Будущее ДТЭК и Укрнафты: Основные тезисы из интервью Демчишина
6c3219c11a5ddf66423e2552747d222f.jpg

Министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин дал большое интервью изданию Украинская правда. ЛІГАБізнесІнформ выбрала самые важные моменты из интервью главного энергетика страны.

О конфликте с ДТЭК

"С ДТЭК у министерства отношения очень простые. Мы говорим: "Коллеги, давайте работать на рыночных условиях и прозрачно". Они отвечают: "Мы так и делаем, только себестоимость угля раскрывать не будем", - рассказал Демчишин. - Ключевая проблема в том, что в ДТЭК весь заработок именно на угле - там, где у компании фактическая монополия. Где легко эти деньги спрятать".

Министр подчеркиивает, что ДТЭК сейчас фактически монополист на рынке угля, а государство должно контролировать монополии.

"В некоторых странах - монополиям предписывают продать часть активов, в других странах - определяют уровень доходности, - говорит министр. - В течение последних шести месяцев мы обсуждали видение стратегии развития отрасли и роль ДТЭКв этом. Более того, неоднократно предлагали выбрать приоритетный вариант контроля монополии.

Но они так не хотят. Они хотят, чтобы все было, как раньше: когда можно назначить лояльного министра и руководителя НКРЭ - а те принимали бы выгодные компании решения".

В случае если ДТЭК решит продать часть активов, покупатели найдутся, считает Демчишин.

"Вы посмотрите на маржинальность их бизнеса, которую они показывают международным кредиторам. Даже при прошлогодних валютных рисках, у них EBIDTA только по энергетике составила 12 миллиардов гривен за прошлый год", - рассказал он.

"Вы посмотрите на маржинальность их бизнеса, которую они показывают международным кредиторам. Даже при прошлогодних валютных рисках, у них EBIDTA только по энергетике составила 12 миллиардов гривен за прошлый год

Кроме того, такой шаг поможет ДТЭКу рассчитаться с кредиторами.

"Они скупили множество… Кроме этого, ДТЭК финансировал строительство Ботиевской ветровой станции на сумму более $200 млн, а также приобретал нефтегазовые активы на сумму более $500 млн. При этом все приобретения - за счет заемных средств. А долги необходимо обслуживать и погашать, - говорит министр. Также, более существенные суммы выплачены в виде дивидендов, на которые приобретались и финансировались прочие неэнергетические активы. В такой ситуации возможным вариантом как раз и является продажа части активов. Это позволит расплатиться с долгами, и сконцентрироваться на приоритетных сегментах, в которых у них большой опыт".

О подписании с контрактов на импорт электроэнергии и поставок в Крым.

Демчишин признает, что обозначения Крыма как Крымского федерального округа в одной из версией контракта на импорт электроэнергии из России появилось в результате оплошности.

"Подписание договора готовилось в крайне сжатые сроки, ведь была поставлена важнейшая задача: срочно решить проблему веерных отключений до конца года", - сказал он, отметив при этом, что непосредственно не присутствовалв подписании договора

Министр подтвердил, что на этапе подготовки контракта, рассматривалась возможность привлечения посредников. "О конкретных предприятиях речь не шла, вариант привлечения кого-то рассматривался, чтобы мы не вели никакой хозяйственной деятельности с Крымом. Один из аргументов - чтобы не попасть под санкции, - говорит Демчишин. - Но потом, когда начали разбираться, поняли, что на самом деле любой посредник только усложняет процесс расчетов с конечными потребителями",.

О приватизации в энергетике и забастовках шахтеров

"Мы планируем отдать предприятия (угольные, - Ред.) в управление, понимая, что просто не можем больше их содержать, особенно зная о необходимости увеличения военных расходов, - рассказал министр.

По его мнению, течение двух-трех лет угольная отрасль может полностью отказаться от дотаций из государственного бюджета. "На самом деле, мы и в текущем бюджете ее не имели: была только статья на ликвидацию и реорганизацию - полтора миллиарда. Но по сравнению с предыдущим годом, где было 11 миллиардов поддержки из бюджета, это очень мало", - отменил Демчишин.

Он добавил, что шахтеры сейчас бастуют из-за задолженностей по зарплате. "Проблем тут несколько. Во-первых, нет сбыта, ведь уголь газовой группы - в избытке. Во-вторых, за уголь и произведенную из него электроэнергию тоже не рассчитываются. Ведь у нас, кроме обнуления дотаций, еще война на Востоке и потребители, которые уверены, что могут не рассчитываться".

По поводу приватизации Центрэнерго, Демчишин сообщил, что если правильно подготовиться к продаже, то можно провести сделку, по доходам и публичности сопоставимую с продажей "Криворожстали" Arcelor Mittal, даже в нынешних условиях.

Если правильно подготовиться к продаже, то можно провести сделку по продаже Центрєнерго по доходам и публичности сопоставимую с продажей "Криворожстали" Arcelor Mittal. Даже в нынешних условиях.

Об ситуации а зоне АТО

"Мы будем покупать уголь только у тех, кто перерегистрировался, кто платит налоги на украинской территории, и кто работает в украинской банковской системе… С боевиками никакого контакта и диалога в этом вопросе нет, - утверждает министр. - "Центрэнерго" вывозит где-то по 5-7 тысяч ежесуточно. ДТЭК - думаю, что тоже не меньше. Объемы ведь разные каждый день, все зависит от ситуации".

Демчишин сообщил, что решение не платить средства электростанциям в зоне АТО не является политическим.

"Это вопрос экономической целесообразности. На оккупированной территории только 30-35% потребителей платят за электроэнергию. До тех пор, пока за потребленную электрику не будут платить, я не вижу смысла финансировать ТЭС, которые работают на выделенный регион без перетока на контролируемую правительством территорию, - говорит он. - Если в любом городе, не важно где, мне клиент не платит, я же его отключаю. Не за то, что они "сепаратисты" - а за неуплату".

Об Укртранснафте и Укрнафте

"Мы объявим конкурс (по главе Укртранснафты, - Ред.), и в ближайшее время назначим нового руководителя, который будет независимым. Проведем финансовый и технический аудиты, а также дадим возможность всем заинтересованным в услугах этой компании работать с ней", - говорит Демчишин.

По Укрнафте министерство проводит проверку деятельности компании, говорит министр.

"Мы на каком-то этапе договорились, что сначала получим всю информацию о деятельности компании. Есть некое понимание, что официально, может быть, не в полной мере показана выручка Укрнафты, - отмечает он. Соответственно, прибыль и дивиденды, которые выплачивались, могут быть занижены. Но вся история требует тщательного изучения с нашей стороны. И мы с ней обязательно разберемся".