На правах рекламы

Часто, рискуя собственной жизнью, волонтеры и парамедики "Центра спасения жизни" отправляются в самые горячие точки Украины, чтобы вывезти людей, оказать помощь тяжелораненым и доставить их в больницу.

Первые эвакуационные рейсы

Все началось со случайной встречи основателя Центра Вячеслава Запорожца с парнем на одном из столичных АЗК.

"Вечером 7 марта заправлял авто на WOG. Подъезжает микроавтобус. За рулем парень лет восемнадцати. Просит заправить. Рассказал, что вывозит людей из Бучи, они уже ждут его. Заправил его микроавтобус. А в голове крутится мысль, что и себе нужно что-то делать, чтобы помочь людям, попавшим в центр военных действий", – вспоминает Вячеслав Запорожец.

На следующий день с самого утра Вячеслав вместе со своим заместителем (до войны Запорожец был владельцем строительной компании) поехали в Чернигов. Пока ехали, знакомые журналисты нашли людей, которые хотели эвакуироваться.

"Военные не пускали в город, потому что там шли бои. Но ведь в школе неподалеку от драмтеатра нас ждали 15 человек – женщины и дети. Я объяснил это, нам разрешили ехать в объезд через села. Чудом удалось попасть в Чернигов и забрать людей, – вспоминает Вячеслав. – На выезде из города нас не выпускала тероборона. Все-таки договорился. Понимал, что дорога в Киев заблокирована. Вечерело, решили остаться на ночлег в Козельце (поселок в Черниговской обл.). Там паника, люди бегут, боятся нападения захватчиков. К тому же еще и горючее заканчивалось. К счастью, удалось договориться о горючем и ночлеге в подвале школы. Для меня это была ночь переосмысления. Именно тогда я понял, что чувствуют беженцы".

Всю ночь Вячеслав обдумывал, как безопасно доехать до Киева. Списывался со столичной теробороной. К счастью, все удалось. Автомобили с эвакуированными 9 марта в восемь утра были в Киеве.

Первый блин не был комом. Волонтеры решили продолжить миссию спасения жизней. Вячеслав с коллегой каждый день совершали эвакуационные рейсы в Чернигов. Сначала их было двое на двух автомобилях. Затем присоединились еще двое коллег с микроавтобусами. Так, волонтеры "Центра спасения жизни" работали до 24 марта. Писали в черниговском Telegram-канале сообщения с местом встречи. Туда приходили люди, волонтеры их вывозили.

Первые раненые

Вячеслав продолжает рассказ: "24 марта мне позвонил товарищ и спросил, нужна ли скорая. Поляки дарят. Конечно же, нужна. 25 марта забрал ее на границе с Польшей. На некоторое время Куликовка (городок в 40 км от Чернигова) стала нашим опорным пунктом".

Через две недели "Центру спасения жизни" передали еще две скорые, и теперь парамедики могли спасти еще больше жизней. Вячеслав вспоминает, что обычно на рассвете, пока не работала артиллерия, заезжали в город джипами, раскладывали сиденья в авто, клали двух-трех раненых и вывозили из Чернигова в Куликовку. А оттуда – в киевские больницы. В общей сложности вывезли 33 тяжелораненых.

В начале апреля волонтеры выбрали новый маршрут спасения – Донбасс.

"Утром 8 апреля были в Краматорске. Позвонили заместителю мэра, тот сказал ехать в третью больницу. А через 10 минут перезвонил с вопросом, умею ли оперировать. "Если нужно, то да", – ответил я. По голосу понял: случилось что-то ужасное. Сказали ехать на железнодорожный вокзал. Именно в этот день там был прилет. Погибли более 60 человек, свыше 120 получили ранения. Мы помогали раненым, забирали погибших, сутки работали в больнице, – описывает ситуацию Вячеслав. – С тех пор Краматорск стал вторым родным городом. Там находится наша база в Донецком регионе. Оттуда мы ездили в Барвинково, Бахмут, Лисичанск, Константиновку, Дружковку, Покровск".

Команда спасателей

Сегодня в автопарке "Центра спасения жизни" 21 автомобиль скорой помощи, 4 джипа, которые используют для спецопераций, например по бездорожью. Также есть один бронированный внедорожник, которым едут в самые горячие зоны. В команде 40 человек, двое из них – анестезиологи, двое – парамедики и один – фельдшер.

"Не хватает медицинского персонала. Мы постоянно даем рекламу в фейсбуке и найти квалифицированного анестезиолога или фельдшера машины скорой помощи непросто. Во-первых, нужно каждый день ездить в зоны, где идут бои. А это небезопасно и сложно. Во-вторых, многие частные клиники возобновили работу, и медицинский персонал вернулся на рабочие места. Мы, конечно же, платим людям так называемые командировочные, понимаем, что у них есть семьи, родители", – подчеркивает основатель "Центра спасения жизни".

Сотрудничество волонтеров и бизнеса

Вячеслав рассказывает, что скорость для них – главный фактор выживания, когда вывозят тяжелобольных из горячих точек. Но для скорости требуется бензин, дизель.

"В начале марта познакомился с Еленой, менеджером АЗК WOG на Днепровской набережной в Киеве. Кстати, это та заправка, где я встретил парня, вывозившего людей из Бучи. Рассказал ей, что мы парамедики, и нам нужно заправлять машину. Каково было мое удивление, когда через короткое время позвонило руководство WOG и предложило бесплатно заправлять медтранспорт", – рассказывает Вячеслав о сотрудничестве с бизнесом.

Когда спасаешь жизнь, счет иногда идет на минуты. Не всегда можно предположить, какой может быть ситуация при эвакуации. Так что любая помощь и поддержка здесь на вес золота.

"В конце августа я встретился с волонтерами в военном госпитале в Покровске. Разговорились. Они рассказали о теракте на железнодорожной станции в Чаплино, который произошел 24 августа, и о 17-летней Насте, семья которой погибла, а она чудом выжила. Девушка получила осколочное ранение в голову и сильные ожоги. Находится в тяжелом состоянии в больнице в Днепре. 2 сентября отвезли ее в Охматдет, где врачи оказали помощь. Оттуда Настю доставим в одну из больниц Австрии, врачи которой имеют большой опыт работы с ожогами. WOG заправит эвакуационный автомобиль, в котором мы будем везти ее в Польшу, а оттуда – самолетом в Австрию. Уже и не сосчитаю, сколько экстренных заправок сделали на АЗК WOG с начала большой войны. Это десятки тонн очень нужного горючего, которое в нашем случае равноценно спасенным жизням", – рассказывает Вячеслав Запорожец.

И суммирует, что для волонтеров и парамедиков "Центра спасения жизни" работы немало. Уверен, что победить украинцев невозможно, поскольку это очень сильный и мощный народ. Мы во что бы то ни стало победим!