Кто будет получать процент с каждой флешки и mp3-плеера
e70e642985625aba3fdb8f76a9291916.jpg

Производителей бытовой электроники и импортеров хотят обложить новым налогом. Под его действие будут попадать все устройства, с помощью которых можно воспроизводить или записывать музыку или видео. В России и Европе такой сбор идет в пользу правообладателей, однако эффективность его применения в Украине вызывает сомнения.

Наполняем бюджет

Кабмин собирается внести изменения в постановления от 27 июня 2003 N992 "О размере отчислений производителями и импортерами оборудования и материальных носителей, с применением которых в домашних условиях можно осуществить воспроизведение произведений и исполнений, зафиксированных в фонограммах и (или) видеограммах". Проект документа размещен на сайте Государственной службы интеллектуальной собственности, общественное обсуждение продлится до 22 июня.

Изменения предполагают введение специального сбора с импортеров и производителей техники. В частности, предлагается обложить налогом MP3-плееры, музыкальные центры, магнитофоны, жесткие и оптические диски, автомагнитолы, видеомагнитофоны, DVD-проигрыватели, ноутбуки, мобильные телефоны, планшеты, лазерные диски, карты памяти. Размер отчислений для импортеров применяется в процентах стоимости оборудования, а для производителей - в процентах отпускной цены. В целом размер сбора колеблется в районе 1-1,5%.

Аналогичный сбор в размере 1% был введен в России и распространяется на чистые CD-диски, DVD-носители и оборудование, с помощью которого можно осуществлять запись. Поступления по сбору направляются правообладателям. Подобные сборы действуют и в отдельных странах Европы. Однако в украинском проекте не указано, каким именно образом правообладатели будут получать полученный государством сбор.

Подобный налог существует в Европе, там он подается как сбор в пользу авторов музыки и видео, а также правообладателей. Куда у нас пойдут эти сборы - можно только догадываться

Аналитики заметили интересное совпадение. "Министр доходов и сборов Украины де-факто подтвердил, что прирост налоговых поступлений упал в январе-мае до 2% год-к-году (по более узким данным Госказначейства рост доходов госбюджета составил 1,5%) из-за стагнации в украинской экономике", - говорится в комментарии компании Capital Times. В мае доходы вообще оказались меньше прошлогодних. Видимо, в качестве способа наполнения бюджета выбрали повышение косвенных налогов, а не стимулирование ускорение экономического роста."Кнут побеждает пряник", - считают в Capital Times.

Удивили розницу

Основатель интернет-магазина Rozetka.ua Владислав Чечеткин рассказал ЛІГАБізнесІнформ, что с его компанией никаких консультаций по этому поводу не велось. "Но нужно учесть, что мы не являемся импортерами. Возможно, поэтому нас не спрашивали", - предположил он. Чечеткин считает, что дополнительный сбор в 1-1,5% никак не отразится на продажах, однако происхождение этой инициативы совершенно не понятно. "Без пояснения, чем вызвана эта инициатива, я не могу даже представить, почему такая мысль пришла кому-то в голову", - отметил он.

Василий Федорак, генеральный директор сеть Moyo, пояснил журналисту ЛІГАБізнесІнформ, что с его компанией документ также не согласовывали и не информировали предварительно. При этом в принципиальных моментах проект мало чем отличается от исходника 2003 года, говорит Федорак: "Этот же перечень товаров да и ставки налога - те же". Подобный налог существует в Европе, там он подается как сбор в пользу авторов музыки, видео, а также компаний, которым принадлежат авторские права. "Куда у нас пойдут эти сборы - можно только догадываться", - отметил Федорак. Принятие документа, считает он, станет очередным поводом для санкций в отношении компаний-импортеров и продавцов техники, работающих легально. 

На количество продаж и ассортимент продукции это не повлияет. Но дальнейшее увеличение налогового давления на официально ввезенную технику может привести к процветанию "серого" рынка, который не платит налогов вовсе

Виктор Шолошенко, директор по маркетингу сети гаджетов и аксессуаров Цитрус (citrus.ua), также не участвовал в обсуждении или согласовании новшества. Он уверен, что в новом налоге просто нет смысла. "Такие устройства не являются предметами роскоши, чтобы облагать их какими-либо дополнительными налогами", - считает Шолшенко. Пока что это небольшая нагрузка на стоимость, которая не приведет к каким-либо существенным изменениям на рынке электроники, говорят в Цитрусе. К примеру, при средней стоимости планшета 2000-2500 грн. цена устройства может повыситься на 30-50 грн. "Мы считаем, что на количество продаж и ассортимент продукции это не повлияет. Однако дальнейшее увеличение налогового давления на официально ввезенную технику впоследствии может привести к процветанию "серого" рынка, который не платит налогов, а это ведет к еще большему разрыву цены между "серыми" и официальными устройствами", - говорит Шолошенко. 

В пресс-службе торговой сети Фокстрот подтверждают, что с бизнесом эти нововведения не обсуждались и не согласовывались. "Более того, некоторые компании-поставщики техники в Украину последовательно отстаивают свою позицию - до тех пор, пока администрирование данного налога не будет прозрачным, они принципиально отказываются его платить. На данный момент сбором данного налога после выпуска продукции в свободное обращение занимается Украинский музыкальный альянс - частная структура", - пояснили в Фокстроте. В случае введения нового сбора цены в рознице вырастут, увеличится поток техники, идущий мимо таможни, и на рынке станет больше контрафакта. 

Платить придется

Проект о дополнительном сборе выглядит довольно запоздалым и уж слишком навязчиво попадает в ритм претензий США к Украине относительно так называемого Списка 301, говорит юрист практики IT и медиаправа АО "Юскутум" Андрей Пархоменко. Напомним, в Списке 301 или Special 301 Report, который ежегодно готовит Управление торгового представителя США (USTR), говорится о барьерах, которые существуют для американских компаний за рубежом в сфере интеллектуальной собственности - авторского права, патентов, торговых марок. Несколько лет подряд в этом списке указывается украинский файлообменник EX.UA.

Читайте также: Зачистка рынка. Почему американцы вспомнили об EX.UA 

Трудно поверить в то, что "развитие научно-технического прогресса", как говорится министр образования Дмитрий Табачник в анализе регуляторного влияния проекта, действительно является мотивом изменений. Ведь в список попали и музыкальные центры, и автомагнитолы, и жесткие диски, отмечает Пархоменко. По его мнению, неубедительно звучит и фраза о том, что "предложенные изменения направлены на решение проблемных вопросов, с которыми сталкиваются европейские инвесторы в Украине". Изменения направлены скорее на удовлетворение интересов иностранных правообладателей, чье давление в данный момент испытывает Украина, считает юрист. А категория правообладателей диаметрально противоположна категории инвесторов по критерию направленности денежных потоков.

Идея включить в стоимость железа оплату потребляемого контента не так уж плоха. Но она сработает только при изменении подходов к отчислениям. А фрагментарные заплатки в законодательстве только углубят пропасть, разделяющую потребителей и авторов 

Беспокойство юриста вызывает поверхностный подход к сути решения проблемы - кризиса доктрины авторского права и существующих схем перераспределения авторских отчислений. "Размер отчислений привязан к стоимости накопителей и проигрывателей, а не к объему памяти, что выглядит более логичным, исходя из направленности и сути таких отчислений", - комментирует Пархоменко. Не решен и вопрос двойных выплат за одни и те же произведения одному и тому же органу. "Такая ситуация возможна, в случае использования магнитофонов и носителей субъектом, заключившим договор с организацией коллективного управления и оплатившим право использования любой музыки", - говорит юрист. Такой подход не оставляет места субъектам, не использующим нелегальный аудио/видео контент. "Платить придется все равно", - констатирует он.

Идея, лежащая в основе включения в стоимость железа оплату потребляемого контента, имеет свои положительные стороны. Но они могут быть проявлены только при системном изменении в подходах перераспределения отчислений, считает Пархоменко. А фрагментарные заплатки в законодательстве только углубят пропасть, разделяющую потребителей и авторов.