Как украинскому автомобилю попасть на мировой рынок
Опыт многих стран, в различных внутренних и внешних условиях добившихся успеха в подъеме промышленности, позволяет выделить пять основных типов стратегии развития инновационного потенциала. Попробуем представить, как можно применить каждую из них в современной Украине.
Стратегии использования природных ресурсов придерживались, в основном, государства с богатыми запасами нефти: страны Персидского залива, Венесуэла, отчасти Индонезия.
Ее суть - в освоении и экспорте природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций и последующим использованием доходов для повышения благосостояния населения и развития отраслей, ориентированных на внутренний рынок.
В машиностроении использовать эту стратегию трудно, но возможно. Например, при наличии железной руды, целесообразно создать металлургически комплекс: производство чугуна, стали, спецстали, а далее выпускать простые и более сложные детали.
Украина по этому пути не идет - железорудное сырье поставляется на металлургический завод в Словакию, где производится автомобильная сталь, которую и приобретают украинские автозаводы. Нелогично, ведь при определенной политике государства можно было бы говорить о создании единого машиностроительного комплекса и эту же сталь использовать не только для производства автомобилей, но и другой техники.
Стратегия передовых рубежей – основа промышленной политики США, Германии, Франции, Японии и других развитых индустриальных стран.
Она предполагает использование передовых достижений научно-технического прогресса для создания новых продуктов и технологий с последующим формированием спроса и новых рынков.
Если говорить о машиностроении в целом и автомобилестроении в частности, то в рамках стратегии передовых рубежей государство всячески стимулирует предприятия на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, поощряет, в том числе материально, инновации в автомобилестроении и смежных отраслях, производящих продукцию для машиностроения.
Традиционно автопредприятиям позволяется на льготных условиях или даже за гранты от государства вести работы, связанные с поддержанием на высоком техническом уровне своей автомобильной продукции и созданием новых образцов. К сожалению, по понятным причинам для нас этот поезд ушел.
Многие страны, находящиеся в роли догоняющих, успешно используют стратегию преследования.
Располагая дешевой рабочей силой и необходимыми ресурсами, они осваивают производство выпускаемой в развитых странах продукции и заполняют ниши на рынках, вытесняя основных производителей.
На первых этапах потребителю не предлагается новый товар – упор делается на воспроизведение уже созданных образцов по более низкой цене. Только закрепившись на рынках и в нишах, они переходят к выпуску более качественных и оригинальных изделий.
Такая стратегия отлично сработала для автомобилестроения Японии, Южной Кореи, других стран Юго-Восточной Азии. В значительной степени ее использует и Китай, стремящийся таким образом выйти в список мировых лидеров по массовости и объемам производства/потребления автомобилей.
Для Украины в текущих экономико-политических обстоятельствах эта стратегия не подходит совершенно – нам попросту нечем догонять.
Стратегия заимствования предполагает либо копирование продуктовых и технологических решений у более развитых государств/компаний, либо приобретение существующих промышленных технологий производства новых продуктов – работу по лицензии.
На определенном этапе развития экономики это может быть хорошим решением в тех случаях, когда заимствование осуществимо на приемлемых условиях.
Сегодня ситуация в мире такова, что практика продажи передовых конструкций и технологий чего-либо, в том числе, разумеется, и автомобилей, отсутствует. Достаточно вспомнить свежий прецедент с продажей Opel, когда доступ к далеко не самым передовым технологиям автомобилестроения стал главным камнем преткновения в международной сделке.
Вывод: страны-лидеры готовы отдавать лишь устаревшие технологии и снятые с производства продукты, и то со скрипом и ворохом условий и ограничений. Соответственно, преимущественная ориентация на импорт технологий не оставляет стране других вариантов, кроме как быть в роли вечного (!) догоняющего.
Разумеется, в этом случае об инновациях не может быть и речи. Готова ли Украина еще полвека пасти задних? Не думаю.
Оптимальное и самое эффективное решение для Украины сегодня – реализация стратегии присоединения, предусматривающей развитие отрасли посредством привлечения продуктовых и технологических инноваций со стороны более развитых стран и компаний и внедрение их в текущую деятельность национальных предприятий, путем обеспечения особых условий и преференций для их работы.
Поясню. Государство создает режим максимального благоприятствования для внешних инвесторов – заманивает зарубежного производителя на свою территорию, применяет финансовые и другие стимулы.
В таком случае возможен взаимовыгодный симбиоз: производитель получает максимальную выгоду и благоприятную среду, а государство – возможность создать/развить стратегически значимую отрасль. По этому пути пошли практически все наши соседи, ощущавшие явную нехватку ресурсов для ведения собственной инновационной деятельности и развития автопроизводства.
Реализацию именно этой стратегии я бы очень хотел увидеть в Украине. Вариантов может быть масса: участие инвестора на условиях совместного предприятия или 100%-й выкуп активов, использование существующих материально-технических баз и мощностей или приход на зеленую площадку, фискальные преференции или компенсация затрат и издержек, производство для внутреннего рынка или работа на экспорт. Как бы там ни было, краеугольным камнем здесь является политическая воля и долгосрочное стратегические планирование государства Украина.
Потребление автомобилей растет по экспоненте. Страны-лидеры остро нуждаются в новых мощностях и заинтересованы в расширении своих рынков. Этот тот самый шанс, за который Украина должна ухватиться ногами, руками и зубами, чтоб окончательно не утратить возможности возродить автомобильную отрасль. Действовать нужно прямо сейчас – другого может и не быть.