
Николай Толмачев, основатель и совладелец компании ТММ
"У нас есть компания ТММ-Энергобуд, которая занимается энергетическим машиностроением. Поэтому ситуацию в этой отрасли я изучаю и анализирую почти постоянно. Подписание соглашения, безусловно, скажется на этом секторе экономики. Значительная часть продукции традиционно продается в Россию, и возможный отказ от покупки украинской техники больно ударит по производителям.
Бесспорно, экспорт сократится, но насколько - пока сказать сложно. Потеряют свои позиции предприятия, имеющие конкурентов в РФ. Их продукция может быть относительно просто и безболезненно вытеснена с российского рынка. Все 23 года, что я работаю в машиностроении, россияне говорят о намерении отказаться от украинского импорта.
Но хотеть и мочь - разные вещи. Во-первых, есть категория критического импорта: аналоги в России просто не производятся, а мгновенно построить и запустить заводы невозможно. Поэтому некоторым производителям ничего не угрожает: отказаться от их продукции россияне в ближайшее время не смогут. Во-вторых, скорее всего, не решатся россияне и нарушать уже подписанные контракты: срыв поставок приведет к срыву сроков сдачи конечной продукции. Для крупного бизнеса, работающего в тяжелом машиностроении, это недопустимо.
Что касается непосредственно нашей компании, то мы спокойно относимся и к подписанию соглашения об ассоциации, и к возможным проблемам с отменой ЗСТ с СНГ. Мы уже давно работаем по европейским и американским стандартам, сотрудничаем с зарубежными компаниями. К примеру, налаживаем партнерство с General Electric. Конечно, это не мгновенный процесс: требуется много времени и сил, но перспективы совместных проектов есть. Что касается России - то наша продукция как раз относится к категории критического импорта, от которого россияне отказаться не могут. Если же они установят заградительные пошлины, то мы просто соответственно поднимем цены. В итоге наша продукция станет дороже для россиян, а наша прибыльность не снизится".
Подписание соглашения об ассоциации негативно отразится на вагоностроительном секторе экономики. Возможные санкции, ограничение поставок, тарифные барьеры со стороны России сильно ударят по основным украинским производителям вагонов. Примерно 80% продукции крупнейших отечественных заводов экспортируется в РФ. Это самый большой рынок сбыта, потеря которого станет критичной для промышленности.
Вагоны украинского производства ориентированы на широкую колею и пригодны для эксплуатации в странах бывшего СССР. Крупнейшая разветвленная железнодорожная сеть России обеспечивала стабильную загрузку украинских предприятий, которые в 2012 году установили рекорд по выпущенным вагонам именно благодаря ажиотажному спросу российских компаний. Кроме России, эту продукцию покупают разве что страны Балтии, но объемы поставок не идут ни в какое сравнение с товарооборотом с северо-восточным соседом. Хотя после подписания соглашения поставлять товары в прибалтийские страны станет проще.
Попытки освоить другие рынки пока успехом не увенчались. Планировались поставки украинских вагонов в Иран и Кению, но они так и остались не реализованы. Слишком разные условия эксплуатации, да и стабильный спрос эти страны обеспечить не могут.
Тем не менее, не стоит думать, что украинские вагоностроители уже гарантированно потеряли российский рынок. Да, уже несколько кварталов поставки продукции в РФ сокращались, но это связано, прежде всего, с замедлением российской экономики. Снизился спрос, и сейчас россияне сами могут его удовлетворять. В перспективе, после оживления экономики, спрос снова вырастет и украинские заводы возобновят экспорт. Одно из основных преимуществ украинских вагонов по сравнению с российскими - более низкая цена при схожем качестве. Разрабатываются и инновационные вагоны, способные перевезти больше груза.
Единственное отечественное предприятие, которое потенциально может выиграть от подписания соглашения, - Крюковский вагоностроительный завод. Они сертифицировали свои пассажирские вагоны, производят продукцию, на которую есть спрос в Европе и других частях света. В первую очередь - скоростные поезда. У КВСЗ есть большое преимущество - низкая цена по сравнению с европейскими и азиатскими аналогами. Но чтобы европейцы заинтересовались их продукцией, необходимо наработать историю, обкатать поезда, проверить их в условиях постоянной эксплуатации. С этой точки зрения запуск поездов Укрзализныцей - большой плюс для крюковчан".
"Экспорт продукции в РФ хотя и очень важен, но не критичен для украинских металлургов. Отношения с Россией у производителей и так были достаточно сложные, поскольку у отечественных компаний в РФ есть много конкурентов, предлагающих аналогичную продукцию. И они пытались уменьшить присутствие украинцев на внутреннем рынке. К примеру, инициировали расследование с целью ограничить ввоз длинномерного проката. Не исключено, что аналогичные шаги будут предприняты и по другим категориям продукции. У России много своих мощностей, в том числе и недавно запущенных, поэтому в большом количестве украинского металла они не заинтересованы.
РФ проводит целенаправленную политику импортозамещения, запуская новые заводы и вытесняя украинские товары. В зоне риска - производители продукции строительного назначения, не исключено, что и изготовители листового проката. С начала года поставки в Россию сокращаются, и эта тенденция сохраняется.
Открытие европейского рынка - достаточно условное понятие. Импорт металла в ЕС всегда ограничивался жесткими квотами и высокими пошлинами. Они были сняты в 2008 году, после вступления Украины в ВТО, но могут быть снова введены. Кроме того, одно из условий подписания соглашения - отмена экспортных пошлин на металлолом, что приведет к дефициту сырья для ряда украинских заводов.
Есть и позитивный сигнал, пусть прямо и не связанный с соглашением об ассоциации. США отменили импортную пошлину на украинскую катанку. Вполне возможно, что разрешат беспошлинный ввоз и ряда другой металлургической продукции из Украины".