Тренд на экологичность задают миллениалы и постмиллениалы — те, кто родился после 1981 года. Сейчас уже недостаточно, чтобы любимый бренд просто делал красивые, качественные и удобные вещи. Необходимо, чтобы производство не оставляло негативного климатического следа.

Более трети британских потребителей утверждают, что покупают продукцию экологически ответственных компаний, по данным Simon-Kucher & Partners. 84% британцев и американцев заявляют, что не будут пользоваться брендами, пренебрегающими экологической составляющей. А 60% миллениалов готовы платить больше за экофрендли товары. Такие результаты показал опрос Global Sustainability Study среди 10 000 человек из 17 стран в 2021 году.

Это начало "зеленого разворота" в экономике, которое радикально повлияет на бизнес и на поведение потребителей. Для зеленой экономики важна не только прибыль, но и влияние на общество и планету.

Через пять-десять лет эти поколения станут самой многочисленной и платежеспособной группой. Ее представители окажутся по обе стороны бизнеса: клиенты и владельцы. Это создает дополнительные вызовы для бизнесменов. Но и новые возможности.

Будущее за шерингом?

Как не остаться за бортом трендов, которые набирают объемы и будут определяющими в успешности бизнесов? Ответ – правильная бизнес-модель. Вот одна из них.

Шеринг – один из наиболее ярких примеров зеленой экономики. Словосочетание "шеринговые сервисы" появилось десять лет назад. Сегодня – это довольно быстро растущая бизнес-модель.

Суть шеринга в том, что ты не должен покупать товар, которым пользуешься только иногда. Достаточно иметь удобную возможность получить его при необходимости на время.

Раньше это называли "прокатом": компании централизованно сдавали что-то во временную аренду. Теперь модель претерпела существенные изменения. Причина – диджитализация, которая создает путь от владельца к заказчику напрямую, peer-to-peer.

Сегодня, чтобы взять что-то на прокат, понадобится несколько минут на соответствующей платформе, где ты видишь условия и отзывы, а также получаешь гарантии того, что безопасно воспользуешься нужной опцией. А если нет – у тебя будут все механизмы отстоять свою правоту.

А что получает от этого бизнес? Миллионы пользователей и отсутствие потребности владеть товаром, который он продает.

Вот несколько примеров. Сервис Airbnb, через который можно бронировать жилье, не владеет недвижимостью. А blablacar, платформа для поиска попутчиков, соответственно не владеет таксопарком. Но это наиболее известные глобальные шеринговые сервисы, работающие по принципу peer-to-peer.

Американская одноранговая компания каршеринга Turo появилась в 2010 году. К середине 2021 года на платформе было 85 000 активных пользователей и 160 000 машин, вместимостью более 7500 мест. У компании нет собственных автомобилей — их сдают в аренду сами владельцы, а Turo только предлагает удобный путь между предложением и спросом.

В середине 2010-х консалтинговая компания PwC проанализировала десять сфер экономики: пять с традиционной и пять с шеринговой моделью. В 2013 году "инновационная пятерка" заработала скромные $15 млрд, а "традиционалисты" – $240 млрд. Но по прогнозу PwC, к 2025 году эти показатели сравняются на уровне $335 млрд. А дальше – планируется тотальное доминирование шеринговой модели.

Этот прогноз кажется реалистичным, учитывая, что доход только Airbnb за 2022 год составил почти $8,5 млрд. Секрет успеха – совместное пользование является сочетанием двух основных принципов – экологичности и практичности.

Гранты для украинских "зеленых"

Казалось бы, какая зеленая экономика в Украине во время войны? Это же "не ко времени". Однако ЕС и Европейский банк реконструкции и развития так не считают и активно раздают украинским компаниям гранты на внедрение "зеленых" решений. И это не о целесообразности, а о приоритетах важных мировых институтов, задающих темп внедрению зеленой экономики.

Например, украинская компания МХП Эко Энерджи (занимается энергетическим и экологическим направлениями в холдинге МХП), получила от Еврокомиссии в рамках программы Horizon Europe, которая будет действовать до 2027 года, грант почти в 1,4 млн евро на проект по производству биогаза и зеленого водорода. А 13 украинских компаний выиграли климатические инновационные ваучеры по 50 000 евро на разработку и внедрение зеленых технологий, которые сокращают выбросы CO2, повышают энергоэффективность или предотвращают климатические изменения.

А теперь о нишах, в которых работают победители.

Компания Ре-Лиф Текнолоджи производит бумагу из опавших листьев. Carbominer разработала технологию улавливания CO2 из воздуха для использования в парниках. PDM Engineering создала комплекс для мониторинга и оптимизации энергопотребления. AEV Charging Factory и Ecofactor Charge занимаются зарядными станциями для электромобилей.

Направление понятно. Что дальше

Поток инвестиций и грантов в зелёную экономику Украины увеличится после победы в войне против России. Украина как кандидат в члены ЕС будет отстраиваться в логике Европейского зеленого курса – амбициозной инициативы по достижению нулевых выбросов углекислого газа на континенте до 2050 года.

В первую очередь "Зеленый курс" коснется энергетики и транспорта. Исчезнут автомобили с двигателями внутреннего сгорания – ожидается, что ЕС запретит продавать на своей территории новые бензиновые и дизельные автомобили после 2035 года.

Постепенно будет уменьшаться спрос на товары, нарушающие принципы экологичности. Закенселится все, что для своего производства требует слишком много "грязной", полученной из ископаемого топлива, энергии.

Уже через несколько лет ЕС введет налог на содержащую углерод продукцию. Это так называемый механизм корректировки выбросов углерода (C arbon Border Adjustment Mechanism, CBAM). Сначала он заработает в энергетике, производстве цемента, стали и удобрений, но постепенно распространится и на другие отрасли. Результат очевиден: продуцируешь много CO2, нет возможности конкурировать с "зелеными" игроками и привлекать инвестиции.

Ищем бизнес-ниши

Если вы уже сейчас пошли изобретать вечный экологически чистый двигатель или догонять Airbnb, чтобы получить грант или заинтересовать инвесторов, остановитесь.

Ценность этого периода в том, что "зайти" может любая инициатива, отвечающая критериям постоянства:

  • уменьшает загрязнение;
  • повышает энерго- или ресурсоэффективность;
  • развивает местные сообщества.

Не верите? Вот вам еще один из недавних победителей грантов от ЕБРР и ЕС: компания, предложившая стеновые панели на основе конопли. Оказывается, панели уменьшают выбросы CO2 от строительных материалов и создают более здоровое жилое пространство.

Поэтому первый совет – хороший брейншторм. Это то, что вам нужно, чтобы увидеть вроде бы очевидные, но перспективные направления зеленого бизнеса. К примеру, онлайн-платформу, которая связывает местных производителей пищевых продуктов с местными ритейлерами. Результат – сокращение транспортных расходов и углеродного следа, развитие малого и среднего местного бизнеса. Можно несколько развить идею и сделать это для органических продуктов. В конце концов, можно даже открыть салон красоты, где будет использоваться исключительно натуральная косметика.

Второй совет – присмотритесь к крупным игрокам, которые уже работают на рынке. К примеру, Bikenow и Bolt предлагают в аренду велосипеды и электросамокаты. А как насчет проката разных видов индивидуального электротранспорта в принципе?

И, наконец, третий совет – думайте out of the box. Не только о солнечных панелях или уменьшении выбросов, но и обо всем, что помогает создать постоянную среду, в которой комфортно жить.

По данным компании Oxford Economics, лидера в мировом экономическом прогнозировании и анализе, к 2050 году новые зеленые ниши в бизнесе создадут возможностей в глобальном ВВП на $10 трлн. И эти возможности будут доступны многим из тех, кто станет делать свой бизнес экологически дружественным уже сегодня.