Электрон против Татра-Юг. Как Киев закупает трамваи
2015 год для львовского концерна Электрон можно считать очень успешным. Компания пробилась на рынок Киева, поставив столице первые два низкопольных трамвая. На руку производителю сыграла госсубвенция в 100 млн грн, выделенная на закупку трамваев. Еще пять трамваев Электрон обещает поставить в 2016-м - если Киев заплатит.
В интервью ЛІГА.net президент корпорации Электрон Юрий Бубес рассказал, как он конкурировал с компанией Татра-Юг, почему не успел поставить в Киев все семь трамваев и почему украинские города закупают устаревшую технику по завышенным ценам.
- В бюджете Украины-2015 было выделено 100 млн гривень на развитие и производство трамваев. Какие города провели тендеры? Сколько заказов получил Электрон и сколько по факту поставили?
- Эта субвенция успешно использована во Львове и Киеве, где Электрон выиграл два тендера по 7 трамваев для каждого. В тендерах в Мариуполе и Одессе мы не участвовали.
В Киев мы 29 декабря поставили второй трамвай. Остальные пять поступят уже в следующем году. Также на следующий год запланирована поставка семи трамваев для Львова. Мы подписали договор и уже получили авансовый платеж. Приступаем к производству.
- Какова стоимость львовского контракта?
- Около 7 млн евро. Для сравнения, в том же львовском тендере участвовала румынская компания Astra. За аналогичного класса трамваи она выставила цену вдвое выше нашей.
- Когда эти трамваи реально поставите?
- Срок производства первых пяти трамваев для Львова - 7,5 месяцев (после получения первого аванса, который поступил 30 декабря), оставшиеся два трамвая - еще в течение двух месяцев. Но здесь многое будет зависеть от сроков поставки компонентов нашими зарубежными партнерами. У большинства из них срок производства необходимых нам агрегатов - от трех (двигатели) до шести-восьми месяцев (редукторы) с момента заказа.
- Вы намекаете, что могут быть задержки в поставках?
- Нет. Мы готовы поставить эти трамваи ритмично, более того, рассчитываем сделать это раньше прописанного в договоре срока. Мы стараемся максимально уйти от использования зарубежных компонентов: это финансово выгоднее и позволяет быть более гибкими в производстве и поставках готовой продукции. Здесь есть другая проблема, с которой мы столкнулись в 2015 году: существующая процедура тендерных закупок, мягко говоря, несовершенна. Невозможно прогнозировать результаты тендера и, соответственно, сроки начала работ. Например, работу по закупке Киевом семи трамваев мы начали еще весной. Фактически договор с Киевпастрансом по производству трамваев был подписан в конце октября, а первые деньги поступили еще позже. Какой производитель сможет за полтора месяца до конца года закрыть такой контракт? Поэтому пришлось часть заказа перенести на следующий год.
Мы очень рассчитываем, что в Украине с 1 января 2016 года заработает система электронных торгов, в том числе по коммунальным закупкам. Она намного прозрачнее и позволит более объективно просчитывать свои затраты и сроки производства и, соответственно, получать справедливую рентабельность.
- Вы выиграли тендер на поставку семи трамваев в Киев (стоимость акцептованного предложения 183,75 млн грн). Как вы можете прокомментировать результаты второго тендера в декабре, который выиграла компания Татра-Юг (стоимость соглашения по поставке в 2016 году пяти трамвайных вагонов составила 64,4 млн грн)?
- Конкурс был разбит на два лота. В первом лоте речь шла о закупке одного 100% низкопольного трамвая. Второй лот предусматривал закупку пяти трамваев с уровнем пола в 35%. Мы решили не участвовать в этом тендере. Почему? Было понятно, что за 1,5 месяца мы не успеем обеспечить поставку по первому тендеру. Зачем брать на себя дополнительные, заведомо невыполнимые обязательства? Нужно быть честными перед собой и киевлянами.
- Пятисекционный полностью низкопольный Электрон обошелся столице в 26 млн гривень. А за одиночный вагон К1М производства Татра-Юг (вместительностью вполовину меньше Электрона) с частично низким полом Киев платит почти 13 млн. Как может стоимость не самого современного трамвая быть сопоставимой с ценой полностью низкопольного нового трамвая?
- Мне сложно комментировать. Думаю, компания получила хорошую рентабельность. К тому же, по моим данным, эти трамваи были произведены два года назад. Могу только предположить, что, закупая эти трамваи, Киевпастранс исходил из того, что в Киеве есть участки, где полностью низкопольный трамвай сразу не пойдет. Чтобы привести в соответствие инфраструктуру, нужно несколько лет. А эти трамваи на таких участках уже сейчас могут исполнять свои функции и перевозить людей. Я предполагаю, что в Киевпастрансе посчитали, что они в любом случае лучше нынешних, возраст которых часто превышает 30-40 лет.
- Когда Киев получит остальные пять трамваев Электрон?
- У нас есть действующий договор. При наличии денег в Киевпастрансе мы готовы его выполнять.
- Вы упомянули, что Электрон зависим от поставок иностранных компонентов. Какой сейчас процент украинских деталей в новых трамваях? Как уровень локализации изменился за год?
- Мы сегодня зависим от зарубежных компонентов примерно на 30%. Это критический импорт - агрегаты, которые не производятся в Украине (а если и выпускаются, то не имеют необходимых качественных характеристик по сравнению с иностранными аналогами). Речь идет о редукторах (их не производят в Украине), двигателях, частично - электронике и блоках.
Мы закончили год с тележкой собственного производства. Это 40% всего трамвая. Раньше закупали их в Германии, но это дорого. По частям локализировали у нас. Перешли на свое литье. В результате тележки для киевских трамваев полностью произведены во Львове на заводах Электрона (с участием украинских предприятий).
Пассажирские сидения (трамваи и троллейбусы), система освещения салона, внешняя и внутренняя облицовка кузова, информационные системы - украинского производства. Три года назад мы завозили стекло из-за границы - сегодня закупаем в Украине. Перестали закупать в Австрии кондиционеры, устанавливаем свои. Все малые электродвигатели выпускаем в Украине и работаем над локализацией больших моторов. Если в начале своей деятельности мы сотрудничали с 15 украинскими предприятиями, сегодня даем работу не менее 100. Задача - достигнуть локализации 80% к концу 2016 года.
- Вы в этом году запустили производство автобусов. Сколько продали?
- Выиграли тендер на поставку 10 низкопольных автобусов во Львове с двигателями экологического стандарта Евро-5. Срок поставки - конец февраля 2016 года. Готовимся выпускать автобусы с нормами Евро-6 - для европейского рынка.
- Где покупаете двигатели для них?
- Моторы и мосты пока вынуждены покупать в Европе. Электроника частично украинская (периферия и оборудование). Электроника по тяговым и силовым агрегатам будет локализирована в Украине в 2016 году.
- Вы произвели электробус модели Е19101. Уже передали Львову? Кто еще интересуется?
- Львов его купил, сейчас он проходит тестовую подготовку. Также по договору делаем тестовый 12-метровый электробус для Польши. Если машина понравится, они готовы закупить около 50 таких электробусов. Это будущее транспорта. Стоимость разовой зарядки нашего электробуса составляет 80 грн, тогда как традиционный дизельный автобус расходует 2500 грн до следующей дозаправки. Экономия очевидна.
- Сколько троллейбусов вы произвели в этом году и какой план на 2016-й?
- Во Львов поставили пять единиц, два в Хмельницкий. Львов выделил 200 млн грн на закупку автобусов и хочет купить еще пять троллейбусов в 2016 году. Будем участвовать в тендерах.
- В Министерстве инфраструктуры говорят, что три мировых производителя тяги договариваются о производстве в Украине. Речь идет о компаниях Hyundai, Bombardier и Siemens. Какова вероятность, по-вашему, прихода этих производителей в Украину? Вы ведете переговоры о создании СП?
- Я провел переговоры с представителями Hyundai и Bombardier. Обсудили варианты сотрудничества. Bombardier готов участвовать как в ж/д, так и в электротранспортных проектах (производство трамваев). Hyundai рассматривает Украину в качестве площадки для выхода на европейский рынок. Пока никаких документов не подписано, но интерес большой. Для государства важно, привлекая инвестора, учитывать интересы местного производителя. Правильно сказал министр Пивоварский: если хотите получить доступ на наш рынок - ищите сотрудничество с украинским производителем.
- В какой роли вас рассматривает тот же Hyundai?
- В качестве партнеров. У них есть технологии на уровне ноухау - системы управления, приводов. Я им сказал: "Пожалуйста, предлагайте". Чтобы это было рентабельно, им нужно заниматься не просто сборкой, а производством компонентов здесь. Будет ли это СП? Я не знаю. Форма сотрудничества - вопрос второстепенный.
- Какие мощности завода? Насколько они загружены?
- Сегодня мощности позволяют выпускать более 50 единиц транспорта ежегодно. У нас уже есть технологии для обеспечения серийного производства. Но объемы производства и себестоимость зависят от наличия системного заказа.
- Какая у вас средняя зарплата на предприятии?
- На машиностроительных предприятиях - около 6 000 грн.
- Сколько вы планируете произвести техники в 2016 году?
- Около 20 трамваев и не менее 50-70 автобусов. По троллейбусам пока не могу сказать.
- На какие финансовые результаты выйдете по итогам года?
- В этом году оборот концерна Электрон вырос в два раза. В концерн входит 15 предприятий. Мы продали специальные коммунальные машины, скорые помощи. Я очень поддерживаю децентрализацию: у местных бюджетов появляются деньги на закупку техники для своих нужд.
Какой будет чистая прибыль, я смогу сказать в январе, но по ежедневным сводкам я вижу, что мы выходим на прибыль. План на 2016 год - удвоить показатели 2015-го.