Контрабанда топлива: бизнес борется эффективнее, чем государство
f29ced7a7a566642fead23e38f958600.jpeg

На прошлой неделе народный депутат от фракции Народный фронт, бывший замглавы СБУ Андрей Левус написал статью о контрабанде топлива в Украину и направил по этому поводу запрос в Генеральную прокуратуру.

О том, что прежние схемы нелегальных поставок нефтепродуктов (известные как "схемы Курченко") после смены власти в стране не поменялись, ЛІГАБізнесІнформ писала еще весной прошлого года. Тогда власть отреагировала на публикации в СМИ: в портах на юге Украины были проведены обыски, и на время контрабанда если не исчезла, то существенно сократилась. Но спустя месяц все вернулось на свои места. Около 20% морских поставок бензина и дизтоплива в Украину по-прежнему приходится на контрабанду.

ЛІГАБізнесІнформ выяснила, сколько теряет бюджет из-за нелегального ввоза нефтепродуктов, в чем интерес бизнесменов, дружественных Народному фронту, и с чем связан новый всплеск активности политиков в отношении старых контрабандных схем.

Устойчивые схемы

В прошлом году из всего объема импорта нефтепродуктов на морские поставки пришлось около 12% (390 000 тонн бензинов и 570 000 тонн дизельного топлива). Топливо импортировалось в Украину из Греции, Болгарии, Израиля и других стран.

Кроме легальных поставщиков поставками через порты занимаются небольшие фирмы-однодневки. Именно к ним большего всего претензий.

Как сообщил ЛІГАБізнесІнформ сотрудник Южной таможни, попросивший не называть его имя, в марте через морские порты нефтепродукты завозило в частности ООО Прайтекс. Компания была зарегистрирована в Киеве в октябре прошлого года с уставным фондом 100 грн. Собственником компании значится некий Максим Богдан.

В прошлом месяце через порт в Очакове Прайтекс поставила 680 тонн дизельного топлива и 2 500 тонн бензина А-95. Еще около 2 500 и 1 500 тонн дизельного топлива Прайтекс разгрузила в портах Измаила и Скадовска соответственно.

Какие вопросы могут быть к молодой компании, подобной Прайтексу? Поставка нефтепродуктов морским транспортом является дорогостоящей и поставлять мелкие партии через порты невыгодно: как только появляется такая "мелочь" - это сразу вызывает подозрения. "Чтобы такой бизнес был рентабельным, топливо выгодно ввозить крупными партиями 5 000-10 000 тонн, - говорит аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко. - Если компания декларирует маленькие партии завезенного продукта, есть сомнения в том, что это весь объем реальных поставок".

"Схемы нелегального ввоза топлива в Украину не меняются, - объясняет директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн. - В нейтральные воды заходит танкер с нефтепродуктами до 5 000 тонн, но из этого объема растаможивается от 300 до 500 тонн. Впоследствии по этим документам разгружается весь объем".

В марте-феврале маленькие объемы импорта топлива декларировали также днепропетровская Нафтахимтрейд (1 000 тонн), николаевская Сармат Ойл (4 000 тонн) и киевская Митгард (1 000 тонн). Все поставки осуществляются через порты в Очакове, Измаиле, Николаеве, Килии и Скадовске.

4534.jpg

"Разгрузка топлива с барж идет прямо в бензовозы, и после этого все сливается сразу на заправочные станции в Одесской, Николаевской и Херсонской областях, - рассказал ЛІГАБізнесІнформ руководитель одного из крупных нефтетрейдеров. - Поэтому посчитать реальный объем контрабанды сложно, но в среднем это от 10 000 до 15 000 тонн в месяц".

Убытки государственного бюджета от такого объема контрабанды более чем существенны. С контрабандного топлива не платится НДС в размере 20% и акциз - €100-202/тонна. Таким образом, с каждой тонны контрабандного бензина государство недополучает около 10 000 грн, и 6 500 грн - с тонны дизтоплива. В месячном исчислении убытки могут составлять от 65 до 150 млн грн.

Внезапный фронт

Из-за нелегального ввоза нефтепродуктов недополучают прибыль легальные крупные игроки, которые работают вбелую. Поскольку контрабандное топливо реализуется на рынке по цене на 1 000-2 000 грн/тонна ниже средней, то легальные поставщики со своими ценами не могут конкурировать с контрафактом. 

Легальных поставщиков в регионе не так много: Сокар Энерджи (принадлежит азербайджанской Socar), Вог Ритейл Игоря Еремеева и Степана Ивахива, компания Райз (контролируется Олегом Бахматюком). 

Эти и ряд других компаний занимаются крупно- и мелкооптовой торговлей в южных областях Украины достаточно давно. Но две недели назад к ним присоединилась еще одна.

С апреля этого года танкерами начала возить бензин в Украину компания Укройлпродукт, входящая в группу Фактор бизнесмена Сергея Тищенко. Последнего называют близким знакомым Сергея Пашинского, депутата от Народного фронта. О связях Пашинского и Тищенко писали несколько изданий - HubsЭкономическая правдаНаші Гроші. Сам депутат отрицает, что является партнером Тищенко по бизнесу: "Я не бизнес-партнер с Сергеем Тищенко и никогда им не был", - говорил Сергей Пашинский журналистам год назад.  

Укройлпродукт осуществляет легальный импорт топлива через Херсонский нефтеперевалочный комплекс, который де-юре все еще принадлежит группе ВЕТЭК беглого Сергея Курченко. Сейчас по решению суда этой перевалкой управляет государственное Предприятие по обеспечению нефтепродуктами (ПОНП).

Главой ПОНП является Андрей Голубей, которого участники рынка считают креатурой Пашинского. Голубей был назначен на должность, когда департамент по вопросам нефтяной, газовой, торфяной, нефтеперерабатывающей промышленности Минэнерго возглавлял Андрей Бойчук, бывший сотник Майдана. По данным профильного издания Нефтерынок, Бойчук был назначен в министерство именно по рекомендации Пашинского.

23 апреля депутат от фракции Народный фронт Андрей Левус, бывший руководитель комендатуры Самообороны Майдана, опубликовал уже упоминавшуюся статью о контрабанде топлива. В течение нескольких дней после публикации разгрузка нелегального топлива в украинских портах приостановилась, об этом корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ рассказал руководитель одной из компаний-нефтетрейдеров. Легальным игрокам такой поворот событий оказался выгоден. "Приход этой компании (Укройлпродукт) на рынок был одним из факторов того, почему тема контрабанды снова всплыла в СМИ, - уверен собеседник. - Сейчас "неучтенного" бензина в южных областях очень много и легальные трейдеры не могут продать собственное топливо - просто нет спроса". 

Почему депутаты провластной партии (выдвинувшей министра МВД и прежнее руководство ГФС) активизировали борьбу со старыми схемами именно сейчас? Связано ли это с выходом на рынок импорта нефтепродуктов нового игрока? 

Андрей Левус, отвечая корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ на эти вопросы, заявил, что его борьба с контрабандой не связана ни с интересами лидеров НФ, ни с развитием бизнеса группы Фактор. "Сергей Пашинский к этим процессам не имеет отношения. Мы уже давно пытаемся остановить нелегальные потоки бензина в портах, обращались в прокуратуру, МВД. Поскольку реакции не последовало, то мы пошли через СМИ, - говорит Левус. - И сразу появился результат. Уже арестовано четыре бензовоза, и сейчас танкеры с контрабандой уже не разгружаются". 

Исполняющий обязанности главы Государственной фискальной службы Максим Мокляк сообщил ЛІГАБізнесІнформ, что по факту контрабанды топлива уже возбуждено уголовное дело, а ведомство проводит внутреннюю проверку.