Содержание:
  1. Сплошная "потемкинская деревня"
  2. Российское оружие – крайне неэффективно
  3. Сколько еще в России ракет

Ежедневно одна из самых ожидаемых новостей для украинцев – это сводка о потерях врага. С 24 февраля, согласно данным ВСУ на сайте Minusrus, захватчики уже потеряли в Украине более трети личного состава, предназначенного для вторжения, более половины боевых машин, около 40% танков, треть самолетов и половину вертолетов.

Последние две позиции – особенно приятная фишка этой войны, объясняет в интервью LIGA.net директор Укрспецэкспорта 2005-2010 годов и Герой Украины Сергей Бондарчук, так как в начале войны российская авиация более чем в десять раз превосходила украинскую количественно, не говоря уже о потенциально "качественном" преимуществе, ведь захватчик использовал в Украине последние разработки своего оборонпрома. Впрочем, столько авиации, как в Украине, Россия не теряла за последние 30 лет вместе взятые.

Увы, у врага еще осталось много ракет (уничтожено 15% артиллерии), которыми тот беспощадно обстреливает мирные украинские города и села, однако и их запасы постепенно сходят на нет, говорит Бондарчук.

Почему столько очень дорогой российской техники оказалось неэффективной в войне с украинцами? И насколько ухудшатся позиции России на экспортных рынках, после того как мир увидел, что разрекламированное оружие не лучший инструмент на войне? Об этом в разговоре с Сергеем Бондарчуком.

Сплошная "потемкинская деревня"

Сергей Бондарчук – офицер СБУ, Герой Украины (2010), бывший народный депутат. С августа 2008 года – персона non grata в РФ из-за активного участия в укреплении боеспособности Грузии во время нападения РФ. За это в 2013 году получил грузинский орден I степени.

В 2005 – 2010 гг. возглавлял Укрспецэкспорт, компанию, которая отвечала за экспорт вооружений и военной техники. В 2015 году в отношении него было открыто уголовное производство за якобы присвоение госимущества. Великобритания предоставила экс-главе Укрспецэкспорта политическое убежище. Сергей Бондарчук называет дело сфабрикованным. Сейчас живет в Лондоне, в Украине по-прежнему находится в розыске.

– Какой вывод можете сделать, исходя из действующей ситуации с вторжением России в Украину?

– Развеялся миф о якобы страшной и непобедимой российской армии, которая с 2014 года, после захвата Крыма, имела много возможностей переформатировать часть своих вооруженных сил.

Какое-то новое оснащение в армии РФ за это время действительно появилось, но по факту российская армия напоминает "потемкинскую деревню". Вроде бы хорошо на парадах, будто страшно от пропаганды, рассказывающей о новом оружии, но когда приходится видеть все это вплотную – понимаешь, что это все старая советчина. По мировоззрению командования – та же история: от отношения к солдату до подхода к стратегии, тактике и подхода к логистике.

В России действует система профессионального нигилизма – такая же "потемкинская деревня" касается и мифа путинской власти, могущества Москвы и Кремля.

– Какой промах РФ больше всего поражает с точки зрения военной стратегии?

– Количество сбитых самолетов и вертолетов. Я уверен, что на это никак не рассчитывало военно-политическое командование РФ.

Всего с начала полномасштабной войны, согласно данным ВСУ на сайте Minusrus, захватчик уже потерял в Украине 97 самолетов и 121 вертолет. Это треть самолетов и половина вертолетов, предназначенных для вторжения.

Читайте также: Зеленский: Мы уже сбили столько авиации РФ – удивляет, что у их пилотов вместо ума

Потери РФ в войне с Украиной за 22.03 (Данные Minusrus)

Несостоятельность российской армии Украина имела возможность наблюдать в 2008 году, когда Россия напала на Грузию. Тогда РФ тоже теряла огромное количество авиации. В то время Украина помогала грузинам формировать щит обороны – я непосредственно участвовал в этом.

В частности, в Грузии был сбит Ту-22 – стратегический бомбардировщик, гордость российской стратегической авиации. И на тот момент я тоже был удивлен невероятно низким качеством разведки РФ – как на уровне главного управления, так и на уровне СВР (Служба внешней разведки. – Ред.).

– Чем это можно объяснить?

– Военно-политическое руководство РФ постоянно готовило именно такие доклады и отчеты, которые хотел услышать президент России. И это не имело ничего общего с реальностью. Поэтому получилось так, что ни в самой России не могли понять украинский потенциал, равно как и Запад не мог представить, что украинское сопротивление будет такого уровня.

Сейчас есть ситуация, когда и РФ, и западные партнеры начинают выстраивать свои стратегии уже по ходу событий, потому что у них не было это запланировано.

Тот результат, который у нас сейчас, – это объединение трех элементов: населения, армии и власти. И такое объединение всегда приносит победный результат. В 2014 году, когда россияне аннексировали Крым и напали на Донбасс, у нас не было компонента власти.

Российское оружие – крайне неэффективно

– Что привезли к нам захватчики из своего разрекламированного нового оружия? Как оно себя показало?

– Один из новейших образцов вооружения, появившийся в российской армии за последние годы, – это "Панцирь", легкий противовоздушный комплекс. Также на вооружение попал боевой бомбардировщик Су-34. Известный танк "Армата" (Т-14), который россияне всегда показывают на парадах, в Украине как-то не видно.

"Панцирь" показал себя плохо еще во время конфликта в Нагорном Карабахе (осенью 2020 года), где это вооружение фактически уничтожили турецкие беспилотники Bayraktar. В Украине неэффективность и исключительно маркетинговая раскрученность "Панциря" подтвердилась.

ЗРК С-400 и ЗРПК "Панцирь-С" в Хмеймиме (фото – Минобороны РФ)

Поэтому РФ утратит возможность продавать это оружие из-за его неэффективности и санкций. На практике это потенциальная утрата огромных рынков Индии, стран Азии и Африки. Россия, которая получала от продажи оружия до $15 млрд в год, сейчас почти все это утратит, и это весьма существенно.

Это отбросило ее не только в ресурсном плане, но и в технологическом, и это главное: РФ не сможет производить новые образцы даже уже созданного оружия.

Еще год назад один из российских офицеров в личном разговоре подтвердил мне, что около 70% комплектующих для новых образцов российской техники – иностранные.

После наложенных санкций РФ фактически с нуля придется отрабатывать этот комплекс, а на это уйдут многие годы и невероятно большое количество денег, а скоро у РФ их не будет.

Россия, которая получала от продажи оружия до $15 млрд в год, сейчас почти все это утратит, и это весьма существенная сумма.

– Как вы оценили бы работу ВСУ? Как проявляет себя украинское вооружение в частности?

– Противовоздушная оборона Украины, имея в своем арсенале технику, которую мы получили еще от СССР, отрабатывает прямо на пятерку. С 2006 по 2010 год мы сделали модернизацию "Бук" и комплексов С-300 – благодаря мастерству наших инженеров удалось усовершенствовать и сами комплексы, и ракеты к ним, а благодаря мастерству наших военных 35-летние и машины постарше работают весьма эффективно.

Безусловно, очень эффективны комплексы Stinger (переносные зенитно-ракетные комплексы класса "земля – воздух") от США, поражающие цели на низких высотах.

Вообще важно понимать: война – это не только борьба между какими-то образцами техники, это еще и война экономического характера – какими средствами и как уничтожается техника. Скажем, если самолет Су-34 за $50 млн уничтожает резервист из Укрпошты комплексом 1975 года, который уже почти ничего не стоит, или пусть $10 000, это о многом говорит.

У нашей страны очень эффективные образцы оружия. К примеру, ПТРК "Стугна". Прекрасный результат дает крылатая ракета "Нептун", которая на 100% состоит из украинских комплектующих и может поражать цели на расстоянии 300 км. Такая технология есть только в шести-семи странах мира, и эта ракета имеет невероятно высокий экспортный потенциал.

Если самолет Су-34 за $50 млн уничтожает резервист из Укрпошты комплексом 1975 года, который уже почти ничего не стоит, это о многом говорит.

Ракетный комплекс "Ольха" – тоже на 100% украинский – имеет высокий потенциал заказа. Есть ниши, в которых у нас есть очень серьезные истории успеха: бронетехника, ракетные технологии, беспилотники – например, есть разработка беспилотных вертолетов, которые не успели.

– То, что россияне разбомбили помещение КБ "Луч" на Лукьяновской в Киеве, может нам сейчас существенно навредить в условиях войны?

Государственное предприятие "Конструкторское бюро Луч" – ведущий разработчик составных частей комплексов авиационного и противотанкового вооружения Украины.

– КБ "Луч" работает на разных площадках, на разбомбленном месте сосредоточен инженерный потенциал, а не само производство, то есть, грубо говоря, повредили офисы. Поэтому да, это плохо, но не критично. Скорее всего, настоящей целью россиян был McDonald's на Лукьяновской, чтобы отомстить за выход с их рынка.

Обстрел возле станции метро "Лукьяновская"

Сколько еще в России ракет

– Но украинцев массово убивают российские ракеты. Насколько их еще хватит?

– Россия действительно имеет большое количество ракет, в частности крылатые ракеты "Калибр" средней дальности (могут поражать цели на 3000-5000 км). У нас их нет из-за договора о нераспространении ракет малой и средней дальности, который сама же РФ и нарушила.

Однако "калибры" ограничены и дороги (одна ракета стоит $5 млн) – их резерв уже закончился, дальше остался стратегический запас, который россияне не могут использовать. Но главное, что они не смогут пополнить этот запас, поскольку, например, необходимые для их производства чипы Тайвань им больше не продает.

Та же ситуация с "искандерами" (баллистические оперативно-тактические ракетные комплексы класса "земля – земля"), запас которых уже тоже понемногу сходит на нет. Так что через некоторое время политическая авантюра Путина закончится тем, что 20 000 км границ РФ останутся открытыми для стран, имеющих к России территориальные претензии.

Через некоторое время политическая авантюра Путина закончится тем, что 20 000 км границ РФ останутся открытыми для стран, имеющих к России территориальные претензии.

Обстрелом украинских домов столь дорогими ракетами и не только ракетами они пытаются психологически запугать население. Но ведь главного они не добиваются: уничтожение потенциала украинской армии, которая все равно будет их лупить. С таким нашествием, которое они направили сюда, у них нет никаких успехов, с военной точки зрения – это полный провал. Через некоторое время у них не останется на складах ничего.

При этом следует помнить: несмотря на все рассказы россиян, их военно-промышленный комплекс тоже очень неэффективен – например, там же никто не производит сейчас ракеты в три смены, склады фактически не пополняются. Сложно сказать, насколько им в таких условиях хватит боеприпасов, но предполагаю, что речь идет о сроке максимум в месяц.

Фото – КГГА

– Это мы говорим о дорогих управляемых ракетах, которые сложно производить в условиях санкций. Но россияне сбрасывают и немало "тупых" неуправляемых. Как с этим?

– Действительно, они используют ФАБ-500 и ФАБ-1000 – фугасные бомбы, которые еще остались со времен Советского Союза и за которые они будут отвечать в Гааге. Это действительно простое оружие, которое разрушает все подряд. Но чтобы его донести, нужны самолеты.

Сложно сказать, сколько еще самолетов они согласятся отправить сюда, ведь мы уже сбили их под сотню – это нереальная цифра для всех предыдущих столкновений.

Но стоит понимать: даже если РФ рассказывает о полутора тысячах самолетов – это далеко от реальности. Многие просто стоят без комплектующих, поэтому условно из трех нужно будет сконструировать один. Это государство ненастоящее во всем. Допускаю, что они отправили сюда примерно треть [техники], которая у них реально была на ходу. И это очень много.