Торгуют все. Кто выиграет от отмены оптовых лицензий виноделам
9a43b39585ecdd1687b90e6da0d4e712.jpg

На прошлой неделе украинский парламент либерализовал правила игры на винодельческом рынке, отменив лицензию на оптовую продажу алкоголя для небольших производителей.  

Один из инициаторов законопроекта - депутат от БПП Андрей Вадатурский поясняет, что если для крупных компаний 500 000 грн (стоимость оптовой лицензии. - Ред.) в год не является большой суммой, то для местных производителей вина это большие издержки. "Это делает конкуренцию неравной. Крупные производители платят по этой лицензии 2-9 коп с бутылки, а мелкие производители должны платить до 70 грн с бутылки", - пояснил он. По словам Вадатурского, закон позволит возродить местное виноделие, увеличить объемы производства небольших компаний. 

ЛІГА.net выясняла, поможет ли отечественному виноделию такое решение и почему оно принято только сейчас.

Читайте также: Вино и налоги: почему производителям вина грозит до 10 лет

Череда винных скандалов

Вопрос отмены оптового лицензирования для мелких терруарных виноделен остро встал летом прошлого года, когда ГФС по подозрению в мошенничестве арестовала оборудование и более 20 000 литров вина у французского винодела Кристофа Лакарена, который работает в Шабо Одесской области. По мнению налоговиков, француз и его жена "организовали незаконное производство вина и пытались продать большие объемы без лицензии и уплаты налогов". Лакарен обвинения не единожды опровергал. По его мнению, причина конфликта - желание отобрать арендованные им земли: "Наши земли находятся в двенадцати минутах езды от пляжа, что обостряет конфликт".

Лакарен даже обратился за помощью к местным властям. В январе текущего года глава Одесской ОГА Михаил Саакашвили встал на защиту француза-винодела. А позже даже инициировал проведение Первого национального винодельческого форума в Киеве, на который, к слову, не приехал. Губернатор пообещал расследовать случившееся и защитить интересы виноделов и других представителей бизнеса от своеволия налоговиков. Сейчас Лакарен работает и рассказывает, что продолжает производить вино, однако продавать его до отмены лицензий не мог.

Подобная история произошла и в Очакове Николаевской области с собственником Beykush Winery Евгением Шнейдерисом. Налоговики изъяли у производителя 2 800 дал вина общей стоимостью 4,6 млн грн и оборудование на сумму 7,6 млн грн. Beykush Winery обвиняют в присвоении 394 650 грн госсредств и незаконном производстве и реализации алкоголя. Пока идут судебные разбирательства, производство компания так и не возобновила. "С точки зрения законодательства Женя (Шнейдерис. - Ред.) нарушил все, что только можно нарушить. У него не было лицензии ни на производство (стоит 780 грн единоразово), ни на розничную (8 000 грн) и оптовую (500 000 грн) торговлю вином", - говорит один из собеседников ЛІГА.net, знакомый с ситуацией в отрасли.

Шнейдерис же факт торговли вином отрицает. "Ни один, ни второй следственный орган не предъявили мне зафиксированных фактов продажи. Они лишь оперируют фактом, что у нас на сайте был размещен интернет-магазин. Ну да, был магазин. И что?" - пожимает плечами предприниматель.

Эти случаи громкие, но далеко не единственные. "У нас компании, которая имеет пару десятков гектаров (виноградников. - Ред.), чтобы заплатить за лицензию, нужно заложить все активы, взять кредит в банке и заплатить за один год. А на второй год объявить себя банкротом ", - говорит фермер из села Шабо Александр Яровой. 

Эксперты утверждают, что такая практика ведения винодельческого бизнеса достаточно распространена среди виноделов. "Практически никто из мелких виноделов Закарпатья не имеет лицензии на производство вина, все делают как бы для себя", - отмечает глава Ассоциации сомелье Украины Дмитрий Сидоренко.

Читайте также: Алкоголь ночью: АМКУ оспорит решение Киевсовета

Хотели как лучше, а будет как всегда

Пока небольшие виноделы радуются защите своих интересов и легализации торговли терруарной продукцией, крупные винодельческие холдинги негодуют, опасаясь ухода рынка вина в тень. "На фоне всеобщей радости по поводу отмены лицензии на оптовую торговлю умалчивается ряд серьезных рисков, которые несет принятый документ. Фактически закон дает зеленый свет наполнению рынка фальсифицированным алкоголем, так называемыми медовыми напитками, производители которых освобождаются от уплаты 500 000 грн", - рассказывает глава отраслевой ассоциации Виноградари и виноделы Украины Вячеслав Пономарев.

Поддерживают его и представители крупных винодельческих компаний. "В Украине отсутствует какое-либо четкое регулирование, касающееся "медовых напитков". Аналогичная ситуация с возможностью тестирования продукта на натуральность", - поясняет топ-менеджер винодельческого предприятия на условиях анонимности.

Также, добавляет Пономарев, благодаря принятому закону вводится терминология, содержащая внутреннее противоречие. "Речь идет о применении к плодово-ягодным напиткам, плодово-ягодному и медовому сырью слова вино (виноматериалы), которое в Европе, да и во всем мире, применяется исключительно для определения продукции виноградного происхождения", - говорит он.

Читайте также: Акцизный старт. Алкоголь и сигареты снова дорожают

По словам топ-менеджера крупного алкогольного холдинга, пожелавшего не афишировать свое имя, отмена лицензии принесет послабление в работе лишь нескольким производителям. "Освобождение от уплаты 500 000 грн касается тех предприятий, которые имеют мощности для переработки винограда, то есть предприятие может закупать виноград у других хозяйств, но не имеет права приобрести уже готовый виноматериал", - отмечает он. Пономарев добавляет, что виноделие Украины разделено на два направления: производство виноматериалов с одной стороны и вина - с другой. По данным АВВУ, виноградников, принадлежащих населению, а не виноградарским хозяйствам, насчитывается около 12 000-15 000 га. А это треть всех площадей. Такое распределение позволяет виноградарским хозяйствам воспользоваться упрощенной системой налогообложения в аграрном секторе. Поэтому практически все производители вина в Украине юридически и структурно разделяют процессы на производство сельскохозяйственной продукции (виноград и виноматериалы) и производство алкоголя (вино). "Таким образом, производитель, чтобы воспользоваться правом не платить за лицензию, будет вынужден объединить эти два технологических процесса в один и работать по общей системе налогообложения как производитель алкоголя. И в этом случае не имеет значения, это предприятие микровиноделия или компания-гигант", - говорит глава АВВУ. 

Возникает вопрос: принесет ли дерегуляция в отрасли такое желанное упрощение для всех? Крупные производители продолжают настаивать на том, что правила игры на рынке должны быть одинаковыми для всех вне зависимости от масштабов бизнеса.

Читайте также: Партийная взаимовыручка. Футболисты и пивовары разыграли мировую