Отдать своим. Кому российская Транснефть продала украинскую трубу
До начала агрессии России против Украины по трубопроводу ежегодно поставлялось 20-25% (до 1 млн тонн) российского дизтоплива в страну. Приблизительно такие же объемы шли транзитом через Украину в Венгрию. С конца апреля 2014 года нефтепродуктопровод был остановлен в связи с российским эмбарго на поставку ДТ в Украину. При этом в трубе осталось до 100 000 тонн топлива стоимостью около 1,5 млрд грн.
Продажа ПрикарпатЗападТранса - не первый случай, когда российский бизнес оформляет активы в Украине на компании, зарегистрированные в западноевропейских юрисдикциях, чтобы избежать проблем. К примеру, сразу после начала войны на Донбассе в 2014 году Лукойл объявил о "продаже активов" в Украине австрийской AMIC Energy.
Но если ситуация с Лукойлом выглядит как попытка сохранить бизнес под вывеской европейских инвестиций, то случай с Транснефтью похож на реальную сделку со сменой собственников. При этом новые бенефициары нефтепродуктопровода имеют украинские корни.
ЛІГА.net выяснила, кто стал новым владельцем трубы и сколько можно зарабатывать на прокачке топлива.
Спорный актив
Система нефтепродуктопроводов протяженностью 1433 км с середины 1990-х годов является спорным активом между Россией и Украиной. Труба была построена в середине прошлого века и в 1988-м передана в собственность РСФСР. После распада Союза и образования независимых государств собственником трубопровода стала Россия в лице оператора нефтетранспортной системы РФ - госкомпании Транснефть.
Свои права на нефтепродуктопровод Украина предъявила в 1995 году. Тогда между правительствами двух стран было подписано соглашение о необходимости определения правового статуса актива. С тех пор состоялось порядка десяти заседаний украинско-российских межправительственных комитетов и подкомитетов по этому вопросу, но решение так и не было принято.
В итоге дело застряло в судах. После начала агрессии России в Украине судебные споры активизировались. В ноябре 2014 года Ровенский апелляционный хозяйственный суд вернул в государственную собственность 1 433 км нефтепродуктопроводов. Сейчас рассмотрение дела находится на уровне Высшего хозсуда.
После проигранного суда в декабре 2014 года Транснефть заявила о намерении продать свой украинский актив.
Как один из потенциальных покупателей рассматривался тот же Лукойл, о чем лично объявил глава нефтяной компании Вагит Алекперов в письме Владимиру Путину.
Но в итоге новым владельцем нефтепродуктопровода стала малоизвестная компания из Швейцарии International Trading Partners AG, которая до этого не была замечена в топливном бизнесе.
В августе 2015 года Федеральный антимонопольный союз (ФАС) объявил, что именно эта структура подала в Антимонопольные органы РФ ходатайство о приобретении 100% акций компании Юго-Западное акционерное общество трубопроводного транспорта нефтепродуктов (входит в структуру Транснефти). Дочерняя структура этой компании - ПрикарпатЗападТранс - является юридическим владельцем украинского нефтепродуктопровода.
В официальном сообщении ФАС отмечается, что International Trading Partners AG "находится под контролем гражданина Федеративной Республики Германии Анатолия Шефера".
Впрочем, Шефер предположительно номинальный владелец компании. В швейцарских реестрах он и вовсе числится только директором International Trading Partners AG. О других крупных бизнес-успехах Шефера в интернете нет никаких упоминаний, а сама швейцарская компания нефтяным бизнесом ранее не занималась.
Кто в реальности стоит за загадочной швейцарской структурой, можно проследить с помощью открытых источников.
Российский след
Вместо торговли нефтепродуктами в 2013-2015 годах International Trading Partners осуществляла экспортно-импортные операции с украинскими компаниями. Это можно отследить с помощью Единого реестра судебных решений.
Так, согласно тексту решения Киевского апелляционного административного суда, два года назад швейцарская компания заключила несколько внешнеэкономических контрактов на поставку товаров без ввоза на таможенную территорию Украины с киевской Северо-Восточной добывающей компанией (СВДК).
Такие операции привели к нарушению порядка расчетов в иностранной валюте, за что СВДК и International Trading Partners попали под санкции Минэкономики.
Уже после этого Северо-Восточная добывающая компания появилась на страницах украинских СМИ в связи с другими операциями, вызвавшими вопросы у правоохранителей. СВДК является одним из фигурантов уголовного производства Государственной фискальной службы от 22 декабря 2015 года. В этом же деле фигурирует крупнейший в стране дистрибьютора табачных изделий, торговая компания Мегаполис-Украина.
По данным Экономической правды, Мегаполис на украинский рынок привел пророссийский политик Виктор Медведчук. Сама компания отрицает какие-либо связи с Медведчуком. "Мегаполис-Украина не имеет и не имел никакого отношения к Виктору Медведчуку", - рассказал в интервью ЛІГА.net директор компании Иван Бей. Сам Медведчук в упомянутой публикации ЭП также отрицает свою причастность к Мегаполису.
Официально владельцем табачного монополиста до начала агрессии РФ считался российский олигарх Игорь Кесаев, который также владеет российским производителем оружия - заводом им. Дегтярева - и возглавляет благотворительный фонд Монолит, спонсирующий ветеранские организации ФСБ.Как утверждается в материалах упомянутого расследования ГФС, якобы служебные лица Мегаполиса в 2014-2015 годах перечислили более 1 млрд гривень под видом финансовой помощи семи компаниям с признаками фиктивности (см. скан ниже), среди которых - СВДК. Отметим, что это только версия следствия.
Для рассматриваемой сделки (покупка трубопровода) важно, что среди этих семи структур числится Северо-Восточная добывающая компания - единственный украинский контрагент International Trading Partners.
Причем здесь СДПУ(о)
Анатолий Шефер помимо должности в International Trading Partners AG числится директором еще одной компании из Швейцарии - ITC Industry Trading Company SA.
О деятельности этой торговой фирмы также нет практически никаких данных. Как и в случае с International Trading Partners, единственное упоминание о ней касается сомнительных операций с украинскими структурами.
Согласно тексту решения Львовского административного суда от 15 сентября прошлого года, ITC Industry в 2013-2014 получила от украинской компании МБК Агротехника $5,7 млн предоплаты за поставку в Украину зерновых культур. При этом физических поставок товара от швейцарской компании на таможенную территорию Украины осуществлено не было.
Такие же операции по выводу валюты из страны МБК Агротехника провела с еще целым рядом структур. При этом для ITC Industry украинский агротрейдер является единственным контрагентом. Таким же, как СВДК для International Trading Partners.
Примечательно, что собственниками МБК Агротехника являются Вячеслав Черепаня, Ян Марченко и Богдан Козак. Небольшими долями также владеют Павел Костенко и Андрей Борщевский. У всех у них солидный послужной список.
Черепаня работает многолетним помощником выходца из СДПУ(о), депутата от Оппозиционного блока Нестора Шуфрича. Он также представляет его интересы в наблюдательном совете крупнейшей частной газодобывающей компании Нефтегаздобыча.
Ян Марченко трудится помощником народного депутата от Оппоблока Тараса Козака, экс-руководителя Львовской таможни. Брат Тараса Козака - Богдан - является третьим главным учредителем МБК Агротехника.
Братьев Козаков, Черепаню и Шуфрича объединяет одна важная деталь - тесное знакомство с Виктором Медведчуком.
Тарас Козак работает заместителем главы Центра Правовое государство, руководителем которого является Виктор Медведчук. Богдан Козак - бизнес-партнер младшего брата Медведчука - Сергея. Им принадлежит компания Керамбуд, добывающая песок во Львовской области. На одного из партнеров Черепани, по данным издания НашіГроші, оформлена часть недвижимости в Симеизе, приписываемой Виктору Медведчуку.
Но и это еще не все. Кроме двух швейцарских компаний, директором которых работает Анатолий Шефер, у МБК Агротехника и СВДК совпадают и другие контрагенты по бестоварным операциям.
Это компании Сoscotex Resources LP, Rowfield Capital A.S., Olfanura Export LLP. На счета этих структур от МБК Агротехника и СВДК перечислялись миллионы долларов за продукцию, которая в итоге так и не была поставлена в Украину.
Такое стечение обстоятельств наталкивает на предположение о том, что МБК Агротехника и СВДК имеют одних и тех же реальных собственников, а новый владелец единственного в Украине нефтепродуктопровода - компания International Trading Partners - использовалась для перечисления валюты из страны.
Дальше - больше. Северо-Восточная добывающая компания также специализируется на экспорте мясных изделий в Россию. В 2015 году основным покупателем этой продукции стала московская компания НЕКСТ, основателями которой являются Семен Кацман и Александр Зыбинов.
Компания НЕКСТ также фигурирует в расследовании СБУ о финансировании ДНР как получатель средств от украинской ООО Компания Зевс ЛТД за поставки мяса на неподконтрольные территории.
Кроме того, Семен Кацман и Александр Зыбинов являются основателями московской компании Русснефтедобыча, которая 30 сентября подписала с государственной Укринтерэнерго контракт на поставки 200 000 тонн угля из России.
Согласно расследованию Украинской правды, одним из основных кураторов поставок угля из России и/или ДНР-ЛНР является именно Виктор Медведчук.
В чем бизнес
Сам нефтепродуктопровод простаивает с конца апреля 2014 года, когда Россия ввела эмбарго на поставки в Украину топлива, которое может быть использовано для военных нужд.
"Тем не менее ценность актива остается высокой, - говорит аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко. - В трубопроводе законсервировано от 70 до 100 000 тонн дизельного топлива, стоимость которого можно оценить в 1,5 млрд гривень".
Если новые владельцы используют свои связи в России и работа трубопровода будет возобновлена, выручка от поставок топлива будет приносить солидные деньги.
"Покупка нефтепродуктопровода означает, что новый собственник может возобновить контракт на транзит около 1 млн тонн дизельного топлива в Венгрию. Также потенциально труба может транспортировать до 1,5 млн тонн ДТ для внутреннего рынка, - добавляет директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн. - При хорошем стечении обстоятельств только прокачка может приносить около $50 млн дохода в год".