Деньги есть, но все равно держитесь: как fintech выжить в Украине
Фото: Unit.City

В Украине более 80 финтех-компаний, говорит совместное исследование проекта USAID Трансформация финансового сектора и UNIT.City. Причем 40% компаний-участников исследования появились до 2015 года, остальные - за последние 3 года.

Финтех часто противопоставляют традиционной банковской системе, причем иногда это делают и сами стартапы. Однако банки активно сотрудничают с небольшими финтех-компаниями в тех областях, где зарегулированность мешает корпорациям быстро развивать инновационные продукты. “У нас минимум 5-10 совместных проектов с разными стартапами, у которых сильная компетенция в чем-то. Например, в реализации платежей картами для малого бизнеса, которому дорого ставить стандартные POS-терминалы”, - рассказывает зампредседателя правления Ощадбанка Антон Тютюн.

fintech2.JPG

В 2018 году финтех-отрасли Украины прочат совокупный рост капитализации в 4 раза. Так ли все радужно? Почему 49% участников исследования ищут инвестиции и где их взять? В рамках презентации исследования 22 февраля состоялась панельная дискуссия о развитии украинского финтеха.

 LIGA.net выбрала несколько интересных мнений.


Андрей Сорохан, руководитель направления u.ventures Western NIS Enterprise Fund:

Деньги на рынке есть. Многие стартапы не понимают, на кого нацелены, как будут масштабироваться, кто их клиент. В Украине из-за того, что в B2B-сегменте нет такого спроса на массовом уровне, мне кажется, самый успешный fintech - это те компании, которые работают в В2С и в сегменте платежей. То есть все это пока достаточно примитивно, но тенденция меняется.

Читайте также - Intel не поднял: как провалилась идея украинских умных гантелей

Самый популярный комментарий от стартапов: “Любой может инвестировать, когда мы уже протестировали свою идею. А нам как раз нужны деньги, чтобы ее тестировать”. Бывает, еще говорят: “У нас есть партнерство от 10 компаний”. А эти 10 компаний вообще им ничего не платят или дали $1000 на пилот.

Стартапам надо понимать - это не игрушки. Ты должен быть заинтересован построить бизнес. В Украине внутренний рынок достаточно слабый. Если ты выходишь на fintech-рынок, тебе нужно понимать, как и когда ты будешь выходить глобально, как будешь тестировать внутри. Ты должен задать себе вопрос, кому твой продукт нужен. Если не в Украине, а в Европе или Штатах, то как ты будешь это продавать там, насколько у тебя глобальная команда, через какие каналы будешь двигать? Эти вопросы очевидны, но часто приходят команды, которые об этом даже не думали.


Анастасия Шевченко, эксперт, автор книги Digital Era:

Первая проблема стартапов - найти правильный контакт на стороне банка для того, чтобы их не забанил в середине миддл-менеджмент, который боится, что стартап - это его прямая конкуренция и угроза рабочему месту.

Вторая - у них разная скорость движения. Стартапы проснулись с идеей и готовы быстро реализовывать ее хоть завтра. Банки же подключают риски, устраивают заседания, организовывают комитеты. У стартапа физически нет возможности годами ждать, пока банк примет решение.

Читайте также - Носимый интеллект, или Почему Киевстар заинтересовался Senstone

Критично важно, с одной стороны, открыть банкам контакты стартапов. Но еще важнее открыть контакты тех банкиров, которые на входе хотя бы услышат, не упустят классную идею. Не хватает платформы, куда полномочный представитель банка мог бы прийти и сказать: “Вот эти три стартапа мне нужны”. А стартапы при этом знали, что можно прийти к нужному человеку в банк - и он их точно выслушает.

Что касается инвестиций, деньги на самом деле есть. У стартапа должна быть реальная рабочая бизнес-модель, очень понятная монетизация - и его бизнес должен расти. Но все ходят за деньгами.


Антон Тютюн, заместитель председателя правления Ощадбанка:

К нам поступает очень много идей, но не все до конца нормально оформлены. Нет такого, чтобы любой банк, увидев, сразу сказал: “Да, хочу, беру прямо сейчас”. Мы полностью открыты и готовы к любым решениям. Мы увидели потенциал в стартапах, понимаем, что со своими регуляциями и процедурами отдельные проекты мы будем реализовывать долго. Поэтому работаем с ребятами, которые сделают быстро и качественно.

Что касается регуляторки, вопрос же не только в банках. В больших корпорациях много регуляции внутренней, внешней - это нормально. Я не вижу проблемы внутри банка, которая нерешаема. В ритейле, телекоме то же. Не такая большая проблема побороть все эти регуляторные вещи. Главное - иметь продукт и удачно его запаковать, чтобы это было понятно, логично и прозрачно для того, кому ты продаешь.


Марина Квашнина, эксперт, советник по вопросам fintech, Unit:

70% топ-менеджмента в финтех-стартапах - бывшие банкиры. Они прекрасно знают, что такое согласования внутри банка. И речь не только о банках. Потенциальные клиенты финансовых проектов и стартапов - и телеком, и большой ритейл, и логистика. Но там точно такая же проблема. Это большие корпорации со своим контуром, который охраняют согласования, риски, процедуры. Тем не менее, если стартап хочет работать в В2В-сегменте и с большим корпоративным клиентом, он должен изучить, понять и знать, как происходят процедуры.


Дмитрий Зарахович, сооснователь UAPAY:

Денег в стране действительно достаточно много, и они действительно доступны. Вопрос - мотивация стартапов и их фаундеров. К сожалению, в большинстве случаев преобладает мотивация “деньги”, а не “бизнес”. И это - по моему личному мнению - приобрело массовый характер. Например, модное ICO - это вообще классика. Не могу это назвать никак иначе, чем полноценным “кидаловом”. Люди вкладывают в это, но мотивация в большей степени получить себе, чем создать благо, вывести его на рынок и на нем заработать.

Читайте также - Крис Скиннер: "Я думаю, в итоге останутся 5 или 6 криптовалют"

В каталоге есть компании технологические, а есть финансовые. Для банков по-настоящему хорошими партнерами являются технологические. Эти компании могут создать продукт или канал. Соответственно, этот продукт или канал может завести целевую аудиторию в банк, создать трафик на банковский продукт - то есть компания выступает дистрибьютором.

С финансовыми компаниями двояко. Банки против легализации законодательства для финансовых компаний. В открытую это никто не говорит, но банкам это невыгодно. Потому что сейчас все финансовые компании, которые работают на рынке, могут работать только с банками. Банки являются единицей, которая производит финансовые сервисы. Они производители, а все остальные - дистрибьюторы. Когда появятся производители-конкуренты, ситуация будет меняться.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы быть в курсе последних новостей телекома и технологий