Нашумевший украинский IoT-стартап Senstone недавно собрал на Kickstarter $300 000 при требуемых $50 000. Это устройство в виде кулона на шею, способное переводить голос в текст. Он преобразовывает голосовую запись в текст с точностью до 97% и поддерживает 12 языков. Модуль памяти позволяет ему вести запись разговоров в течение 2,5 часов. На Kickstarter его поддержал деньгами главред знаменитого техноблога TechCrunch Europe Майк Бутчер.

LIGA.net взяла блиц-интервью у создателя девайса Senstone Назаром Федорчуком и узнала, какие у стартапа дальнейшие планы, как на него смотрят инвесторы и не был ли ход Бутчера пиаром.

Как вам пришла идея кулона? Почему решили его создать?

Идея пришла мне где-то 2,5 года назад. Я тогда работал на проекте Департамента Юстиций США при посольстве в Украине. У нас была достаточно креативная работа, мы создавали ивенты, которые были связаны с продвижением реформ в Украине. И у меня была проблема: я забывал идеи и упускал мелкие вещи. И я задумался, как можно ее решить. Однажды я подумал, почему бы не создать что-то простое в виде броши или кнопочки, которая находится близко к тебе. Ты просто нажимаешь кнопку и говоришь то, что тебе нужно. После этого я начал узнавать, насколько сложно воплотить идею в жизнь.

А почему именно кулон?

Это наиболее легкий способ поместить девайс как можно ближе ко рту. Он хорошо слышит на расстоянии 20 см. Если он на одежде, то может упасть. Кулон надежнее.

Вы его сами разрабатывали или вам помогали?

Сделать дизайн нам помогало дизайнерское бюро Hochu Rayu. А так, у нас есть команда своих разработчиков. И даже человек, который разбирается в механическом дизайне: он решает, как должна быть установлена батарея, чтобы девайс легко собирался и разбирался, как кулон должен открываться, чтобы было удобно. У нас три офиса: два в Киеве и один во Львове. Всего нас 8 человек.

Читайте также: Необычный стартап: одесситы собрали $14 тыс. на металлическую юлу

А технологию перевода голоса в текст вы сами разрабатывали или позаимствовали чью-то?

Мы свою не делали. Протестировали более 20 систем распознавания голоса и выбрали самую качественную. Так что сама функция speech to text принадлежит не нам.

В чем особенность девайса? Есть много программ, способных перевести голос в текст.

Для того, чтобы "пообщаться" с нашим девайсом человеку не нужно заходить в смартфон. Следовательно, он не станет отвлекаться на другие вещи. В его основе лежит Bluetooth low energy технология. Он также распознает паузы в речи человека, чтобы экономить заряд батареи. И он может делать записи, находясь оффлайн.

А вы патентировали свою разработку?

Это очень длительный и дорогостоящий процесс, особенно на территории США. Мы сейчас подали заявление на два патента на изобретение. Пока планируем только в США. В Украине мы подали заявку только на торговую марку.

Какие языки он поддерживает?

Сейчас он понимает 12 языков. Кроме английского, он поддерживает немецкий, итальянский, японский, два варианта китайского, арабский, французский, украинский, русский, польский и еще пару языков. Но мы будем дальше добавлять языки. Например, проанализировав бекеров с Kickstarter, мы обнаружили много заказов из Сингапура. Будем думать, как подстроиться под местных потребителей. В основном заказы поступали из Америки и англоязычных стран - 90% всех заказов.

Читайте также: Украинцы запустили приложение для поиска партнеров по спорту

Делает ли он ошибки?

Почти нет. Но были разные случаи. Например, мы давали гаджет на тест журналистам в США и Британии. И одна журналистка написала в обзоре, что девайс распознал Senstone как Sandstone. Это довольно иронично, ведь других ошибок он не делал.

На какие деньги живут ваши офисы?

Когда я только начинал проект, то вкладывал свои деньги. А в июле 2016 года подключился мой партнер и IoT Hub инвестировал деньги. Это дало нам возможность закончить прототип. Он был дорогостоящим. Один прототип стоит примерно в 10 раз больше, чем продукт, который выпущен на фабрике массового производства.

А где у вас будет производство? Где будете собирать все заказанные кулоны?

Мы еще думаем. У нас есть несколько вариантов. Ориентируемся на заводы, у которых есть опыт создания вещей, которые люди носят на себе (wearabled). Например, часов. Сейчас мы ведем переговоры с китайскими заводами. Но география не так важна. Я сейчас буду встречаться с американским Jabil. Это солидный и недешевый производитель. Но нам важно не спешить и хорошо сделать продукт. Особенно первый девайс, который получат люди.


Есть ли планы по продажам? Не получится ли это одноразовый продукт?

Каждая компания старается раз в год обновлять свой продукт. Я не берусь прогнозировать продажи. Пока у нас три больших рынка: райтеры, туристы, медики. Доктора же часто записывают информацию о пациентах, делая обход, но могут же просто надиктовывать ее.

Были ли уже предложения от инвесторов? Как вас оценивают?

Да, к нам обращались инвесторы. Мы пока думаем. Оценка стартапа - вещь субъективная. Но по моим наблюдениям, стартапы нашего уровня в США оценивают от $3 до $10 млн. Бывает, стартап без продукта оценивают выше. Некоторые инвесторы в Долине говорили мне, что для них идеальный вариант оценки - это $7 млн.

Поднять некоторые инвестиции мы бы хотели еще в ближайшие полгода. Так, чтобы запланировать развитие до конца 2018 года: расширение команды, развитие новых продуктов, выход на новые рынки.

Одним из ваших бекеров на Kickstarter был главред издания TechCrunch. Вы как-то договорились с ним? Это был ваш PR-ход?

Он сам это сделал. Я познакомился с ним бегло на вечеринке в Сан-Франциско. Мы только пожали друг другу руки и все. Но уже в последние дни кампании на Kickstarter он вложил деньги и решил написать об этом у себя на страничке в Facebook. 

Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook, ВКонтакте и Одноклассниках: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.