Motorola Mobility, которая принадлежит Google, подтвердила факт покупки Viewdle. И хотя компания не раскрывает детали сделки, эксперты уже оценили ориентировочную стоимость - около $45 млн. Для сравнения, Facebook в этом году заплатил за сервис Instagram около $1 млрд.

Проект Viewdle основали украинские предприниматели Егор Анчишкин и Юрий Мусатенко. Инвестиции они получили от бизнесменов из американской диаспоры, среди которых был экс-одессит Юрий Фрайман - нынешний глава совета директоров Viewdle. Акциями Viewdle владеет и предприниматель Максим Школьник, ранее работавший в проекте. Он и согласился ЛІГАБізнесІнформ рассказать о сделке, которую можно назвать стала главным событием октября. 

- Другой акционер, Юрий Фрайман отметил в интервью Forbes.ua, что переговоры по продаже Viewdle были достаточно интенсивными. Можно ли говорить, что Google форсировала процесс?

- Переговоры шли длительное время и начались еще до поглощения Motorola Mobility (Google завершила сделку по покупке бывшего мобильного подразделения компании Motorola - Motorola Mobility в мае этого года, - ред.). Также был длительный опыт общения Viewdle с Motorola как с клиентом. Когда сделка между Google и Motorola была подписана, началось ее согласование с антимонопольными органами разных стран. M&A-активность компании была поставлена на "холд" (англ. hold - удержание, пауза, - ред.). По крайней мере, взаимодействие по данной сделке с Viewdle. И поэтому когда сделка Google-Motorola состоялась, мы вернулись к этому разговору. Поскольку переговорный опыт был накоплен, получилось реализовать сделку в достаточно короткие сроки. Конечно, заинтересованность была с двух сторон, что и подталкивало к быстрому завершению сделки.
Viewdle интересует Google с точки зрения его патентов?

- Не могу комментировать от компании Google, но Viewdle однозначно имеет определенные патенты. Кроме того,  команда, которая работает во Viewdle - очень толковые ребята, у которых есть  и наработки с точки зрения разных алгоритмов, и наличие уникальных решений в области распознавания образов и компьютерного зрения.

- Какой пакет акций в проекте принадлежит лично вам и другим акционерам?

- Не могу это комментировать.
Из точки A в точку B мы двигались через множество промежуточных точек, которые находились явно не на прямой
- Сколько ресурсов в общей сложности было инвестировано в проект?

- Проект мы начинали с чистого листа в конце 2006 года. Тогда начались какие-то задумки на эту тему. Много времени ушло на поиск какой-то ниши. Много времени ушло на разработку самого продукта, потому что это достаточно сложный продукт. Мы заходили на рынок, которого не существует. Когда все начинали, различные технологии по распознаванию образов, в том числе и для лиц, применялись в основном для секьюрити и контроля доступа в различных областях. Мы не хотели конкурировать с существующими приложениями и решили двигаться в направлении применения этих технологий именно для медиа. Одним из первых в свое время была компания Reuters.

Мы пытались найти точку применения этих технологий непосредственно к решению медийных задач. Учитывая то, что рынка на тот момент еще не было, и до сих пор он еще не сформировался, было достаточно много проб и ошибок, которые затягивали достижение цели. Из точки A в точку B мы двигались через множество промежуточных точек, которые находились явно не на прямой.
Данная покупка интересна как прецедент для украинского рынка
Что касается совокупного объема инвестиций - это публичная информация. Было определенное количество "ангельского" капитала, который не разглашался. Был получен раунд от Anthem Venture Partners в 2008 году. Был получен раунд от Qualcomm Ventures, BlackBerry Partners Fund и Best Buy Capital (один из основателей проекта - Егор Анчишкин рассказал, что первый раунд инвестиций составил до до $500 тыс., а второй - $10 млн., - ред.). Наверное, по количеству привлеченных венчурных денег - это проект номер один в Украине.

Но, может быть, все можно было сделать и лучше. Есть опыт других похожих компаний, бизнес которых был построен на гораздо более высоком системном уровне. Данная покупка интересна с точки зрения некоего прецедента на украинском рынке. Но, на мой взгляд, и это в том числе и моя вина, слишком много ошибок было сделано. В результате не удалось построить и отмасштабировать бизнес таким образом, чтобы привести его к сделке уровня, например, Instagram.
Слишком много ошибок было сделано. В результате не удалось построить и масштабировать бизнес таким образом, чтобы привести его к сделке уровня, например, Instagram
- О каких ошибках идет речь?

- Повседневные ошибки. Назвать конкретную ошибку и сказать, что именно она привела к такому итогу - это все равно, что оценивать формулу успеха. Ошибки построения бизнеса выделить проблематично. На сегодняшний день компания Viewdle - команда, которая состоит из большого числа людей: инженеров, менеджмента, продавцов, юристов, маркетологов, предпринимателей. Это однозначно можно назвать успехом. Но хотелось бы видеть успех немного на другом уровне. Но, возможно, тогда бы этой сделки и не произошло. От добра добра не ищут.

- Что вы собираетесь делать дальше? Какие проекты планируете начать? Или получите деньги, сделаете паузу и уедете куда-то на Бали?

- Там уже был. Ничего интересного. С 2010 года занимаюсь проектом в области недвижимости Adres.ua (Address.ua) и намерен его развивать в дальнейшем. Мы ориентируемся на украинский рынок, а не на международный. Считаю, что продажа Viewdle  - это неплохой бонус.

- Не думаете о создании совместного с Юрием Фрайманом, Егором Анчишкиным и другими, стартапа, который можно было продать той же Google?

- Таких планов не было. Егор в данный момент занимается Zakaz.ua, проектом по доставке продуктов питания в интернет, который тоже ориентирован на Украину. У Юрия есть также компания, которой он активно занимается - The Frayman Group. Они делают определенные решения для юридических компаний. Юрий и Егор очень талантливые предприниматели и мне было бы приятно в будущем реализовать совместный бизнес. В тоже время о каких-то совместных планах мы пока не думали. Но все может быть.