Электричество кончилось. Почему отключили UA:Перший
Фото: iStock/Global Images Ukraine

Кабинет министров поставил на колени одновременно общественное телевидение и государственный вещательный концерн. Как результат: эфирное вещание (и цифровое, и эфирное) может быть вообще отключено за долги по электричеству. И речь уже идет о всех каналах. А депутаты пока давят на менеджмент UA:Перший - они хотят вернуть политическую рекламу на общественном, АП и Кабмину очень не нравится программа Схемы.

Первый пошел

Государственный Концерн радиовещания, радиосвязи и телевидения сегодня утром отключил аналоговое вещание общественного канала UA:Перший. Об этом сообщил у себя на страничке в Facebook глава Национальной общественной телерадиокомпании Украины (НОТУ) Зураб Аласания. На приграничных территориях, по информации концерна, аналоговое вещание должно сохраниться.

Напомним, что после отключения аналогового вещания с 1 сентября по всей стране UA:Перший продолжил вещание одновременно в цифре и в аналоге, как общественно важный вещатель. Так решил Кабмин. Но правительство не обеспечило покрытие долгов.

Общественный вещатель задолжал ТВ-концерну (оба подчиняются Кабмину) 80 млн грн. Об этом в конце августа рассказывал член Нацсовета Олег Черныш. Вчера выяснилось, что КРРТ указал в письме к UA:Перший, что отключение происходит за долг в размере 69,4 млн грн.

Владимир Гройсман позабыл о телевидении

Отключение аналогового сигнала в сентября привело к тому, что Концерн оказался на грани жизни и смерти. Распространение аналогового сигнала приносило предприятию самую значимую часть дохода - 25 млн грн в месяц. Руководитель РРТ Петр Семерей еще в августе сообщал редакции, что у них образовалось около 20 млн грн долгов за электричество. И за долги его могут отключить в любой момент. А это значит, что потухнут одновременно все телеканалы, как в аналоге, так и в цифре.

Спасти ситуацию мог Кабмин. Если бы у подотчетного ему UA:Перший появились деньги, чтобы рассчитаться за вещание, то это позволило бы концерну хотя бы на время вылезти из долговой ямы.

Но в сентябре, после отключения аналога, как у первого, так и у второго предприятия с деньгами по-прежнему было все очень плохо. Это заставило концерн объявить о сокращении 500 сотрудников до конца года. Более 200 уволено уже. Планом Б после отключения аналога для концерна было строительство собственной цифровой сети. Это был бы конкурент Зеонбуда. В этой сети предполагалось разместить общественное телевидение, а также вещателей, которых заинтересует предложение государственного оператора. Но о плане Б с начала сентября ничего не слышно.

UA:Перший тоже вошел в жесткую стадию экономии. В частности руководящему составу было рекомендовано воспользоваться отпусками без сохранения заработной платы. Также антикризисный пакет вещателя предполагает с 1 октября не набирать новых сотрудников, а с контрагентами должны быть проведены переговоры по отсрочке платежей. В поисках дополнительных денег общественный вещатель даже решился пойти на переговоры с телемагазинами, чтобы, возможно, добавить их в эфир.

У общественного вещателя остается в общей сложности всего около 288,6 млн грн в распоряжении до конца года. А обязательных расходов - на 508,6 млн грн. В том числе начисления зарплаты - на 210 млн грн. В 2018 году, вместо запланированных в бюджете 1,54 млрд грн, телерадиокомпания получила только половину средств.

Что теперь будет?

“Меня еще в июле премьер просил не выключать общественного вещателя. Вопрос решался”, - сообщил Liga.net генеральный директор Концерна РРТ Петр Семерей.Но тем не менее, по его словам, деньги так и не были выделены ни на оплату вещания, ни на строительство (еще одной цифровой сети). Но Семерей, правда, добавляет, что появилось несколько частных инвесторов, желающих соинвестировать в соотношении 50 на 50 в строительство конкурента Зеонбуда. Но Нацсовет по вопросам ТВ и радиовещания решения о строительстве государственной сети так и не принял.

Оставшись “у разбитого корыта”, без поддержки властей есть большой риск, что КРРТ в скором времени отключит и цифровое ТВ, ставшее основным эфирным способом вещания после первого сентября. Семерей называет такие риски “очень большими”. “Выключать можем начать в любой день. Долг за электричество - больше 20 млн грн. Ни копейки мы не платим сейчас. Платим только зарплату и налоги”, - уточняет управленец. По словам Семерея, первые области могут быть отключены от электричества уже в ближайшие дни. “Там вообще ничего не будет. Ни радио, ни телевидения,” - уточняет он. “11 областей - было в понедельник совещание - предупреждение про будущее отключение”, - добавляет он. Кто из региональных поставщиков электроэнергии реально отключит вышки концерна, он пока не знает. Сотрудники КРРТ ведут переговоры.

Зураб Аласания в свою очередь говорит, что постарается выбить деньги, чтобы погасить долг за вещание. Но добавляет, что любой проект по дополнительному финансированию проходит достаточно непростую и длительную технологическую цепочку - Минфин и парламент, который должен будет его одобрить. Плюс он добавляет, что если такая техника как аналоговые передатчики отключаются, возобновить их работу технически будет довольно сложно.

У общественного вещателя растет долг и за цифру перед Зеонбудом. Правда, он пока не настолько значительный как перед КРРТ (более 10 млн грн). В общей сложности на трансляцию общественного телевидения требуется 330 млн грн ежегодно, а государство выделило всего 54 млн грн.

Зураб Аласания отмечает, что есть также политическая причина того, почему государство не поддерживает общественного вещателя. Первое - это отказ от политической рекламы перед выборами. “Это сильно раздражает парламент”, - отмечает он. И парламентарии постоянно на это жалуются и просят доступ к голубому экрану. “В законе о депутатской деятельности все еще написано про предоставление им 20 минут. А в законе про общественное вещание такого уже нет”, - уточняет менеджер. Если снова разрешить политическую рекламу сейчас, то как говорит Зураб, зачем вообще тогда нужно было делать общественное вещание. Сама идея теряется.

Вторая причина - это расследования в программе Схемы, которые, по его словам, больше раздражают Администрацию президента и Кабмин. Ведущая проекта Наталья Седлецкая проводила ни одно расследование по деятельности Петра Порошенко и сейчас находится в открытом противостоянии с Генпрокуратурой.