнуть. На этом и строит свою политику Национальный банк: он бросается на амбразуру, любыми путями пытаясь удерживать курс. И не переходит к так долго рекомендуемому, в том числе МВФ, плавному курсообразованию.

Никто не говорит, что надо немедленно девальвировать гривню. Но более плавное курсообразование кажется более логичным. В противном случае мы просто рискуем тем, что будем сжигать наши золотовалютные резервы.

- В мире есть примеры подобной политики?

- Аргентина пыталась идти по этому пути, и Мексика пыталась идти по этому пути - перед своими кризисами. В конце концов, они обнаружили себя вообще без золотовалютных резервов.

НБУ согласен избавляться от золотовалютных резервов, лишь бы выдержать курс. Придумывая совершенно странные административные меры, которые ограничивают хождение или возможности по покупке валюты, с последующими разъяснениями, которые еще более серьезно запутывают ситуацию. Мне кажется, что это неправильно.

- Почему?

- Наши основные партнеры уже девальвировали свои валюты. Смотрите, Россия, в которую уходит порядка четверти нашего экспорта, девальвировала рубль. И наши экспортеры гораздо хуже себя чувствуют на тех рынках, где была девальвация. А наши экспортеры - это не просто десяток олигархов, которые владеют этим бизнесом, за этим же стоят люди, это же украинские производства. Это означает сокращение рабочих мест, увеличение безработицы, падение доходов госбюджета и т.д.

Наши экспортеры гораздо хуже себя чувствуют на тех рынках, где была девальвация. А наши экспортеры - это не просто десяток олигархов, за этим же стоят люди 

Посмотрите на Турцию, которая также потребляет порядка 6% нашего экспорта. Они тоже девальвируют свою денежную единицу. Как мы можем себе позволить не делать подобных шагов? Рынок в состоянии найти свое равновесное положение.

- В противном случае нам грозит белорусский сценарий?

- Конечно, я не хочу сказать, что может быть такая же резкая девальвация, как в Беларуси, но уроки из их опыта необходимо сделать.

Лучше перейти на более мягкое курсообразование. По крайней мере, удастся сохранить золотовалютные резервы на достаточно высоком уровне, помочь нашим экспортерам и убрать торговые дисбалансы, которые так активно росли в 2011 году - это явно мешает экономике.

Александр Винниченко
ЛIГАБiзнесIнформ
Информационное агентство
www.liga.net
Печать
Добавление комментария означает Ваше согласие с Правилами комментирования.
blog comments powered by Disqus
Разместить рекламу

Европейский нефтерынок

Сорт Dated brent (fob) Urals (med) Urals (ExNovo)
$/барр 106.80 105.20 104.20
(+/-) за день -3.10 -3.40 -3.60
Новости партнеров
Подписка на все новости
Новости партнеров
   
bigmir)net TOP 100 Система Orphus