В разгар формирования нового состава правительства и.о. министра аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк рассказал корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ о тендерах на зерно Египте, перепроизводстве сахара, урезании бюджетной поддержки и причинах сырного конфликта.

- Вам предлагали занять должность главы Минагрополитики в новом Кабмине?

- На сегодняшний день мне не поступало предложений остаться на должности министра или перейти на другую должность. Сейчас премьер формирует состав Кабинета министров. Мы по-прежнему исполняем свои обязанности.

- Вы сами заинтересованы продолжить работу на посту министра?

- Понятно, что продолжать то дело, которое ты начал, и доводить его до промежуточных логических завершений, очень интересно. Окончательное решение будет за премьером.

- Если подвести краткие итоги деятельности на посту министра, что вы успели, а что не успели сделать?

- Нам удалось минимизировать административное влияние, в частности, на экспорт. Мы существенно увеличили ВВП: он вырос с $205-207 млрд. в среднем до $222 млрд., и это учитывая то, что в этом году урожай зерновых сократился почти на 10 млн. тонн. Нам удалось приостановить падение и нарастить производство молока и мяса, впервые за 20 лет выросло поголовье крупного рогатого скота. Аграрный комплекс показывает позитивный баланс внешнеэкономической торговли и увеличивает поступления в бюджет - ожидается, что в 2012 году поступит около 43 млрд.грн. по сравнению с примерно 32 млрд.грн. в 2011 году.

- Как изменились объемы экспорта сельхозпродукции за этот год?

- За 2012 год мы планируем экспортировать сельхозпродукции на $17 млрд., что примерно на 30% больше по сравнению с 2011 годом ($13 млрд.). Изменилась структура экспорта: раньше у нас экспорт осуществлялся в первую очередь в страны СНГ, в Азию, страны Ближнего Востока и потом уже в ЕС. Сегодня 33% поставок приходятся на страны Азии, 26% - на ЕС и на страны СНГ - только 22%. И это еще до начала действия соглашения о создании зоны свободной торговли с ЕС.

Торговля зерном стала более цивилизованной. Зернотрейдеры поняли, что время, когда они бегали с мешками под комбайны и меняли зерно на деньги, прошло

- Какая отрасль выиграет больше всего от свободной торговли с ЕС?

- Перерабатывающая. Мы будем создавать добавленную стоимость, производя готовую продукцию в Украине. Овощная, мясная, фруктовая, молочная, спиртовая продукция, а также соусы и кетчупы покажут очень высокую динамику развития. Ведь мы работаем над внедрением системы НАССР (система управления безопасностью пищевых продуктов - англ. Hazard Analysis and Critical Control Points; анализ рисков и критические точки контроля, - ред.), уже разработали почти все стандарты, гармонизировав их с европейскими.

- Как меняется ситуация с внутренней торговлей?

- Торговля зерном стала более цивилизованной. Зернотрейдеры поняли, что время, когда они бегали с мешками под комбайны и меняли зерно на деньги, прошло. Теперь торговля переходит на безналичный расчет. Сельхозпроизводитель уже получает достойную цену - три года подряд Аграрный фонд во время уборки выходил на рынок и закупал зерно по высоким ценам. Зернотрейдерам ничего не оставалось, кроме как покупать по такой же цене. Мы также предоставили трейдерам законодательную возможность безбоязненно финансировать производителей по форварду.

- Как вы оцениваете отношения государства и частного сектора на рынке зерна?

- Многим запомнились, и мне в том числе, взаимоотношения на рынке в 2010 году. Тогда мы были вынуждены ввести административные ограничения на экспорт зерна - в Аграрном фонде резервов не было вообще, а низкий урожай вызвал опасения. Но в итоге мы с зернотрейдерами нашли эффективный вариант взаимодействия, два года подряд мы заключаем меморандум: составляем баланс спроса и предложения зерна, совместно прогнозируем объемы экспорта, с учетом обеспечения продовольственной безопасности. Это обеспечивает прогнозируемость на внешних рынках, позволяет избежать финансовых потерь зернотрейдерами, а также ухудшения имиджа министерства.

- Несмотря на это, крупнейший покупатель украинской пшеницы - Египет исключил Украину из списка участников в гостендерах по поставке зерна именно из-за ожидаемого введения ограничений по поставкам. Вы не видите в этом проблему?

- Это нельзя считать исключением Украины из списка участников в гостендерах. Увидев то, что зернотрейдеры не предлагают украинскую пшеницу, Египет исключил Украину из списка участников в январском-февральском тендере. Это закономерно: если у тебя нет продукции, то зачем участвовать в тендере? Ряд зерноторговых компаний завершают поставки в Египет и в декабре.

- Звучат опасения, что Украине будет тяжело восстановить статус надежного поставщика зерна…

- Я разговаривал с министром сельского хозяйства Египта: никаких сложностей не будет. Как только у нас будет пшеница, мы автоматически будем включены в список участников тендеров.
Читайте также интервью: Глава УЗА: Не нужно делать трагедии из решения Египта по зерну)

США, Китай, ЕС, Япония для нас имиджевые рынки. Это позволит нам избавиться от ярлыка, что украинское зерно якобы дешевле потому, что оно менее качественное. Нет уже этого

- Допускаете ли вы, что в Украине весной может быть введен запрет на экспорт кукурузы? Учитывая динамику поставок, предельный объем экспорта (12,4 млн. тонн) будет исчерпан уже через 4 месяца…

- Экспорт кукурузы растет стремительно, и это нас радует. Мы экспортировали 13,5 млн. тонн зерна, из них 5,7-5,8 млн. тонн кукурузы. Понятно, что во второй половине декабря - первой половине января темпы экспорта будут ниже, к тому же погода неблагоприятная. Но уже сегодня мы предлагаем увеличить баланс экспорта. Мы выходим на валовой сбор кукурузы около 21 млн. тонн, а ожидали 18-18,5 млн. Я буду рад, если ее вывезут больше. К тому же сегодня цена на кукурузу на внешних рынках очень привлекательна.

- Уточните, сколько кукурузы Украина сможет поставить в Китай в текущем сезоне?

- Нам в течение трех месяцев удалось пройти все фитосанитарные согласования и по вопросу объемов, и качества. Китай дает нам поставить 2 млн. тонн. Это - пробный объем. Для нас очень важно, чтобы эта партия была качественной, и контракты были выполнены. Мы передали этот объем Украинской зерновой ассоциации (УЗА) с тем, чтобы они сами решили, какие компании будут поставлять кукурузу на китайский рынок. Однако мы будем требовать от нашей фитосанитарной службы более внимательно относиться к партиям, которые будут поставляться в Китай.

- Сложно было договориться с КНР о поставках?

- Был взаимовыгодный интерес. Более того, мы сегодня приступили к процедуре согласования всех разрешительных документов для поставки кукурузы в США. Мы уже получили ответ от американской стороны, что они готовы приступить к процедуре согласования документов. Мы также приступили к согласованию документов для поставки на китайский рынок сои, ячменя и пшеницы. США, Китай, ЕС, Япония - это для нас имиджевые рынки. Это позволит нам избавиться от ярлыка, что якобы украинскую зерновую группу покупают дешевле потому, что она менее качественная. Нет уже этого.

- По поводу поставок кукурузы в США, они ведь сами по себе - крупнейший экспортер этой культуры, зачем им еще и украинская?

- США заявляют, что у них свободный рынок. Возможно, мы будем более конкуретными. Поэтому мы хотим протестировать свое зерно по их требованиям. О конкретных объемах речь пока не идет - пока мы согласовываем качественные и фитосанитарные параметры.

У каждой медали есть две стороны. Объем производства сахара мы нарастили, а внутренний рынок сколько потреблял, столько и потребляет. Цена упала с 11 до 5 грн./кг. Понятно, что для отрасли это катастрофа

- На украинском рынке сахара уже который год перепроизводство. Экспортные возможности ограничены, цены производителей очень низкие. Игроки просто разочаровываются в бизнесе. Как переломить эту тенденцию?

- Вспомните 2010 год, цены на все были катастрофически высокими: сахар - 11 грн./кг, гречка - более 20 грн., овощи тоже дорожали. Тогда первостепенная задача правительства была - любым путем нарастить объемы производства, чтобы стабилизировать внутренний рынок. Мы со своей задачей справились, уже третий год подряд нет резких колебаний цен на овощи, фрукты, мясо, сахар и др. Однако у каждой медали есть две стороны. Объем производства сахара мы нарастили, а внутренний рынок сколько потреблял, столько и потребляет. Цена упала с 11 до 5 грн./кг. Понятно, что для отрасли это катастрофа. Необходимо принимать какие-то решения, и мы их видим.

За 2012 календарный год нам удалось экспортировать 250 тыс. тонн сахара, за 2011/12 маркетинговый год (сентябрь-август) - 400 тыс. тонн. Кроме того, как бы кто не критиковал, я считаю, что и часть сахарной свеклы, и часть кукурузы должна пойти на переработку для производства биотоплива. К тому же в соглашении о создании зоны свободной торговли с ЕС у нас нет ограничений по экспорту биотоплива, нам необходимо производить как минимум 1,2-1,3 млн. тонн топлива только для внутреннего рынка.
Читайте также: Несладкий бизнес. Почему рынок сахара покидают игроки

- Аграрный фонд будет закупать излишки сахара в этом маркетинговом году?

- Не будет. Тот объем, который сегодня есть в АФ, и так превышает все резервные возможности. К тому же мы прогнозировали, что в этом году мы произведем 2 млн. тонн сахара, сейчас мы видим, что произведем 2,2 млн. тонн. Чтобы не было таких резких колебаний, мы постоянно требуем от Минэкономразвития в начале каждого маркетингового года по каждому виду продукции баллансы производства, потребления и экспорта. А сейчас мы работаем без баллансов. Для этого нам необходимо полное взаимопонимание с Минэкономразвития.

Проблемы с сыром, которые у нас были с Россией, будут возникать и с другими странами. Для этого будет много причин: ответственность за качество, защита своего внутреннего рынка

- Почему бюджетную поддержку отрасли АПК на 2013 год так существенно урезали?

- С одной стороны мы видим, что прямые дотации намного сокращены, а с другой - льготы и спецфонды удалось сохранить. Например, был сохранен 1,5%-ый сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства (примерно 1 млрд.грн.). Также сохранен спецфонд по аккумулированию НДС для перерабатывающей промышленности - молочной и мясной - в размере 800 млн.грн. Государство освободило от уплаты НДС сельхозпроизводителей, а это ежегодно порядка 13-14 млрд.грн. Также действует единый налог, который позволяет экономить деньги.

- Будете пробовать вернуть прямые дотации?

- И президент, и премьер-министр говорили, что по результатам первого квартала бюджет на 2013 год будет пересматриваться. Главное - изменить подход к поддержке аграрного сектора, стимулировать строительство семейных ферм, кооперативов, реализации форвардных закупок. Мы уже получили поддержку Минфина в вопросе компенсации процентов по кредитам не только крупным компаниям, но и мелким фермерам.
Читайте также: Аграрии раскритиковали проект госбюджета-2013

- Какие направления будут приоритетными при пересмотре бюджета?

- Наша задача - увеличить объемы финансирования лизинга, кооперативов, расходов на селекцию в животноводстве, а также на частичную компенсацию строительства ферм всех видов.

- В 2012 году было немало скандалов с торговыми запретами, в первую очередь сырный конфликт с Россией, запрет на импорт молочных продуктов. Как складываются отношения сегодня?

- Торговля сельхозпродукцией и продуктами питания - это самое зарегулированное направление и в развитых, и в развивающихся странах. Поэтому такой сильный контроль оправдан. Проблемы с сыром, которые у нас были с Россией, будут возникать и с другими странами. Для этого будет много причин: ответственность за качество, защита своего внутреннего рынка. Посмотрите на наши торговые отношения с Россией по мясу: одни предприятия открываются, другие закрываются. Кто-то расслабился, кто-то уменьшил контроль, кто-то перешел черту допустимого экспорта. Это - рабочий процесс, который будет продолжаться постоянно.