Евромайдан в цифрах: как соцсети помогли протесту
2c73a12c6a940ee3fbad8eaf527ecbdb.jpg
Уже в пятницу хеш-тег #Евромайдан в течение 12 часов был самым популярным в украинском сегменте Twitter. Страница Евромайдана в Facebook набрала более 65 тыс. фанов. Один из агрегаторов новостей о Евромайдане - сайт bohdaq.name/euromaidanmap за два дня собрал аудиторию в 412 тыс. пользователей. А уже в воскресенье число сообщений в соцсетях о протесте перевалило за 34 тыс. (данные компании Ашманов и партнеры).

По масштабам это сопоставимо с обсуждением недавних митингов на Болотной площади в Москве - в стране с гораздо большим населением, чем наше, эту тему обсуждали в 39 тыс. сообщений.

Активность пользователей в соцсетях увеличила трафик мобильных компаний. В Киевстаре говорят, что в воскресенье был рост на 6% в Киеве, 4,5% в Харькове, 7,5% во Львове и 12% в Ивано-Франковске (сравнение с воскресением 17 ноября). Голосовой трафик также немного подрос - на 3% в Киеве и 1% в Харькове. В life:) отметили, что потребление всех услуг оператора выросло в 1,5 раза, по сравнению с предыдущими днями. А в МТС заверили, что не ощущали роста трафика.
Ощущение, что ты протестуешь не один, единомышленников много, усиливает веру в успех и уменьшает страх
Соцсети стали важной частью нынешнего протеста. "Ощущение, что ты протестуешь не один, единомышленников много, усиливает веру в успех и уменьшает страх, - объясняет замдиректора исследовательской компании GfK Ukraine Глеб Вышлинский.- Соцсети отлично справляются с этой задачей. Особенно, Facebook, алгоритмы которого усиливают это ощущение - в ленте новостей пользователь видит в основном сообщения единомышленников". 

Акции протеста могли быть еще более масштабными, если бы в Украине были такие технологии как связь третьего поколения. "Отсутствие в Украине полноценной 3G-сети ограничивает возможности использования мобильного интернета на акциях протеста. Сейчас сети операторов с трудом справляются с растущей нагрузкой из-за популярности смартфонов и планшетов", - утверждает Глеб Вышлинский.

С другой стороны, если в стране есть достаточное число радикально настроенных людей и эфективные политические силы, массовые протесты возможны и с менее развитыми чем в Украине технологиями, возражает Роман Химич, руководитель экспертной группы Netton.Telecom. "Так было например в Белорусии и Киргизии. В 1917 году обошлись телефоном, а в 1789 году и вовсе изустно распространяемой информацией и прокламациями",- напоминает он.

Другой пример - волнения в Тунисе. Там соцсети оказали значительное влияние на ход революции, хотя проникновение телекомуслуг там не самое высокое, отмечает Олег Стефанюк, президент консалтинговой компании СВ-Консалтинг. По проникновению интернета Тунис находится только на 62 месте из 182-х стран мира и отстает от Украины более чем на три десятка пунктов.