РПР и Минюст ударят  стратегией по системе и коррупции
800c14d61a2874e6edb4e567e5a9699c.jpg

Прошло уже больше года после победы Революции Достоинства. Одно из ключевых требований общества, свергнувшего власть "Семьи" Януковича, - искоренение коррупции. На этом направлении правительству похвастать особо нечем: отдельные успехи полностью нивелируются тем, что большинство коррупционных схем сохранилось, никто из высокопоставленных взяточников не сидит, местные чиновники продолжают богатеть. Одна из причин - отсутствие системного подхода в борьбе со взяточничеством, образно говоря, власти "тушат пожары", а не ликвидируют их причины. Чтобы устранить этот недостаток, специалисты Министерства юстиции и эксперты группы Реанимационный пакет реформ разработали Государственную антикоррупционную стратегию Украины на 2015-2017 годы. До конца марта продолжалось общественное обсуждение документа, а уже в первых числах апреля он должен быть утвержден Кабинетом министров.

Чем же так важна эта стратегия и чем она отличается от предыдущих проектов?

Общее дело

В Украине и раньше разрабатывались и утверждались стратегии борьбы с коррупцией. К примеру, сейчас действует антикоррупционная стратегия, утвержденная еще при Януковиче. О ее качестве и выполнении можно судить по результатам борьбы со взяточничеством, стремящимся к нулю. Понятно, что принятая коррупционерами программа вряд ли направлена на ущемление их интересов. Принцип "чиновники пишут программу реформирования" доказал свою неэффективность.

Нынешняя стратегия, напротив, разрабатывалась во многом гражданскими активистами и экспертами. Конечно, в тесном сотрудничестве с представителями Минюста, но ключевую роль сыграли общественные организации, объединившие сотни экспертов. То есть у чиновников не было возможности включить в программу заведомо невыполнимые пункты и превратить программный документ в пустую декларацию.

В разработке этой стратегии принимали активное участие сотрудники Минюста, общественные организации и международные эксперты

Кроме того, в разработке принимали активное участие и международные эксперты, их рекомендации анализировались и учитывались. Таким образом, после утверждения программы Кабмином контролировать достижение заявленных показателей будут и зарубежные специалисты. Сейчас очевидно, что влияние западных партнеров на активность наших властей в борьбе с коррупцией сложно переоценить.

Системный подход

Второе принципиальное отличие новой стратегии от предыдущих - она включает четкий алгоритм действий по реализации программы борьбы с коррупцией. Не абстрактные декларативные цели, а четко прописанный и привязанный по времени алгоритм: в первом квартале реализуется это, до конца мая - это, и так далее. Особое внимание уделялось реалистичности сроков, чтобы не ставить недостижимых задач. Документ, включающий более 60 страниц, содержит четкие указания: кто, что и когда должен сделать.

Определены четкие показатели и конкретные индикаторы хода реализации стратегии. Чиновники не смогут, как раньше, рапортовать "разработано, сделано, проведено": все показатели измеримы и контролируемы. К примеру, до мая Кабмин должен утвердить штат Национального агентства по предотвращению коррупции, а не просто "провести работу". До августа Минюст должен подать в Кабмин проект закона об общественном обсуждении социально важных решений, и так далее. Оправдываться тем, что "процесс идет", больше не получится: оценивать выполнение программы будут по результату.

Еще одно отличие - указание конкретного органа (Минюст, Минрегионстрой, агентство по предотвращению коррупции, МВД и так далее), ответственного за тот или иной пункт программы. Традиционный для Украины принцип коллективной безответственности, таким образом, ликвидируется.

Ликвидируется традиционный для Украины принцип коллективной безответственности

Примечательно, что за ряд мер ответственным назначается напрямую Кабинет министров, что нетипично для предыдущих стратегий. То есть правительство публично берет на себя конкретные обязательства, и ход реализации программы будут мониторить не только эксперты и гражданское общество, но и международные партнеры.

Ключевые пункты стратегии, от которой зависит ее выполнение: создание Национального антикоррупционного бюро (НАБ) и Национального агентства по предотвращению коррупции. От того, насколько быстро правительство утвердит структуру этих органов, проведет конкурсы и наберет сотрудников, зависит скорость и полнота реализации стратегии. К сожалению, пока что ни один из них еще даже не начал создаваться: назначение главы НАБ затягивается по непонятным причинам, а положение об агентстве еще не презентовано общественности.

В документе много внимания уделено информационным кампаниям о вреде коррупции и возможности бороться с ней. Украинцы до сих пор довольно толерантно относятся к взяточничеству: на словах с ним борются, но на деле часто своими действиями способствуют сохранению коррупции. Поэтому предусмотрена масштабная просветительская программа, в рамках которой населению расскажут о негативных последствиях коррупции и мерах по противодействию взяточничеству.

Ложка дегтя

Документ не лишен и некоторых недостатков. Первый - в нем не предусмотрены источники финансирования борьбы с коррупцией. Сейчас у государства нет значительных свободных финансовых ресурсов, и из-за этого реализация программы может пробуксовывать. Впрочем, учитывая участие международных экспертов в разработке стратегии и их заинтересованность в ее реализации, можно рассчитывать на привлечение средств международной технической помощи. Западные организации уже не раз демонстрировали, что готовы финансировать борьбу с коррупцией в Украине при условии, что деньги направляются на конкретные мероприятия, результаты которых очевидны, и средства расходуются прозрачно.

Вторая проблема гораздо серьезнее. У общества до сих пор нет мощных рычагов влияния на госорганы, власти неохотно реагируют на запросы граждан. Есть риск, что многие чиновники всеми силами постараются "похоронить" программу в недрах ведомств, саботировать ее реализацию. Если у правительства будет политическая воля контролировать выполнение стратегии, эта опасность устраняется. А если нет?

Есть риск, что многие чиновники всеми силами постараются "похоронить" программу в недрах ведомств, саботировать ее реализацию

Тогда потребуются консолидированные усилия гражданского общества, СМИ, экспертов, волонтеров и реформаторски настроенных госслужащих. Постоянный общественный контроль и давление на нерадивых чиновников, публикации в отечественных и зарубежных СМИ о саботаже того или иного ведомства, информирование международных доноров о срыве сроков и утвержденных мер. Только таким образом можно добиться от госаппарата реальных действий, а не декларативных заявлений.

Главное - что Кабмин публично подтвердил готовность написать для себя конкретный план антикоррупционных реформ и взять ответственность за его выполнение. Когда он будет окончательно утвержден, контролировать действия правительства будет гораздо легче.

Авторы - коллектив международной организации Transparency International Украина