Рунет под прицелом. Зачем нужны черные списки сайтов
Вчера российские власти получил мощный рычаг контроля над интернетом. Госдума РФ приняла закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (законопроект N89417-6). Документом, в частности, определяются механизмы ограничения доступа к противоправной информации в Сети.
С этой целью предусмотрено создание федерального списка интернет-сайтов, содержащих информацию, запрещенную законом. Собственников и провайдеров обяжут закрывать ресурсы, занесенные в такой список. Официальная версия гласит, что закон направлен на борьбу с педофилией, склонением к суициду и употреблением наркотиков. Однако российское интернет-сообщество считает, что реализация закона будет не вполне объективной, что приведет к постепенному ограничению доступа к Рунету. Некоторые обозреватели видят в этом политическую подоплеку, поскольку интернет является сферой активной критики режима президента Владимира Путина.
Крупные интернет-ресурсы, такие как Википедия, Google и российский поисковик Yandex, уже выступили против закона. Во вторник, 10 июля, в знак протеста Википедия на сутки заблокировала доступ к своему сайту. "Сегодня сообщество Википедии протестует против введения цензуры, опасной для свободных знаний, открытых для всего человечества", - было отмечено в сообщении на главной странице русскоязычного раздела энциклопедии.
Документ предусматривает блокировку по доменным именам и сетевым адресам, то есть при ограничении доступа к отдельно взятому материалу могут быть закрыты и другие, не нарушающие законодательство ресурсы, отмечают в Google Россия. В качестве примера Google приводит инцидент, когда после решения суда об ограничении доступа к одному блогпосту, признанному экстремистским, оказались заблокированы 1,3 млн. блогов на сервисе Blogger.
Закон мягкий, но будет жестче
Волна протестов на решение парламента не повлияла. В среду, 11 июля, закон был принят, причем не было ни одного голоса "против", только воздержавшиеся. Во втором чтении "за" проголосовали 441 депутатов российской Думы, а в третьем чтении закон был принят 434 голосами.
Несмотря на опасения российского интернет-сообщества, сам по себе закон непосредственную угрозу не несет, считает президент компании Imena.UA Александр Ольшанский. Однако принятие документа чревато проблемами в будущем, поскольку он открывает дорогу для разработки механизмов контроля за интернетом. Пока что у российских властей нет ни технической, ни организационной базы, которая позволила бы эффективно осуществлять контроль и управление. "Мне кажется, что закон просто откроет дорогу к становлению соответствующих структур. Впоследствии, когда такое становление состоится, этот закон, скорее всего, будет сильно видоизменен в сторону ужесточения", - добавляет Ольшанский.
По его мнению, закон о запрете контента может существовать только на основе презумпции невиновности. Если у кого-либо, в том числе у правоохранительных органов или отраслевой комиссии, возникли вопросы к конкретному сайту, они должны обратиться к владельцу этого ресурса. Если владельца не найдут, тогда сайт может быть закрыт. Если же владелец объявится, то он либо согласится самостоятельно удалить противоправный контент, либо заявит, что, по его мнению, контент соответствует требованиям законодательства, и тогда закрыть соответствующий сайт можно будет только посредством судебного разбирательства. "В России, к сожалению, применен другой принцип, когда решение о закрытии является превентивным. То есть мы закрываем, а дальше вы там разбирайтесь", - добавил Александр Ольшанский.
В ближайшее время новый закон не станет рычагом давления на СМИ и отельные ресурсы, чего так опасаются российские интернет-компании. Но по мере пропитывания документа технологической и организационной составляющей, он все-же начнет выполнять свою контролирующую миссию, говорит эксперт. Сейчас властям нужно получить некий запас времени для становления контролирующего органа. "Но очевидно, что отрасль контроля за Сетью с принятием этого закона будет развиваться", - убежден президент Imena.UA.
Украину ждет свой черный список
Россия - далеко не первая страна, где вводятся "черные списки" сайтов, не станет она и последней. "Со стопроцентной вероятностью можно сказать, что будет попытка введения подобных мер в Украине, - говорит Ольшанский.- В том или ином виде, попытка принятия подобного законодательства будет иметь место в большинстве стран, и в первую очередь - странах постсоветских".
Насущной необходимости в принятии такого закона в Украине нет, уверен эксперт. Но вполне целесообразным был бы механизм, при котором закрытие сайта возможно либо в случае ненахождения его владельца, либо в ходе судебного разбирательства.
Напомним, 20 января 2010 года в Украине был принят схожий закон о противодействии распространению детской порнографии, в том числе в сети интернет (законопроект N3271, т.н. "Закон 404"). Впервые законопроект N3271, нормами которого регламентируется деятельность интернет-провайдеров, был вынесен на рассмотрение 22 октября 2009 года, по количеству проголосовавших в первом чтении депутатов законопроект назвали "Законом 404".
По мнению интернет-сообщества, некоторые нормы Закона 404 еще требуют уточнений. Как отмечают в Интернет Ассоциации Украины (ИнАУ), украинское законодательство недостаточно четко регламентирует отношения между операторами, провайдерами телекоммуникаций и правоохранительными органами, что может привести к злоупотреблениям со стороны властей.