Содержание:
  1. Что произошло
  2. Почему это важно
  3. Что достается государству
  4. Что будет дальше

6 ноября акции пяти частных стратегических компаний перешли в собственность Министерства обороны. В списке – Укрнафта, Укртатнафта, Мотор Сич, АвтоКрАЗ и Запорожтрансформатор.

Одним решением государство получило в свою собственность активы на сотни миллионов долларов, которые принадлежат Игорю Коломойскому, Константину Жеваго и другим бизнесменам из списка украинского Forbes. Какие на них планы?

Что произошло

6 ноября Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) передала в собственность государства пять стратегических предприятий Украины: Мотор Сич, АвтоКрАЗ, Запорожтрансформатор, Укрнафта и Укртатнафта. Компании и их имущественные комплексы приобрели статус военного имущества, их управление передано Министерству обороны Украины, сообщил секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Алексей Данилов на брифинге 7 ноября.

Решение о передаче трех частных и двух полугосударственных компаний приняла 5 ноября Ставка Верховного Главнокомандующего, ее  возглавлял президент Владимир Зеленский. Отчуждение состоялось в рамках закона №2561-IX, который приняла Верховна Рада в сентябре. 

Согласно закону, владелец активов, которые государство отчуждает, может получить компенсацию из бюджета в течение 5 лет действия чрезвычайного положения или в течение одного года после отмены чрезвычайного или военного положения. Также он претендует на возврат изъятого пакета акций компании после войны.

"Это не национализация", – говорит министр обороны Алексей Резников. Это - изъятие имущества для нужд в секторе обороны и энергетики, добавляет премьер-министр Денис Шмыгаль.

Почему это важно

В собственность государства перешли компании, выполняющие широкий профиль задач – от добычи нефти и изготовления бензина до производства гражданских и военных грузовиков, трансформаторов, комплектующих для вертолетов.

"Некоторые из них почти не работали – теперь будут работать все на оборону. Это ремонт, производство техники, обеспечение сил обороны, работа по восстановлению нашей инфраструктуры, комплексные задачи, которые можно выполнить только через систему военного управления", – сказал президент Зеленский.

Эффект от отчуждения государством в свою пользу Укрнафты, Укртатнафты и Мотор Сичи сложно переоценить. Одним решением государство получает в собственность активы, принадлежащие Игорю Коломойскому, Константину Жеваго и другим бизнесменам из списка украинского Forbes.

"Если бы это было в мирное время, то это было бы огромным ударом по инвестиционному климату. Но во время войны меняется контекст, поэтому это решение я считаю приемлемым. Мобилизация – это не только о людях, но и об экономике", – комментирует LIGA. net президент инвестиционной группы "Универ" Тарас Козак.

Вместе с активами на сотни миллионов долларов государство берет на себя компании, которые, с одной стороны, имеют стратегическую ценность, но с другой – находятся в сложном финансовом положении. "Они нуждаются в огромных капиталовложениях", – говорит Козак. 

Что достается государству

Укрнафта – крупнейший добытчик нефти в Украине. Компании принадлежит около 2000 нефтяных и газовых скважин, а также сеть из 537 АЗС. У нее есть три группы акционеров: государственная НАК "Нафтогаз Украины" (принадлежит 50%+ акция), неформальная группа "Приват" Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова (через ряд офшорных компаний – 42% акций), миноритарные акционеры. 

Группе Привата Коломойского-Боголюбова приписывают контроль над Укрнафтой с 2003 года. За 2021 год Укрнафта добыла около 1,5 млн тонн нефти и 1,1 млрд кубов природного газа. За 2020 год Укрнафта получила 35,5 млрд грн дохода и 4,27 млрд грн прибыли, свидетельствуют данные Opendatabot.

Фото: пресс-служба Укрнафты

Укртатнафта – крупнейший в Украине нефтеперерабатывающий завод, расположенный в Кременчуге. Более 50% Укртатнафты принадлежит офшорным компаниям Игоря Коломойского, Геннадия Боголюбова и Александра Ярославского. Еще 43% акций завода принадлежат НАК "Нафтогаз Украины".

В 2021 году компания поставила на украинский рынок около 40% бензина и 14% дизеля. Проектная мощность завода – 18,6 млн тонн горючего в год. В сентябре этого года завод занял четвертое место среди украинских компаний, наиболее пострадавших от обстрелов Россией.

По подсчетам Киевской школы экономики (КШЭ), убытки Укртатнафты от боевых действий составляют $400 млн. С начала войны РФ выпустила по предприятию более 40 ракет, с марта оно не работает.

Кременчугкий НПЗ (Фото: пресс-служба Укртатнафты)

Мотор Сич – один из крупнейших в Европе производителей комплектующих для самолетов и вертолетов, расположен в Запорожье. Компании принадлежит один моторостроительный и три машиностроительных завода. Также она владеет авиакомпанией "Мотор Сич".

До недавнего времени основным владельцем Мотор Сичи был бывший нардеп Вячеслав Богуслаев, продавший в 2016 году 56% акций компании китайскому холдингу Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co Ltd. В октябре 2022 года Богуслаева арестовали, обвинив в государственной измене, акции компании арестованы и переданы АРМА.

Война нанесла Мотор Сичи ущерб на $414 млн, посчитала КШЭ. За 2020 год Мотор Сич получила 11,4 млрд грн дохода и 900 млн грн прибыли.

Фото: пресс-служба Мотор Сичи

АвтоКрАЗ – крупнейший в Украине производитель большегрузных грузовиков – гражданских и военных. Компании принадлежит Кременчугский автомобильный завод, входящий в группу "Финансы и кредит" Константина Жеваго. В 2019 году АвтоКрАЗ вошел в процедуру банкротства.

За 2020 год компания получила почти 1,3 млрд грн чистого убытка при выручке – 101,7 млн грн. Предприятие имеет более 9,2 млрд грн финансовых обязательств, согласно данным Opendatabot. АвтоКрАЗ может производить более 30 различных моделей грузовых автомобилей.

Фото: пресс-служба АвтоКрАЗа

Запорожтрансформатор – один из крупнейших производителей электрического оборудования на территории СНГ и Европы, с 2019 года находится в состоянии банкротства. Ежегодно завод может производить продукцию мощностью суммарно на 60 000 МВт. Владельцем предприятия является бизнесмен из России Константин Григоришин.

За 2020 год компания получила более 2,5 млрд чистого убытка, выручку предприятия Opendatabot оценивает почти в 714 млн грн. Финансовые обязательства Запорожтрансформатор – более 11,6 млрд грн.

Фото: пресс-служба Запорожтрансформатор

Что будет дальше

По словам секретаря СНБО Алексея Данилова, когда закончится в Украине действие военного положения, перечисленные предприятия могут вернуться к предыдущим владельцам. Другой вариант – им компенсируют из госбюджета полученный ущерб. И здесь речь идет о миллиардах. Только одна Укрнафта, по подсчетам миноритарного акционера компании Павла Бойко, стоит $300 млн. Стоимость запорожского предприятия "Мотор Сич", где Бойко тоже акционер, в комментарии LIGA.net он оценивает в $400 млн.

По словам министра Алексея Резникова, Минобороны уже сформировало в компаниях новые наблюдательные советы. Теперь те должны назначить в них новое руководство. "Хочу заверить, что уже работавшие предприятия получат больше заказов и больше гарантий от государства по производству продукции. Работа предприятий, которые на сегодняшний день не функционировали, будет возобновлена. Сотрудники вернутся в производственный процесс", – говорит премьер-министр Денис Шмыгаль.

Бывшие владельцы – не в восторге. По словам Бойко, правительство "без суда и следствия" отобрало акции предприятий не только у олигархов, но и у "тысячи мелких инвесторов", покупавших ценные бумаги предприятий на украинской фондовой бирже. Похожего мнения и заместитель директора по торговле ценными бумагами Dragon Capital Сергей Фурса. Действия представителей власти он назвал "военным коммунизмом на фондовом рынке", который может спровоцировать иски к государству.

Денис Шмыгаль, Алексей Данилов и Алексей Резников (фото: пресс-служба СНБО)

"Надеюсь, это решение достаточно обосновано", – говорит Козак. Иначе отчуждение – достаточно рисковый шаг, поскольку государство может проиграть суды, вернуть компании старым владельцам и выплатить компенсацию из госбюджета, добавляет он. Более того, Козак не понимает принцип, по каким критериям власти составляли список активов на отчуждение. "Чем та же Укрнафта хуже, например, ДТЭК? Мы понимаем, что у каждой из этих компаний был олигарх. Однако почему одни олигархи есть в списке, а других нет? Если речь идет о важных для экономики предприятиях, то их должно быть больше пяти", – считает Козак.

Вместе с тем вряд ли сейчас кто-нибудь может дать гарантии, что в будущем новых отчуждений не будет. Этот сценарий не исключает ни президент Зеленский, ни секретарь СНБО Алексей Данилов, ни премьер-министр. "Те шаги, которые могут быть в будущем, будут предприняты. Вероятно, это будет либо изъятие имущества, либо дополнительные государственные заказы. Есть разнообразные сценарии. Я все перечислять сейчас не буду", – заявил Денис Шмыгаль.