Оседлай покемона! Как заработать на клонах игры Pokémon GO
Компания Niantic 6 июля запустила мобильное приложение для новой игры Pokémon GO на базе технологии дополненной реальности. Буквально через несколько дней оно вошло в топ мобильных приложений в США.
По оценке международных игровых экспертов, только за первые четыре дня существования новые покемоны заработали $14 млн. Приложение еще не успело стать глобальным. Из-за большой нагрузки на серверы подключение новых стран происходит постепенно. Тем не менее его уже скачали миллионы человек. Известно, что The Pokémon Company, Google и Nintendo вложили в проект Niantic $20-30 млн. Рыночная капитализация Nintendo через два дня после старта выросла более чем на $7 млрд.
ПОЛЕЗНЫЕ ДАННЫЕ:
Установив игру на смартфон, пользователи с помощью GPS ищут на реальных картах местности диких покемонов и ловят их. Покемонов можно рассмотреть прямо на улице благодаря технологии дополненной реальности Augmented Reality (AR).
Начало бума
Безусловно, у других разработчиков игр появился соблазн подзаработать на новом буме. В том числе в Украине, где трудятся десятки команд. "Разработчикам Pokémon GO! удалось первыми выпустить по-настоящему массовый AR-продукт, и, конечно, у него скоро появятся подражатели", - отмечает руководитель отдела Publishing CIS компании Wargaming Николай Небышинцев. С ним соглашается спикер украинской студии 4A Games Дмитрий Лымарь: "Всегда находятся люди, пытающиеся повторить успех других. Яркий пример - Flappy Bird".
Читайте также Прогноз Ericsson: когда виртуальная реальность станет новым миром
Созданная вьетнамцем Донгом Нгуеном в 2013 году игра Flappy Bird взорвала интернет, набрав более 30 млн игроков за первый месяц. У нее появилось огромное количество клонов разного качества по всему миру (особенно после того, как она была удалена разработчиком из магазинов приложений в начале 2014 года).
"Самое главное, что показал успех покемонов, - пользователи готовы к AR-играм. А значит, их будет все больше. Разумеется, те разработчики, которые способны создать достойные продукты, смогут на этом заработать", - отмечает Небышинцев.
Сложности копирования
В 2016 году можно будет наблюдать формирование аудитории и ментальности для данного жанра игр, отмечает директор по инновациям компании Noosphere Михаил Рябоконь. "Этот период будет ознаменован для разработчиков большим количеством громких стартов и параллельно громких провалов, экспериментов и поиска, действительно громких успехов. Кто попадает на рынок первым, получает самый большой кусок рынка", - говорит он.
Но скопировать покемонов будет далеко не просто, отмечает геймдев-аналитик Сергей Галенкин. По его словам, разработчикам нужен будет известный и раскрученный бренд. Те же покемоны в компьютерных играх на игровой консоли Game Boy появились еще в 1996 году, и с тех пор появлялись в игровом мире в разных модификациях. "Очень сложно заставить людей бегать по городу, не имея на то веских причин", - подчеркивает Галенкин. Он предполагает, что для Украины таким брендом могли бы стать Козаки, для более широкого рынка подошел бы раскрученный бренд S.T.A.L.K.E.R.
Рябоконь добавляет, что повторить концепт покемонов будет нелегко, так как в основу навигации пользователей на местности заложена технологически сложная система. По его мнению, первопроходцем этой модели стала игра Ingress (где пользователи захватывают виртуальные порталы на карте). "Работа с GPS при большом количестве запросов, которые должны были обрабатывать сервера Ingress, оказалась колоссальным испытанием для системы", - рассказывает менеджер. Ingress должен был через спутник максимально быстро анализировать местонахождение игрока и того, что он видит. За три года Ingress скачали около 14 млн пользователей. "Не прорыв, но достаточно, чтобы технологию приметили собственники весьма успешной франшизы", - намекает он.
Клонируют все, а продвигают единицы
Огромный бюджет для разработки непосредственно мобильных приложений (независимо от того, создаются они с использованием технологии AR или нет) обычно не нужен, рассказывает Дмитрий Лымарь из 4A Games. Ведь уровень детализации пока еще далек от топовых игр для ПК и консолей. "Именно детализация окружающего мира, персонажей, их анимации, взаимодействий и съедает большую часть бюджета на разработку", - подчеркивает Лымарь.
Повторить механику, по его словам, обычно несложно. Намного сложнее эту механику настроить так, чтобы было интересно и приятно играть. И еще одна очень важная составляющая - маркетинг. "В мобильных играх зачастую бюджет на маркетинг значительно выше бюджета на разработку", - говорит эксперт.
Читайте также ТemplateMonster: От офиса в квартире до бизнеса ценой в $100 млн
Стоит отметить, что как раз этот момент и не учитывают сотни геймдев-проектов, пытающихся скопировать самую успешную механику. Показательный пример - неприятная история, которая приключилась в начале года с украинским разработчиком онлайн-игр Nika Entertainment. Компании пришлось уволить практически весь штат - более ста человек, так как она не смогла больше соревноваться с мировыми проектами, которые используют популярную механику Match 3 (собери три предмета в ряд). Дело в том, что самая известная в мире игра в этом сегменте Candy Crush в конце прошлого года привлекла огромные инвестиции - $5,9 млрд. На фоне таких вложений, большая часть которых пошла в том числе и на продвижение, сотни локальных клонов Match 3 вынуждены были прекратить свое существование.