Гендиректор Бунге: Об улучшении бизнесу в Украине говорить рано
В конце августаодин из крупнейших мировых зернотрейдеров - американская компания Bunge заявила об очередной инвестиции в украинскую экономику. Bunge инвестировала в развитие инфраструктуры Николаевского порта $280 млн. До конца 2018 года компания планирует вложить в порт еще $30 млн. Это третий крупный инфраструктурный проект, который будет реализован Bunge на территории Николаевского порта. Он предусматривает повышение проектной мощности уже построенного завода, что позволит увеличить экспорт до 400 000 т в год.
После презентации и подписания меморандума по новому инвестпроекту LIGA.net в блиц-интервью распросила генерального директора Бунге Украина Дмитрия Горшунова о том, какие сложности возникают у иностранной компании при работе в Украине и чего ждать украискому АПК и инфраструктуре от Bunge.
ПОЛЕЗНЫЕ ДАННЫЕ
Bunge была основана в 1818 году в Амстердаме, в настоящее время главный офис компании находится в Уайт Плейнс, Нью-Йорк, США. На украинский рынок компания пришла в 2002-м, купив компанию Cereol. В Украине компании принадлежит дочернее предприятие с иностранными инвестициями Сантрейд (один из крупнейших зернотрейдеров Украины); пять зерновых элеваторов в Одесской, Днепропетровской, Кировоградской и Винницкой областях и предприятие с иностранными инвестициями Днепропетровский маслоэкстракционный завод, на котором осуществляется экстракция, рафинация и бутилирование масла под торговой маркой Олейна. Суммарные инвестиции компании в Украину за 15 лет работы достигли $500 млн.
- Исходя из описания проекта, Бунге намерена создать в Николаевском порту практически вертикально интегрированную переработку масличных культур. С чем связана необходимость реализации такого проекта?
- Речь идет скорее о создании производственно-логистического комплекса, направленного на высокоэффективную переработку и обслуживание украинской сельскохозяйственной продукции с целью дальнейшего экспорта. Сейчас наши инфраструктурные объекты в Николаеве объединяют современный зерновой терминал и маслоэкстракционный завод, производящий такие продукты с добавленной стоимостью, как растительное масло, шрот, лецитин.
Поэтому мы стремимся к тому, чтобы не только эффективно производить продукцию с более высокой степенью переработки, но и полностью логистически обслуживать ее экспорт. Проект в первую очередь направлен на повышение эффективности уже существующих производственных мощностей. В целом мы бы хотели видеть дальнейшее развитие Николаевского порта по кластерной концепции, и нужно сказать, что прилагаем немалые усилия для достижения этой цели.
- Могли бы вы очертить, до какой отметки после запуска проекта увеличатся емкости по хранению масла, шрота, а также как планируете расширить (в цифрах) мощности МЭЗа?
- Мощности по производству продукции, ее накоплению и перевалке должны быть сбалансированны. На данный момент важным для компании является создание достаточных мощностей по хранению производимого заводом масла, которые планируем увеличить на 20 000 т. После чего мы сможем рассматривать вопрос об увеличении производственной мощности маслоэкстракционного завода.
- Вы также планируете проложить трубопровод на причале. Есть ли уже подобные технологии в Украине? Насколько трубопровод удешевит логистику от терминала на корабль?
- Подобных проектов в Николаеве и Украине огромное множество. Доступ к погрузке маслоналивных судов на еще одном причале позволит нашей компании увеличить объемы экспорта и, как следствие, повысить поступления валютной выручки в страну и доходы Администрации морских портов Украины от портовых сборов.
- Для реализации проекта необходимо $30 млн. Это собственные или заемные средства? Как скоро Бунге планирует их окупить?
- Бюджеты предстоящих проектов будут во многом зависеть от того, насколько быстро мы сможем их согласовать и утвердить, насколько будет реализована задекларированная в меморандуме поддержка государства. Соответственно, от этого будет во многом зависеть и окупаемость проектов.
Читайте также - Конкурент Roshen: Мы не ощущаем давления со стороны Порошенко
- На реализацию предыдущего вашего инвестпроекта в Украине ушло три с половиной года. Нынешний вы планируете завершить до конца 2018-го. Значит ли это, что в Украине стало легче работать, как-то изменились правила ведения бизнеса?
- О существенных условиях улучшения ведения бизнеса в Украине говорить еще рано. Однако наш меморандум является небольшим шагом в эту сторону.
- Как сегодня обстоят дела с возмещением НДС?
- Мы наблюдаем прогресс по сравнению с тем, как возмещение происходило ранее, особенно после внедрения электронной системы возмещения НДС. С введением данной системы НДС начали возвращать регулярно и вовремя, однако остается вопрос полноты такого возмещения. Поэтому в целом мы считаем электронную систему возмещения НДС правильной, если она сможет выполнить те цели, для которых и создавалась, а именно - побороть махинации в возмещении НДС и, как результат, привести к своевременному, полному и прозрачному его возврату.
Система блокировки регистрации налоговых накладных проработала в тестовом режиме три месяца и с 1 июля была запущена полноценно. Первое возмещение будет в сентябре, и мы следим за тем, как это будет происходить.
Однако серый рынок по-прежнему находит лазейки для схем по возмещению НДС, риски которых в конечном итоге перекладываются на экспортеров. Решение данной проблемы требует немедленного вмешательства государства с целью поиска совместно с бизнесом путей борьбы с серым рынком, доля которого все еще остается весьма высокой. Существование серого рынка значительно снижает инвестиционную привлекательность Украины, поскольку прозрачный законопослушный бизнес не может на нем конкурировать.
- Сейчас довольно часто на бизнес происходят нападки налоговых органов и СБУ. Не брезгуют и обысками в офисах транснациональных компаний. Не было ли прецедентов и изъятий серверов, как у конкурента РисОйл, например? Как складываются отношения Бунге с силовиками и налоговиками?
- Отношения, как и у всех, складываются напряженно, но с откровенным беспределом мы не сталкивались.
- Во время нашего предыдущего общения речь шла о том, что есть некоторые нерешенные вопросы по части Мининфраструктуры. В частности, упоминалась аренда причалов, тарифы на их использование. Изменилась ли ситуация сегодня?
- Ситуация существенным образом не изменилась. Данный вопрос по-прежнему находится на этапе урегулирования. Мы считаем, что ключ решения находится в плоскости соотношения баланса государственных и частных интересов при неукоснительном соблюдении сторонами законов Украины и недопущении их произвольного трактования.
Читайте также - Агрополитика по-украински, или О чем говорят зернотрейдеры
- Если говорить о показателях Бунге в Украине, как вы завершили маркетинговый год и какие ожидания по объемам на нынешний сезон? Каковы результаты терминала и завода? Удовлетворены ли вы ими? Ведь, согласно отчету, глобально Bunge в первом полугодии 2017-го заработала $128 млн чистой прибыли, что на 64% меньше показателя аналогичного периода в 2016 году.
- Результаты финансового года в Украине отвечают нашим ожиданиям, и в целом можно сказать, что запланированные показатели были достигнуты.
- Каковы ваши прогнозы в отношении текущего урожая? Ожидаете ли дефицит семечек и рост цены на сырье, а следовательно и на продукт?
- Урожай семян подсолнечника мы ожидаем на хорошем уровне. Возможно, чуть ниже в сравнении с рекордным урожаем прошлого года. Однако дефицит подсолнечника сохранится в силу высокого спроса на сырье со стороны переработчиков.
- Не подъедают ли конкуренты долю Олейны? Ведь сегодня на рынке довольно агрессивно ведут себя отечественные Кернел Андрея Веревского, тот же МХП Юрия Косюка.
- Необходимо отметить, что никто не счастлив от того, что происходит на рынке рафинированного масла. Брендированная продукция поступает в основном в торговые сети. Традиционная же торговля - магазины у дома и рынки - наполнена продукцией с серого рынка, с которой ни Бунге, ни Кернел или другие производители конкурировать просто не могут. Отрицательное влияние на результаты в продовольственном сегменте по рафинированному и бутилированному маслу оказывает также сокращение населения Украины.
- В прошлый раз вы не рассказали о ближайших инвестпланах Бунге, но вот уже спустя год мы видим, что инвестиции буквально текут рекой. Можете ли поделиться, что еще хотели бы построить в Украине и во что готовы инвестировать в ближайшие годы?
- Говорить о том, что инвестиции текут рекой, наверное, не совсем правильно. С одной стороны, успешная работа зернового терминала и запуск маслоэкстракционного завода дают предпосылки для формирования компанией планов по дальнейшему развитию, которые в первую очередь связаны с увеличением нашего присутствия в Николаевском порту, на что и направлен подписанный меморандум.
Однако на дальнейшее вложение денег в экономику страны мы смотрим достаточно взвешенно, и во многом это зависит от эффективности проведения задекларированных государством реформ, реальной борьбы с коррупцией и серым рынком. Bunge присутствует более чем в 35 странах мира, мы работаем на глобальных рынках, поэтому штаб-квартира тщательно думает над тем, в какие проекты и в какие страны инвестировать и где наши инвестиции будут максимально защищены. Что касается Украины, то дальнейшие наши инвестиции могут быть направлены на развитие речной логистики и внутренних элеваторов.