Признание РФ террористом может помешать Украине получить ее арестованные активы – Мудрая
- Сколько российских активов заморожено по всему миру
- Передавали ли уже что-нибудь Украине
- Что мешает конфисковывать имущество РФ и почему под нашими санкциями меньше россиян, чем в США
- Дождемся ли репараций, если Россия называет войну спецоперацией
- Что такое компенсационная комиссия и как она поможет получить деньги РФ
- Способны ли юридические механизмы обеспечить нанесенный нам Россией ущерб?
- Что даст признание РФ страной-террористом и стоит ли Украине этого добиваться?
- Почему Украина до сих пор не признала Россию страной–спонсором терроризма?
В первые месяцы полномасштабного вторжения новостные ленты пестрили сообщениями о санкциях против агрессора и аресте активов Центробанка РФ, а также имущества российских толстосумов по всему миру. Вскоре будет полгода со дня вторжения, украинская экономика критично нуждается в финансовой поддержке, но новостей о передаче российских активов для восстановления Украины до сих пор нет. Страны не спешат менять законодательство, чтобы российские деньги пошли на восстановление Украины.
Что мешает миру активнее конфисковывать имущество агрессора, сколько активов РФ заблокировано по всему миру, как Украине быстрее получить доступ к этим ресурсам и почему признание России страной-спонсором терроризма может усложнить этот процесс – в интервью заместителя министра юстиции Ирины Мудрой.
Сколько российских активов заморожено по всему миру
В разных юрисдикциях заблокировано $350 млрд средств Центробанка РФ. Лидирующие страны – США (около $50 млрд), Франция, Великобритания, Швейцария, Германия, Япония и Китай.
Также есть имущество частных лиц – российских богачей и олигархов. По информации из открытых источников, в разных странах их еще на сотни миллиардов долларов. Но здесь уже сложнее – общего реестра с перечнем всего арестованного имущества россиян в каждой стране нет, нужно дождаться, чтобы страны конфисковали это имущество, продали и передали средства Украине.
Читайте нас в Telegram: только важные и проверенные новости
Однако на пути к выполнению всех этих действий лежит множество препятствий, в том числе правовых. Никто в мире не был готов к такому циничному нарушению Россией международного права, и, соответственно, ни Украина, ни другие государства не имели необходимых правовых механизмов, позволяющих конфисковывать имущество, принадлежащее другим государствам.
Мы все оказались в ситуации, когда есть пострадавшая сторона, виновная сторона, а правого механизма, чтобы восстанавливать ущерб за счет виновного, – нет.
Передавали ли уже что-нибудь Украине
У части государств, например Германии, есть норма закона о защите суверенного и частного имущества на уровне конституции, поэтому им для этого нужно вносить изменения в конституцию. Часть – могут позволить себе устанавливать новые нормы из-за изменения законодательства – собственно, что и сделала Канада в конце июня. Там приняли закон о возможности конфискации как суверенного имущества, так и частного и направлении его в поддержку Украины. Но никакого реального кейса конфискации пока нет.
Подписывайтесь на наш Instagram: полезные объяснения актуальных тем
США тоже внесли в Конгресс несколько законодательных актов, позволяющих конфисковывать российские активы. В ЕС ситуация такова, что индивидуально страны этого не будут делать, потому что защищенность суверенным иммунитетом и частного права собственности предусматривают несколько конвенций ЕС. В первую очередь Европарламент должен принять законодательный акт, который позволит странам-членам ЕС вносить соответствующие изменения в законодательство.
Без этого документа отдельные страны не решатся на конфискацию имущества РФ, если это не в рамках уголовного производства. Но тогда это имущество не идет на помощь Украине.
Сейчас в ЕС больше акцентируют внимание на сохранении и обеспечении санкционного режима – ближе к сентябрю может быть внесена директива Европарламента, нацеленная на конфискацию частных активов лиц, пытающихся уклониться от санкций. После этого уклонение от санкций на уровне ЕС будет криминализировано – и такие активы в рамках производств будут конфисковывать. Но это, прежде всего, вопрос частных активов. Теперь наша задача – убедить сделать их то же самое и для суверенных активов.
Что мешает конфисковывать имущество РФ и почему под нашими санкциями меньше россиян, чем в США
В Украине соответствующее законодательство есть: прежде всего закон о санкциях и закон об основных принципах изъятия Украиной объектов собственности РФ и ее резидентов.
В мае государство получило юридический механизм, по которому можно взимать активы причастных к вторжению граждан РФ, а также активы их пособников, в том числе беларусов. Однако на начало августа судебные украинские государственные органы не подали ни одного заявления в суд о взыскании активов страны-агрессора, указывают аналитики Центра противодействия коррупции и Автомайдана.
Первый предусматривает конфискацию имущества российских граждан или граждан Украины, подпадающих под основания, определенные законом (коллаборанты, сообщники). Поскольку закон принят только в мае, реальных кейсов еще не было. И здесь очень важно собрать бесспорную доказательную базу, чтобы в будущем иметь обоснованные возражения при возникновении инвестиционных споров к Украине. Ведь, как известно, по изъятию ПИБа и Сбербанка против Украины уже начаты процессы в международных судах.
По подсчетам основательницы общественного проекта "Лига антитраста" Агии Загребельской, из 940 физических лиц РФ, санкционированных в США, в Украине под санкции не попало 620 физлиц, а из 938 компаний, санкционированных в США, в Украине до сих пор не под санкциями 680.
Что касается санкций – у нас с 2014 года под санкциями находятся более 3000 человек, поэтому говорить, что сейчас мы на кого-то не наложили санкции, а США наложили – не совсем правильно, потому что мы могли сделать это гораздо раньше. В общем, нужно понимать, что у нас наибольшее количество санкций по сравнению с другими странами.
Наше законодательство не предусматривает исключений для отдельных лиц, подпадающих под санкции. Решение о наложении санкций принимает СНБО после обоснованного представления от одного из пяти субъектов: президент, ВРУ, КМУ, НБУ и СБУ. В законе четко определены основания применения санкций. Ничего другого, кроме этого закона, нет.
Присоединяйтесь к нам на Facebook и участвуйте в дискуссиях
Дождемся ли репараций, если Россия называет войну спецоперацией
Весь мир признал нападение России войной и агрессией – и это зафиксировано в резолюции ООН – для судов этого достаточно, независимо от того, как это называет РФ.
Однако, если отталкиваться от практики предыдущих войн и подписания договоров, то для выплаты репараций должно быть согласие РФ. Если же наступит это время, мы сядем за стол переговоров и начнем договариваться – вопрос репараций должен быть одним из ключевых. И с участием других стран-подписантов договора РФ будет вынуждена согласиться на репарации. Какими они будут, сколько времени они будут выплачиваться – пока неясно.
В течение двух месяцев мы ведем переговоры между ключевыми странами, в которых находятся активы РФ (Франция, Великобритания, США), для подписания международного многостороннего договора о создании компенсационной комиссии.
Подписывайтесь на рассылки LIGA.net – только главное в вашей почте
Что такое компенсационная комиссия и как она поможет получить деньги РФ
Это не судебный орган, а административный. Он предполагает не столь высокий, как в суде, порог доказательств. Благодаря этому рассмотрение заявок на компенсацию от граждан, бизнеса и государства будет происходить гораздо быстрее. Комиссия будет состоять из оценщиков, комиссаров, экспертов, юристов, которые будут рассматривать эти заявления.
Вторая важная составляющая этого механизма – создание общего компенсационного фонда, основой которого должны стать арестованные и замороженные активы РФ.
К соглашению о комиссии смогут присоединяться другие страны. В фонд можно будет направлять добровольные взносы стран, кредитную и финансовую помощь от международных организаций.
Подписывайтесь на LIGA.Бизнес в Telegram: коротко о важном
На основании этого договора должны быть согласованы вопросы снятия с активов РФ суверенного иммунитета и конфискации частных активов. Кроме этого договора, страны ожидают резолюции международных организаций, чтобы иметь основания вносить изменения в законодательства. Мы не можем получить резолюцию Совбеза ООН, потому что РФ имеет право вето и заблокирует любую резолюцию. Так что хотим сделать это на основании международного договора, подкрепленного резолюциями Генассамблеи ООН, Совета Европы и Европарламента. Рассчитываем, что необходимые резолюции будут уже к концу 2022 года. В целом на разработку механизма может потребоваться около года.
Способны ли юридические механизмы обеспечить нанесенный нам Россией ущерб?
Вопрос философский, но исторические примеры свидетельствуют о том, что компенсационные комиссии были эффективны при хорошо наработанной архитектуре. К примеру, компенсационная комиссия ООН, созданная в 1991 году после семимесячной оккупации Кувейта и поражения Ирака от войск США, имела ряд проблем. Компенсации по ней закончили выплачивать только в феврале этого года, из $350 млрд заявленных требований удалось удовлетворить выплаты лишь на $52 млрд из-за отсутствия надлежащей доказательной базы и нехватки ресурсов комиссии для рассмотрения большого количества индивидуальных исков.
Поэтому нам важно учитывать этот опыт: правильно фиксировать нанесенный ущерб, кластеризовать однотипные дела в массовые иски, разработать порог компенсации для подобных случаев. С бизнесом сложнее – компании захотят большего, но нужно быть реалистами – на все это не хватит имущества.
Что даст признание РФ страной-террористом и стоит ли Украине этого добиваться?
В этом вопросе у меня раздвоение личности: как гражданка я очень хочу наказать Россию и чтобы действия, которые она совершает, были названы своими именами – это акты террора, и, пожалуй, никто в мире не заслуживает статуса страны-спонсора терроризма больше, чем Россия.
Что дает список юридических последствий от признания РФ спонсором терроризма:
– запрет на поставку оружия;
– контроль за экспортом товаров двойного назначения;
– запрет на любую экономическую помощь;
– автоматические санкции против стран, помогающих РФ;
– заморозка собственности такой страны;
– снятие суверенного иммунитета с ее активов;
– отказ в налоговых льгот российским компаниям и репутационные потери.
Для многих предоставление РФ такого статуса рассматривается как финальный удар, который приведет к поражению. Но это не так – и здесь подключается юрист. Во-первых, страны, включенные в этот список, например, Иран, КНДР, Куба, – по-прежнему существуют.
Во-вторых, если США признают Россию страной-спонсором терроризма, о деньгах, на которые мы рассчитываем от конфискации российских активов в США для восстановления Украины, можно забыть.
Поскольку после принятия соответствующего документа в США претендовать на них смогут прежде всего американские граждане, военные и представители правительства. Появятся тысячи исков от американских граждан, пострадавших от войны РФ в Чечне, Грузии, Сирии, Украине – и конфискованные средства РФ должны пойти, прежде всего, на удовлетворение таких исков.
Поэтому вопрос, равноценной ли будет моральная справедливость от признания РФ государством-террористом с этими финансовыми потерями для нашей страны. Тем более что признание РФ страной-террористом не несет таких же последствий для РФ в Европе, а ЕС, судя по настроениям, никогда не пойдет на такой шаг. Поэтому как юрист, я бы лучше рассматривала варианты ужесточения санкций так, чтобы юридические последствия от них были аналогичны статусу страны-спонсора терроризма.
Что можно сделать? Наложить второстепенные санкции на страны, помогающие РФ обходить санкции, полный запрет на поставку оборудования (США достигли), контроль за экспортом товаров двойного назначения (США ввели), запрет на любые транзакции из РФ плюс полный бан всех российских финансовых институтов – здесь у нас жесткий конфликт с Европой.
Почему Украина до сих пор не признала Россию страной–спонсором терроризма?
Признание государства спонсором терроризма на уровне закона регламентировано только в США. Наш парламент также может это сделать, но у нас нет четкого закона, который это регламентировал бы. Для Украины РФ является государством-террористом просто по определению. Мы уже можем конфисковывать имущество РФ, то есть еще каких-либо дополнительных определений не нужно, они ничего не добавят.