Жертва гигантов. Интернет вещей сожрет будущее телекома в Украине
49d99aa1b931ebe90643bd8f5cf38186.jpg

Глобализация быстро стирает с рынка местный бизнес. И один из наиболее ярких примеров - телекоммуникации. В мире существуют сотни локальных мобильных сетей, которые уже покрывают 95% населения земли. 7,1 млрд людей пользуются услугами сотовой связи.

Для того чтобы обслуживать людей, нужен подход с учетом местной специфики. Нужны call-центры, обслуживающие клиентов на родном языке, точки продажи сим-карт, мобильных устройств, ваучеров пополнения счета, локальная реклама и так далее. Как результат, именно местные мобильные бренды часто становятся наиболее популярными. Например, в Украине сильнейший телеком-бренд - Киевстар. После того, как компания оказалась в составе группы Vimpelcom,  глобальный менеджмент решил сохранить ее название (не переименовывать в Beeline).

Но новые живые клиенты практически закончились. И телеком-бизнес взялся за подключение вещей, которыми владеют люди. Это направление бизнеса принято называть Internet of Things (IoT, интернет вещей). И в нем уже работают абсолютно иные законы маркетинга.

Заманчивый бизнес

На днях старший вице-президент одного из крупнейших мобильных операторов США AT&T Крис Пенроуз завил Reuters, что бизнес в сфере интернета вещей становится ключевым для компании.

Намерения AT&T понятны. Количество живых клиентов у нее уже практически не растет. Каких-то принципиально новых услуг людям продать не получится (голосовая связь у всех есть, интернетом и ТВ обзавелись все желающие). Зато количество подключенных устройств - самый быстро растущий сегмент. Каждый пятый абонент американской компании - неживой человек. В 2015 году из 8 млн новых подключений 5,2 млн пришлось именно на девайсы. Это промышленные устройства, отвечающие, например, за мониторинг потребления и транспортировки энергоресурсов. Но AT&T в прошлом году сорвала куш на другой категории бизнес-клиентов. Это производители автомобилей - 3,9 млн из общего количества подключенных устройств приходится именно на новые транспортные средства.

Мобильные операторы всего мира буквально молятся на интернет вещей. И не зря. Согласно последним прогнозам исследовательской компании IDC, рынок подключенных к интернету устройств вырастет более чем в два раза за пять лет, его объем превысит $1,7 млд к 2020-му. По оценкам, приведенным в отчете Verizon, инсталлированная база конечных устройств IoT вырастет с 9,7 млрд штук в 2014 году до более чем 30 млрд к 2020 году. Это огромная новая абонентская база машин, которая будет в разы больше абонбазы людей.

Кто сорвет куш

Но хорошо заработать через несколько лет удастся далеко не всем сотовым игрокам. В первую очередь, потому что IoT - это больше корпоративный бизнес, не предполагающий привлечения частных клиентов.

Это подтверждает статистика Verizon Ventures: в 2014 году потребительские IoT стартапы привлекли на 15% больше венчурного капитала, чем корпоративные проекты в этой же сфере. Однако в 2015 году ситуация драматически изменилась. И корпоративные проекты обогнали потребительские стартапы примерно на 75% по объему привлеченных средств. В 2016 году, по оценкам Verizon, денег в корпоративных проектах станет в 2-3 раза больше, чем в стартапах потребительской тематики.

Если говорить простым языком, то на новом только формирующемся рынке происходит следующие метаморфозы: корпорации начинают дружить с корпорациями, мелкие посредники им не нужны. Крупнейшие холдинги сотовой связи заключают прямые контракты с гигантами из других отраслей на обслуживание их устройств. И первыми снимают сливки с нового бизнеса. У того же AT&T уже есть партнерские проекты с десятью автомобилестроительными компаниями (включая General Motors, Audi и Ford). Причем, как подметил Пенроуз из AT&T, компания готова оказывать поддержку автомобильным гигантам не только на американском континенте, но и по всему миру. Для подключений различных устройств у AT&T есть отдельная платформа с набором специально разработанных услуг. Еще во время производства в автомобили встраивается специальная глобальная сим-карта, способная работать практически во всех странах мира. Оператор сам заботится о том, на каких условиях он договорится с местными сетями в разных странах. Благо, автомобильная сим-карта не потребляет много интернет-трафика, когда водитель пользуется, например, локационными сервисами. Автоконцернам также проще заключить один глобальный контракт вместо 100-та контрактов в разных странах.

Борьба титанов 

За лакомые кусочки в виде крупных машиностроительных бизнесов и глобальных производственных корпораций, которые создают или используют большое количество устройств с потенциалом подключения к сети, AT&T сейчас сражается с такими же крупными сотовыми компаниями как она сама. Среди ее конкурентов - европейские компании Orange, Telefonica и Vodafone, американская Verizon и так далее. Их сети уже работают в ряде стран мира. А совместно с партнерами, или объединившись в тандем (как было с Vodafone и Verizon), это компании пытаются подсадить мировые корпорации на глобальные платформы и эксклюзивное партнерство. Vodafone несколько лет назад подписала подобные соглашения с Huyndai и BMW, Telefonica получила эксклюзив на подключение Tesla во всей Европе. В некоторых случаях мобильному гиганту даже проще купить целого поставщика решений для автомобильной промышленности, чтобы гарантированно попасть на борт авто различных марок. Так Vodafone в 2014 году купила Cobra Group, лидера в области противоугонных систем. На пятки мобильным гигантами наступают производители электроники и крупные онлайн-сервисы, которые параллельно запускают свои IoT-платформы, чтобы тоже заманивать крупный бизнес. Ведь для того, чтобы подключить устройство к беспроводному интернету не обязательно наличие сим-карты. Можно при производстве вставить в гаджет умный чип, способный коммуницировать с любой доступной сетью. Подобную платформу, вывел недавно на глобальный рынок южнокорейский Samsung.

Сети второго уровня

Локальным мобильным операторам в новом подключенном мире придется довольствоваться малым. Для большинства новых устройств, которые будут попадать к ним на рынок, они станут лишь "партнерской трубой", с помощью телеком-корпорации будут обслуживать промышленных гигантов.

Если взглянуть на украинский рынок подключенных по мобильной сети устройств, то на первый взгляд все покажется не так уж плохо. Как рассказывает менеджер по маркетингу на корпоративном рынке Киевстар Евгений Берус, рост подключений девайсов за первый квартал этого года составил почти 33% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Абсолютных цифр он не называет. Но по словам директора по маркетингу МТС Украина (ТМ Vodafone) Олега Решетина, рынок устройств, подключенных по мобильной сети, в нашей стране пока не такой значительный.

"По темпам роста подключений и доходов Украина отстает от Европы, даже от таких близких стран, как Венгрия, Румыния или Чехия. По экспертным оценкам в Украине количество таких sim-карт на конец 2015 г. превысило 1 млн., что в два раза меньше, чем в той же Чехии", - подчеркивает он.

В Украине многие локальные компании уже подключили свои устройства к интернету. Владельцы банкоматов и терминалов этими услугами уже пользуются, логистические компании тоже уже давно осознали, в чем польза удаленных датчиков, собирающих данные об использовании их инфраструктуры. Это никак нельзя назвать IoT-бумом. Настоящий бум начнется тогда, когда на наш рынок хлынут поставки современных автомобилей, электроники и бытовой техники, в которых уже будет чья-то сим-карта или чей-то чип. И базовый телеком-сервис на них уже будет предустановлен и оплачен.